Тема. Средства массовой коммуникации (СМК) как мезофактор социализации
Вопросы для обсуждения:
1. СМК как социальный институт.
2. СМК как фактор социализации.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 62 – 66.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – с. 152.
Дополнительная
- Фролов С.С. Основы социологии. – М.; 1997. – с. 52 – 55, 265 – 267.
4. Материалы в папке «Социальная педагогика» (каб. 14).
5. Зазнобина Л. С. Школа и СМИ // Педагогика. – 1999. - № 5. – с. 72 –75.
6. Назаров М. М. СМК и российское общество на пороге 21 века // Социально-гуманитарные знания. – 1999. № 5. – с. 11 – 21.
7. Потрубач И. Н. Проблемы информационной безопасности. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 2 – с. 264 – 273.
Задания:
- Изучить литературу, подготовиться к вопросам семинара.
- Повторить материал по темам «Социальные институты» и «Процесс институализации».
- Охарактеризовать СМК как социальный институт: определить признаки и функции СМК как социального института.
- Выделить основные социализирующие функции СМК.
- Охарактеризуйте влияние СМК на социализацию человека как позитивное и негативное (здоровье, уровень информированности и образованности, мировоззрение др.). Проиллюстрируйте это примерами, фактами.
Семинар 4
Тема. Влияние группы сверстников и субкультур на социализацию человека
Вопросы для обсуждения:
- Группа сверстников как фактор социализации.
- Субкультура как фактор социализации.
- Характеристика современных молодежных субкультур.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 66 – 73.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. С. 364 – 369.
Дополнительная
3. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1983. – 255 с.: ил.
4. Иванова И. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.34-37.
Задания:
1. Раскрыть понятие группы сверстников (ист.2, С.95).
2. Выделите и опишите подходы к классификации групп сверстников (ист.2, С. 95-96; ист.3,С. 139-140).
3. Выделите и опишите возможную структуру групп сверстников (ист.2,С. 95).
4. Выделите и опишите социализирующие функции группы сверстников (ист. 2, с.96-100; ист. 3,С.128-136).
5. Раскройте понятие субкультуры (ист.2, С. 62-63).
6. Выделите и опишите характеристики субкультуры (ист.2,С. 63-67)
7. Охарактеризуйте социализирующие функции субкультуры (ист.2, С.68).
8. Охарактеризуйте детскую субкультуру (ист.4).
9. Подготовьте сообщение о какой-либо молодежной субкультуре в соответствии с выделенными признаками субкультуры (см. задание 6), (ист.1, С.364). Можно воспользоваться материалом, представленным в папке вместе с планом к семинару. Поощряется самостоятельный поиск литературы по данному вопросу.
Семинар 5
Тема. Организация взаимодействия в воспитательной организации
Вопросы для обсуждения:
- Организация группового взаимодействия.
- Организация межгруппового взаимодействия.
- Организация массового взаимодействия.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 37 – 56, 98 – 109.
2. Педагогика: пед. теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. -М.: Академия, 1998. – с. 49 – 53.
Дополнительная
3. Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система // Воспитание школьника. – 1994. – №2.
4. Вульфов Б.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. – 1992. – № 5, 6.
5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. –1993. – № 3.
6. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004.
Задания:
- Проанализируйте понятие взаимодействие;
- Выделите этапы группового взаимодействия;
- Охарактеризуйте понятия: кооперативное взаимодействие, конкурентное взаимодействие, деструктивный конфликт, конструктивный конфликт;
- Дайте характеристику типам организации межгруппового взаимодействия;
- Выделите этапы организации массового взаимодействия;
- Разработайте план организации группового или массового взаимодействия, подготовьте презентацию плана.
Самостоятельная работа 1
Вопросы для изучения:
1. Этнос как социокультурный феномен.
2. Этнос как фактор социализации.
3. Язык как средство социализации.
Литература
Основная
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – С.37-42.
Дополнительная
2. Бао Хун Национально-культурная специфика фразеологизмов в русском и китайских языках // Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры,1999. – С.305-310.
3. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 304с.
4. Маслова В.А. Связь мифа и языка // Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры,1999. – С.159-163.
5. Неустроев Н. Как воспитывали северян // Воспитание школьников. – 2001. - № 2. – с. 32 – 34.
6. Щекина СС. Этикетные качества личности поморов // Пед. культура Европейского Севера: Сб. н. ст., - Арх., ПГУ, 2000. – с. 22 – 32.
7. Язык – Культура – Этнос / С.Л. Арутюнов, А.Р. Багдасаров и др. – М.: Наука, 1994. – 223 с.
Задания:
1. Опишите воспитательные традиции одного из народов России по выбору.
2. Раскройте влияние менталитета на социализацию человека
3. Выделите основные функции языка, его роль в формировании этнической принадлежности.
Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.
Форма контроля – анализ текстового материала
Самостоятельная работа 2
Вопросы для изучения:
3. СМК как социальный институт.
4. СМК как фактор социализации.
Литература
Основная
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 62 – 66.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – с. 152.
Дополнительная
10. Зазнобина Л. С. Школа и СМИ // Педагогика. – 1999. - № 5. – с. 72 –75.
11. Назаров М. М. СМК и российское общество на пороге 21 века // Социально-гуманитарные знания. – 1999. № 5. – с. 11 – 21.
12. Потрубач И. Н. Проблемы информационной безопасности. // Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 2 – с. 264 – 273.
Задания:
6. Изучить литературу.
7. Охарактеризовать СМК как социальный институт: определить признаки и функции СМК как социального института.
8. Выделить основные социализирующие функции СМК.
9. Охарактеризуйте влияние СМК на социализацию человека как позитивное и негативное (здоровье, уровень информированности и образованности, мировоззрение др.). Проиллюстрируйте это примерами, фактами.
Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.
Форма контроля – собеседование на СМ № 2.
Самостоятельная работа 3
Вопросы для изучения:
1. Группа сверстников как фактор социализации.
2. Характеристика современных молодежных субкультур.
3. Субкультура как фактор социализации.
Литература
Основная
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. С. 66 – 73.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. С. 364 – 369.
Дополнительная
3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1983. – 255 с.: ил.
4. Иванова И. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.34-37.
Задания:
1. Раскрыть понятия группы сверстников и субкультуры.
2. Выделите и опишите подходы к классификации групп сверстников.
3. Выделите и опишите возможную структуру и социализирующие функции групп сверстников.
4. Выделите и опишите характеристики и социализирующие функции субкультуры.
5. Подготовьте сообщение о какой-либо молодежной субкультуре в соответствии с выделенными признаками субкультуры
Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.
Форма контроля – собеседование на СМ № 2.
Самостоятельная работа 4
Вопросы для изучения:
1. Организация взаимодействия в воспитательной организации.
Литература
Основная
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. педвузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000.
2. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. – М., 2004.
Дополнительная
4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.
5. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1983.
Задания:
1. Повторить: понятия взаимодействие, виды взаимодействия
2. Сформулируйте цели и задачи предстоящего мероприятия.
3. Определите тему и содержание мероприятия.
4. Выделить этапы взаимодействия, их содержание
5. Продумайте содержание и способы организации деятельности воспитанников, приемы активизации их деятельности на каждом этапе работы (целеполагания, распределения обязанностей, осуществления деятельности, анализа).
6. Подготовьте презентацию сценария мероприятия
Количество часов на выполнение самостоятельной работы – 2.
Форма контроля – анализ презентации на СМ № 3.