Уроки 92–94.
В.П. АСТАФЬЕВ «СТРИЖОНОК СКРИП». ГЕРОИ РАССКАЗА. деление текста на части, составление плана,выборочный пересказ.
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: прививать интерес к чтению; учить приемам, способствующим отработке умения выразительно читать, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; расширять кругозор учащихся; развивать наблюдательность, любознательность; помочь открывать «тайны» природы | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; научатся: анализировать поступки героев, давать характеристику; вести внутренний и внешний диалог как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей, задавать вопросы: креативные, когнитивные, экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою точку зрения | Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям | Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Из книг, принесенных детьми, организуется выставка. – Посмотрите, сколько замечательных, удивительных «гостей» у нас сегодня на уроке. Обо всех них, об их характерах, привычках, вкусах, мечтах мы узнаем, прочитав рассказы Е. И. Чарушина. Далее учитель отбирает те книги, в которых иллюстрации выполнены автором. – Рисунки в этих книгах (показ) выполнены самим Е. И. Чарушиным. – Глядя на рисунки, что вы можете сказать о человеке, который их выполнил? – Какими вам представляются животные, изображенные Евгением Чарушиным? – О ком бы вы хотели прочитать на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся показывают рисунки, выполненные ими дома, рассказывают о том, каким они представляют полюбившееся им животное, зачитывают отрывок из рассказа Е. И. Чарушина «Кабан», в котором дано описание данного обитателя зоопарка. Выразительно читают или пересказывают один из рассказов Е. И. Чарушина, который им больше всего понравился. Примечание.Если для выразительного чтения несколько учащихся подготовили один и тот же рассказ, то целесообразнее, чтобы дети прочитали его по частям. Если ученики захотели пересказать рассказ, то следует требовать от них подробного пересказа, близкого к тексту, передающего поведение, характер того героя, о котором идет речь. В том случае, если учащиеся по своему желанию выполнили рисунки к прочитанным ими рассказам Е. И. Чарушина, организуется выставка «портретов», которую можно назвать: «Тюпа, Томка и другие…» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. П. Астафьева | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Завершает раздел «Природа и мы» рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве В. П. Астафьева, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Виктор Петрович Астафьев стал писать после войны, а о том, что побудило его это сделать, он сам вспоминал так: «После войны занимался в литературном кружке одной уральской газеты. Там я прослушал однажды рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге». Большинство произведений В. Астафьева о войне и… о природе. Его произведения отличает искренность и правдивость. С повестями, романами В. Астафьева вы познакомитесь позже, а его рассказы о природе «Капалуха», «Пищуженец» вам уже известны. А сегодня нас ждет встреча с маленьким, но очень любознательным стрижонком по имени Скрип | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета | ||||||||||||||||||||
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Подберите синонимы к словам «мерцала», «серьезный», «угревшись», «потухло». – Подберите антонимы к словам «мерцала», «строгий», «тревога». Учитель читает рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Какими вы представили себе стрижат? – Какова мама-стрижиха? – Что вы узнали о жизни стрижей из рассказа? – Так кто же был стрижонок Скрип? – Как сложилось его детство? – Какое чувство пробудила в вас эта история? – Что понравилось вам в этой истории? – А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа. Мне кажется, он вырастет сильным и вернется назад в свое гнездо. Жаль маму, жаль и неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Он всегда найдет поддержку у стаи | Работают с толковым словарем. Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости. Подбирают синонимы к словам: – Мерцала – светилась. – Серьезный – вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный. – Угревшись – согревшись. – Потухло – погасло, прекратилось. Подбирают антонимы к словам: – Мерцала – мрачнела, темнела. – Строгий – ласковый. – Тревога – покой, спокойствие. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Герои рассказа – стриж Белое брюшко, стрижонок Скрип, стрижиха-мама, стрижата. – Стрижонок рано лишился отца, а потом и матери. – Эта история грустная. – Понравилось, что стрижи не оставили осиротевших птенцов одних, не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. Понравилось самостоятельность стрижонка | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре | ||||||||||||||||||||
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Как родился стрижонок? – Какие слова автор употребляет? – Прочитайте, как повел себя стрижонок? – Хорошо ли ему было в гнездышке? Зачитайте отрывок. – Прочитайте отрывок о том, как вели себя птенцы без мамы? – Зачем улетела мама? – Понравилась ли стрижонку капелька дождя? – А как вела себя мама? – Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные смысловые части. – За что мама-стрижиха наказывала Скрипа? – Когда Скрипу становилось жутко? Почему? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте. – Какова стрижиная стая? Прочитайте, как о ней говорит писатель. – Какие чувства вы пережили? – Какой оказалась стрижиная стая? – Что нового узнали о жизни стрижей? – Прочитайте о том, как стрижи учат своих птенцов летать. – Что пережил Скрип во время «учебных полетов»? – Какая беда приключилась со Скрипом? – Как он вышел из этого положения? Как это его характеризует? – Что понял Скрип? Чему научился? – Как изменился Скрип? Прочитайте. – Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето…». Проводит графический диктант. – Если высказывание верное, то поставьте знак «+». Если высказывание неверное, то знак «–». – Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. – Какие пословицы подходят к рассказу? • Один за всех, все за одного. • Мир не без добрых людей. • Учись смолоду – пригодится в старости. • Делу – время, потехе – час. • Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
– Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и удивленно пискнул.
– Автор использует слова «вылупился», «пискнул».
– «Стрижонку было тепло и уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился».
– Они пищали, беспокоились и звали маму.
– Мама искала пищу птенцам.
– Стрижонок жалел, что капля мала. Она была очень вкусная.
– Мама радовалась, что Скрипу нравилась капелька и полетела за другой.
Заполняют таблицу. Выполняют взаимопроверку в парах.
| Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников | ||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Выписать эпитеты, использованные для описания лебедей и стрижей из произведения «Приемыш» Д. Н. Мамина-Сибиряка и «Стрижонок Скрип» В. П. Астафьева. Взять в библиотеке книги рассказов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, принести их на урок | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Что вы открыли для себя, читая рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»? – Что вы чувствовали, переживали? – Изменил ли что-то в вас наш урок? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |