Как добиться психологической комфортности?




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр имени Героя Советского Союза

Расковой Марины Михайловны»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Доклад по теме:

«Создание комфортной образовательной среды – приоритетное направление деятельности общеобразовательного учреждения»

Сметанкина Ирина Викторовна

Учитель начальных классов

Февраль, 2022 г

Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней учащихся. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

В. А. Караковский

 

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени ребенка, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата.

Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более остро востребованными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы является в достижении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Психологический климат в классе - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.

Образовательное пространство школы:

Образовательное пространство школы должно включать в себя два контрастных пространства: учебное и игровое. Кабинет: оснащение (мебель, дидактический материал.) Оснащение кабинета питьевой водой, уголки для отдыха. Использование электронных образовательных ресурсов, использование мультимедийного проектора позволяет расширить исследовательское поле обучающихся.

библиотека

актовый зал (традиционное место публичного предъявления результатов в различных видах деятельности)

спортивный зал

место отдыха

Образовательная среда – это и образовательная программа. Образовательный процесс в школе организован в соответствии с современными требованиями к обучению. Администрация и педагогический коллектив школы стремятся создать условия для развития способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Особенно это актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам.

В учебном процессе учителя используют разнообразные технологии, позволяющие развивать мотивацию учащихся. Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого ребенка, а с другой стороны – отразят специфику самой школы.

Реализация принципа психологической комфортности на уроках достигается следующими приёмами и методами:

1. Оценка психологического состояния класса в целом и нервно-психического состояния отдельных учащихся (конфликтная ситуация, проблема здоровья).

2. Психологический настрой учащихся в начале урока.

Использование карточек выражающих соответствующее эмоциональное состояние (радость, грусть). Например: «Улыбнитесь, посмотрите, друг на друга, подарите улыбки и хорошее настроение своим товарищам. Пусть такое настроение сохранится у вас в течение всего урока». Установка учащихся на оптимистическую перспективу, на конкретный результат в начале урока. Например, (при сниженной работоспособности) «Сегодня у нас интересный и увлекательный урок, вы все справитесь с заданием и получите пятёрки!».

3. Психологический климат на уроке. Организация работы на уроке таким образом, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции.

4. Создание ситуации успеха. Атмосфера доброжелательности. Поддержка и помощь со стороны учителя (не бойся, я с тобой; ты сможешь; у тебя всё получится). Персональная исключительность (только вы можете справиться с этим заданием). Авансирование (для закрепления ситуации успеха в определённых случаях - преднамеренное завышение оценивания результата работы). Мотивация (это необходимо для…). Скрытая инструкция (не забудь, обрати внимание, хорошо было бы если…).

5. Предупреждение психоэмоциональных перегрузок. Использование на уроках эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, весёлая история, юмористическая картинка, музыкальная минутка и т.д.). Психокоррекционные паузы (цветные кубики).

Необходимо отметить, что на уроке важен не только психологический, но и интеллектуальный комфорт:

-смена видов деятельности;
-темп урока;
- поощрение учащихся (обязательно положительное отношение к малейшему успеху учащихся);
- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся (разноуровневые задания, с учётом знаний и способностей учащихся);

- аргументированная оценка.

Успешность в обучении напрямую связана со здоровьем ребёнка, соответственно на уроке необходим и физический комфорт:
- упражнения для глаз;
- дыхательные гимнастики;
- динамические паузы (тематические);

- физминутки
- релаксация (в любой части урока).

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий комфортности в школе. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Ушинский писал, что в классе должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.

Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

Под комфортностью образовательной среды понимается, прежде всего, атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья учащихся является важной задачей для современной общеобразовательной школы. Эта необходимость диктуется ухудшением здоровья учащихся, ростом числа отклонений от общепринятых норм поведения и правонарушений среди несовершеннолетних. В настоящее время большое количество детей школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками.

«Толковый словарь русского языка» дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют ».

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

· Психологическая

· Интеллектуальная

· Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

· положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

· доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Действия учителя по созданию здоровой психологичекой комфортной среды сводятся к обеспечению благоприятных условий для взаимодействия «учитель-ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.

Как добиться психологической комфортности?

· использовать в своей работе просьбы, а не требования;

· использовать методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

· использовать компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;

· добиваться четкой организации урока или мероприятия, а не жесткую дисциплину;

· не допускать стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);

· создавать "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;

· использовать на уроках или мероприятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к. он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как "дома". Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они "замешаны" на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только% учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.

Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: курение, демонстративный интерес к противоположному полу и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: