III.3. Методика организации домашней учебной работы




Существующее разнообразие видов домашних заданий ставит вопрос о соотношении их видов, о содержании и объеме домашних заданий, т.е. о методике организации домашней работы, которая является одним из слабых мест как в теории, так и в практике обучения.

Ни в учеб­ных, ни в методических пособиях до сих пор нет теоретического обоснования отбора домашних заданий. Есть лишь общие указания. Например, В.Я.Вивюрский сформулировал четыре принципа построения системы домашних заданий: принцип взаимосвязи классной и домашней работы; принцип самостоятельной учебной деятельности учащихся; принцип конкретизации абстрактного материала; принцип дифференциации и дозировки домашних заданий.

Организуя домашнюю самостоятельную работу, учитель должен ответить на такие вопросы как: что задавать; как задавать и когда задавать на дом.

Определяя объем домашних заданий по предмету, учитель должен руководствоваться нормами максимальной учебной нагрузки учащихся, установленные СанПиНом (Санитарные правила и нормы для школьных учреждений, подготовленные Госсанэпиднадзором России), согласно которым учащиеся должны заниматься дома не более указанного в таблице 2 времени.

Таблица 2

Гигиенические требования к продолжительности выполнения домашних

заданий

Класс                      
Кол-во часов Со 2-го полуг. до 1 ч. До 1,5ч. До 2ч. До 2,5ч. 2,5ч.   2,5 ч. До 3 ч. До 3 ч. До 4 ч. До 4 ч. До 4 ч.

 

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум –максимум». При этом задания-минимум являются обязательными для всех, а задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющим к нему склонность, они могут быть нерегулярными [16, С.284].

Можно сформулировать ряд требований к организации домашних заданий:

- задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

- задание должно быть мотивировано, пробуждать в учащихся любознательность и радость открытия (установка на познавательные интересы учащихся);

- задание можно давать фронтально, дифференцированно, но всегда с учетом особенностей учащихся класса (установка на индивидуализацию);

- задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы (разнообразие заданий);

- задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (установка на развитие самостоятельности);

- каждое задание должно быть трудным, но одновременно посильным для учащихся (установка на преодоление трудностей учения);

- задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т.п.(установка на развитие мышления);

- задание должно предварять его проверку (установка на контроль);

- задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями других учителей класса (учет объема заданий) [15, С. 49-50].

Отвечая на вопрос, что задавать на дом, следует учитывать и возрастные особенности учащихся. Как известно, домашние задания в начальной и средней школе отличаются по содержанию, объему, сложности. Однако, требования к ним являются общими для учащихся различных возрастных групп. Например, разнообразие заданий – необходимое условие плодотворной работы как в начальной, так и в старшей школе. Отличаться будет только методика их реализации. Для начальной школы важно соблюдение требования посильности домашних заданий. Нельзя допустить, чтобы домашняя работа принесла ребенку огорчение, ребенок должен идти в школу с легким сердцем, с радостной перспективой. Поэтому, домашняя работа по степени трудности должна быть легче той работы, которая выполнялась в классе, или по крайней мере равна ей.

В среднем звене увеличивается объем материала для домашней работы. От учащихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы: умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. Эти особенности ведут к разнообразию видов домашних заданий, к увеличению доли заданий творческого характера, чаще даются задания на длительные сроки.

В старших классах увеличивается количество заданий на самостоятельное приобретение новых знаний из книг, через наблюдения, опыты. У учащихся появляется большая возможность работать в том направлении, к которому есть интересы и склонности. Поэтому шире используется дифференциация заданий.

Следующий вопрос, на который следует ответить при организации домашней самостоятельной работы – как и когда задавать на дом?

Во всех методических пособиях указывается, что домашнее задание нельзя давать наспех, для этого нужно отводить специальное время урока, а методика задавания должна быть также продумана, как и методы объяснения нового материала. К каждому домашнему заданию необходим инструктаж, цель которого заключается в рекомендациях по подготовке домашнего задания. Проводиться он может не только в конце урока, но и во время изучения нового материала, т.е. где это целесообразно.

Различают несколько видов инструктажа: 1) учащимся показывают, что работа над домашним заданием аналогична проводимой в классе; 2) предложив задание, учитель сам или при помощи учащихся проделывает несколько упражнений, похожих на те, с которыми учащиеся будут иметь дело дома; 3) учитель, анализируя домашнее задание, рассматривает наиболее сложные его элементы, предупреждает учащихся о трудностях и возможных путях их преодоления; 4) делает общий обзор заданного и подчеркивает самое главное (существенное). Здесь же указывается, где кроме учебника можно найти дополнительное разъяснение [15, С.51].

Содержание инструктажа различно в зависимости от возраста учащихся. Так, например, в начальных классах инструктаж сопровождается подробным разъяснением содержания домашнего задания, способов его выполнения. Учитель обязательно выясняет - все ли поняли и записали задание (прочитай, как ты записал; повтори, какое наблюдение ты сделаешь дома и пр.).

В результате инструктажа учащиеся должны узнать цель домашнего задания, его объем, требования к нему (что нужно усвоить и на каком уровне?).

Кроме этого, учащиеся должны знать, как организовать работу, как заучивать, как оформлять результаты, как осуществлять самоконтроль. Разъяснение приемов самостоятельной работы над домашним заданием будет зависеть от возраста учащихся, их подготовленности, от вида задания. Чтобы учащиеся были заинтересованы в овладении приемами самостоятельной работы, учитель при проверке домашнего задания должен интересоваться не только правильностью и качеством его выполнения, но и характером умений к которым прибегал ученик при выполнении задания.

Важное значение имеет сам процесс проверки выполненных работ. Чтобы установить факт выполнения домашнего задания и глубоко проверить его у некоторых учащихся, учитель может бегло просматривать все тетради, а для тщательной проверки собрать их у 3-5 учеников. Не обязательно всегда проверять в классе упражнения, которые учащиеся выполнили дома. Лучше в начале урока предложить учащимся небольшую самостоятельную работу. Это можно сделать, если тема урока является продолжением предыдущей, если тема новая, то проверку можно проводить и в конце урока.

При проверке устных заданий целесообразно проводить рецензирование ответов учащимися, которые должны выделить достоинства и недостатки ответа. Рецензирование способствует развитию речи, учит критически мыслить и оценивать знания.

Как видим, формы контроля домашнего задания могут быть самыми разными: контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учащегося на уроке у всех или отдельных учащихся; контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, когда все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей; внеурочная проверка тетрадей учителем;

непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания; взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;

самоконтроль учащихся; контроль письменных работ, проводимый хорошо успевающими учениками [4, С.59-60].

Таким образом, проверка домашнего задания является также важным средством формирования ответственного отношения учащихся к домашней работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: