Психологические особенности использования средств обучения. Электронные средства обучения




В предыдущем разделе было показано, что средства обучения повышают продуктивность процесса обучения. Однако результативность использования средств обучения будет высокой, только если учитель представляет и понимает психологические основы их применения. Остановимся на их рассмотрении, используя при этом разработки Г.М. Коджаспировой и А.Е. Петрова [13], Г.И. Хозяинова [28].

Как известно из психологии, зрительные анализаторы облада­ют значительно более высокой пропускной способностью, чем слу­ховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Кроме этого, информация, воспринятая зрительно более осмысленна, она лучше сохраняется в памяти. Отсюда следует, что учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слу­ховых средств подачи информации, т.е. использовать все группы средств обучения.

Покажем, какую роль играют средства обучения на различных этапах процесса усвоения знаний. На начальном этапе процесса усвоения - ощущении и восприятии, все сигналы, воспринимаемые через органы чувств и ставшие фактором сознания, подвергаются логической об­работке, попадают в сферу абстрактного мышления. Средства обучения вводят в класс фактический материал, отражающий мир природы, жизни, науки. Причем для опознания простого, ранее неизвестного, предмета че­ловеку необходимо: при словесном описании - 2,8 с; при изображе­нии на контурном рисунке - 1,5 с; на цветной фотографии - 0,9 с; средствами кино - 0,7 с; при демонстрации предмета в натуре - 0,4 с. Однако, как бы искусственные изображения ни отличались от их оригиналов, как видно из приведенных данных, они значительно ускоряют и уточняют восприятие их реальных прототипов, но толь­ко при условии учета особенностей восприятия экранного изобра­жения детьми, которое нередко переоценивается и механизм кото­рого не всегда понимается учителем.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обес­печивают в дальнейшем переход к более высокой сту­пени познания - понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности выделяют так называемую логическую на­глядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схе­мы отношений понятий, круговые схемы, классификационные древа. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому элементу. Схемы, таблицы и тому подобные символические структуры прекрасно отображаются на кодопособиях, можно подготовить серии слайдов, вычертить их на эк­ране монитора и распечатать. В результате осуществляется пе­реход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует формированию у учащихся абстрактного логичес­кого мышления.

Как видим, в процессе восприятия чув­ственные образы включаются в суждения и умозаключения. Зна­чит, более полное использование зрительных и слуховых анализа­торов создает в этом случае основу для успешного протекания сле­дующего этапа процесса познания - осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение на­глядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление при­чинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудио­визуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысления.

Значительную роль средства обучения играют в запоминании как логическом за­вершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению по­лученных знаний в образах, создавая яркие опорные моменты, помогают за­печатлеть логическую нить материала, систематизировать изучен­ный материал.

На этапе применения знаний средства обучения помогают овладеть знаниями, закрепить их, сформировать умения и навыки.

….

Компьютер как средство обучения. Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психо­логических особенностях взаимодействия человека с машиной в усло­виях использования компьютера как средства обучения. Диапазон компьютерных программ очень широк: от простей­ших программ, предназначенных для передачи определенной информации, закрепления навыков, до интеллектуальных обу­чающих систем, осуществляющих рефлексивное управление обуче­нием, ведущих диалог с обучаемым на языке, близком к естествен­ному, и по мере накопления опыта совершенствующих стратегию обучения. Компьютерное обучение имеет много преимуществ пе­ред традиционными ТСО, особенно в психологическом плане, как уже говорилось выше.

В компьютерных программах реализуется идея включенного обучения, когда ребенок, выполняя предлагаемые ему действия, неред­ко игрового и занимательного характера, получает новую инфор­мацию, вырабатывает и закрепляет новые умения и навыки. При обучении с использованием компьютера можно широко использо­вать задачи на моделирование различных ситуаций, поиск и исправ­ление ошибок и неисправностей в предложенных решениях или моделях при наличии большого числа способов решения. Ученик может составить алгоритм решения задач определенного типа, что формирует способы действия в типичных ситуациях. Постоянно получая объяснение, почему тот или иной выбранный им способ решения задачи удачен или нет, он учится осознавать и оцени­вать свою деятельность.

Кроме этого, компьютер повышает активность работы учащегося в процессе получения и усвоения информации. Современные информационные технологии обучения вовлекают ученика в дей­ствие, происходящее на экране монитора, благодаря тому, что мно­гие обучающие программы носят интерактивный характер: собе­ри грибы, тогда белочки тебя пропустят дальше (ребенок, собирая грибы, учится работать с мышью компьютера, быть собранным, внимательным, координировать свои реакции и действия); прого­ни злого волка, тогда дойдешь до домика, где живут семеро весе­лых козлят, которые покажут много интересного и многому на­учат, и т.д. («Волшебные сны» из серии развивающих игр фирмы «Никита»). Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает способности к анализу и обобщению. Компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, ри­сунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр. При этом стимулируются мыс­лительная деятельность обучаемых, творческая активность, макси­мально удовлетворяются познавательные потребности. Ученик по­лучает возможность применить собственные методы и приемы ра­боты.

Но, с другой стороны, возникает и множество негативных моментов. Немецкий ученый X. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

а) опасность подавления межличностного общения, так как в свя­зи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному вос­питанию;

б) усиление социального неравенства, так как приобретение до­рогостоящей техники доступно не всем;

в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

г) ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свой­ственна так называемая дигитализация - приспособление мышле­ния человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на фор­мальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

д) отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчи­ков программ;

е) пассивность усвоения информации, так как у создателей про­грамм есть стремление сделать усвоение материала простым и не­трудоемким;

ж) опасность снижения социализации человека, т. е. его пребы­вания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей).

Другая опасность возникает, когда жесткая реакция некоторых программ на малейшие промахи ученика травмирует психику, при­водит к нарастанию внутренней неудовлетворенности и синдрома «боязни ошибки», возвращая ребенка к тем же проблемам, что и традиционное авторитарное обучение. У ребенка возникают не­врозы и стрессы, ослабляется зрение.

Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процес­са, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации, мировоззрения и ценностных отношений. Малопригодны компью­теры для того, чтобы принять на себя воспитательные функции. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосред­ственное обсуждение проблем. Компьютерные конференции могут снять пространственные и временные ограничения в процессе функ­ционирования информации, но не могут заменить реальных конфе­ренций, дискуссий, симпозиумов.

Неоднозначно компьютеризация обучения влияет и на учителя. У ряда учителей есть страх перед компьютером, психологические барьеры к его использованию. У других возникает ощущение, что учитель превращается в оператора машины, так как он использует на занятиях готовый программный продукт, в котором все - от целей до форм и методов обучения - предопределено, и это снижает их ответственность за результаты обучения. Есть и фанаты компь­ютеризации учебного процесса, которые не признают других под­ходов к обучению и абсолютизируют ее сильные стороны, игнори­руя негативные и слабые. Использование компьютеров в обучении оправданно только тогда, когда это приводит к повышению его ре­зультативности, максимально нейтрализуя отрицательное воздей­ствие. Это, в свою очередь, требует основательных психолого-педа­гогических исследований всех проблем, связанных с компьютери­зацией учебного процесса.

Электронный учебник. В условиях информатизации общества и образования в частности, появляется «новый жанр учебной литературы - электронный учебник», для создания которого недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная [3]. Что же такое «электронный учебник», каково его назначение, что у него общего и чем он отличается от обычного учебника?

Так, например С.А. Христочевский считает, что электронный учебник – это особая форма учебника, которую можно использовать только с помощью компьютера [30]. Похожий смысл в это понятие вкладывает и Б.Г.Киселев, который под электронным учебником понимает "образовательный информационный ресурс, создание, распространение и использование которого возможно только с использованием современных информационных технологий"[11]. При этом тест, энциклопедия, задачник определяются как различные формы электронного учебника. На наш взгляд, данные подходы к определению электронного учебника носят общий характер, в них не раскрыт смысл, содержание этого понятия. Основная видовая особенность этого учебника, как следует из определений в том, что его можно использовать только с помощью компьютера, но это и так понятно из словосочетания «электронный учебник».

Рассмотрим еще одно определение электронного учебника: "электронный учебник (ЭУ) – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи"[8]. Считаем, что данное определение также не раскрывает сущности понятия «электронный учебник», оно слишком размыто (неконкретно). Более того, согласны с мнением А.Н.Бондаренко, что в нем дается перечисление функций электронного учебника, которые с таким же успехом можно отнести к функциям автоматических обучающих систем (АОС).

На сегодняшний день при наличии разработок электронных учебников и их использования в практике, в теории обучения не обнаружено достаточно полного определения понятия «электронный учебник», в котором бы нашли отражение его существенные признаки.

Тем не менее, авторы - разработчики электронных учебников сделали попытку выделить общие и отличительные признаки учебников в зависимости от вида носителя информации (бумажный или электронный). Они исходили из того, что учебник, в классическом понимании, это книга, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры.Поэтому учебник как электронный, так и печатный, должны иметь общие признаки, а именно:

1) учебный материал излагается из определенной области знаний;

2) этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

3) материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают его целостность.

Отличительными признаками электронного учебника, по сравнению с печатным, являются:

1. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. 2. В электронном учебнике наглядность значительно выше, чем в печатном. Например, в учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено около 50 иллюстраций, в электронном учебнике по этому же курсу имеется около 800 слайдов [9]. 3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. 4. Электронный учебник является мобильным, ведь при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Кроме того, электронный учебник по своей структуре открытая система, его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. 5. ЭУ более доступны, можно легко увеличить его тираж, переслать его по сети.

6. ЭУ многофункциональны, в зависимости от целевого назначения они могут иметь различную структуру.

Конечно, появление электронного учебника ни в коем случае не должно заменить чтение и изучение обычного учебника, более того, электронный учебник должен побуждать учащегося взяться за книгу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: