Диагностическая карта оценки учебных достижений обучающихся 7 класса по предмету «Русский язык»




КиРОП

Практическое занятие 3

Тема: «Конструирование диагностической карты оценки учебных достижений обучающихся 7 класса по предмету «Русский язык»

Диагностическая карта оценки учебных достижений обучающихся 7 класса по предмету «Русский язык»

 

Компетенции (результаты учебной деятельности обучающихся) Образовательная задача (критерии оценивания) Показатели оценки компетенций Описательная характеристика дескриптора Методы диагностики Примечание
низкий средний Высокий
0 баллов 1-2 балла 3 балла
Личностные 1) воспитание российской гражданской идентичности; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 1) Самоопределение личностное, профессиональное, жизненное. 2) Смыслообразование - т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. 3) Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.         1) Психологическая диагностика личностных особенностей и состояний; 2) Метод наблюдения; 3) Беседа; 4) Анкетирование; 5) Анализ продуктов деятельности; 6) Естественный эксперимент. Представленные методы не дают стопроцентно точного результата; Главным минусом проверки личностных компетенций является субъективность. Использование методики исследования самооценки Т. Дембо-С.Я. Рубинштейна позволит выявить уровень самооценки и притязаний. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова понадобится для исследования уровня профессионального самоопределения. Мотивы учения можно проверить при помощи методики М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации». Также можно провести методику изучения ценностей Е.Б.Фанталовой. Уровень воспитанности обучающихся выявляется при помощи методики Н. П. Капустина  
Метапредметные (универсальные учебные действия (УУД))  
Познавательные 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3. Смысловое чтение; 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 1. подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; 2. обозначать символом и знаком предмет и/или явление; 3. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 4. определять свое отношение к природной среде; 5. определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы. Полное несоответствие показателям оценки компетенций   Частичное соответствие показателям оценки знаний (Ученик частично/односторонне овладел умением устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.) Полное соответствие показателям оценки знаний (Ученик полностью владеет и применяет на практике умения классификации, установления аналогий, строит корректные логические рассуждения и т.д) 1) Тестирование; 2) Контрольный срез; 3) Опрос; 4) Эксперимент; 5)Анализ продуктов деятельности При оценивании познавательных УУД важно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. В этом поможет наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении. Также необходимо проводить оценку результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.). Немаловажным при оценке является анализ портфолио обучающегося. Организация учебно-исследовательской деятельности также будет способствовать формированию познавательных компетенций: · урок-исследование, · урок-лаборатория, · урок изобретательства, · урок открытых мыслей
Коммуникативные 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 1. Определять возможные роли в совместной деятельности; 2. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; 3. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Полное несоответствие показателям оценки компетенций   Частичное соответствие показателям оценки знаний (Ученик свободно сотрудничает с учителем и сверстниками, но с трудом может аргументировать свое мнение) Полное соответствие показателям оценки знаний (Ученик легко организовывает сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умеет обоснованно аргументировать свою точку зрения) 1) Метод социометрии. Наблюдение за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности (умение взаимодействовать в учебной, творческой, проектной деятельности); 2) Интервью; 3) Беседа;   Важным условием оценки является учет психических и психологических особенностей каждого учащегося. Для этого эффективным методом станет конструирование ситуаций, в которых обучающийся сможет управлять поведением партнёра, корректировать его, оценивать действия. Постановка учебных ситуаций может включать в себя: толстые и тонкие вопросы, доклады, опросы по цепочке, различные игры («Да-нетка»). Всё это включает в себя и технология проблемного обучения. Также можно включить в практику планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  
Регулятивные 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 1. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; 2. определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; 3. определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов, критерии оценки своей учебной деятельности; 4. наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Полное несоответствие показателям оценки компетенций   Частичное соответствие показателям оценки знаний (Ученик может объяснить наличие нужной информации, и даёт возможность усвоению новых знаний, умений и навыков) Полное соответствие показателям оценки знаний (Ученик умеет найти информацию и выделить из него основные мысли и использовать добытую информацию на практике) 1) Самонаблюдение; 2) Самоанализ.   Участие учителя должно быть м минимальным, он должен выполнять только направляющую функцию. Постановка учебных ситуаций: · Перепутанные логические цепочки, · лови ошибку, · лист решения проблем, · листы самооценки, · технология развития критического мышления
Предметные (по профилю подготовки) 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 1) умение полно излагать изученный материал, давать правильные определения языковых понятий; 2) умение понимать материал, обосновывать свои суждения, применять знания на практике; 3) умение излагать материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка; 4) умения извлекать информацию из различных источников.   Полное несоответствие показателям оценки компетенций   Частичное соответствие показателям оценки знаний (Ученик владеет в некоторой степени базовыми теоретическими знаниями, но не умеет применять их на практике) Полное соответствие показателям оценки знаний (Ученики владеет теоретическими знаниями и свободно применяет их на практике) 1) Опрос; 2) Тестирование; 3) Интервью; 4) Анализ продуктов деятельности;   Важно учитывать индивидуальные способности каждого ученика к восприятию учебной программы. В этом поможет интеллектуальный тест Дж.Равена. Нужно отметить, что достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. В этом могут помочь игровые технологии.
                           

 

Критерий – это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях. При конструировании критерия мало обозначить “сторону” предмета – необходимо четко определить аспекты, ее составляющие, расшифровать понятие. Критерии оценивают отдельные стороны (грани) предмета, важные для его изучения и овладения им.

Дескриптор:

0 баллов - Нет соответствия ни одному из нижерасположенных описаний;

1-2 баллов - Упоминает…/Констатирует…/Описывает…/Воспроизводит…;

3 баллов - Объясняет…/Обсуждает…./Анализирует…./Оценивает….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: