Указания к выполнению контрольной работы.




 

Контрольная работа включает в себя:

1. Реферат.

Тема реферата выбирается из перечня, выносимого для выполнения контрольной работы в соответствии с программой по курсу «Основы экологии и неоэкологии». Порядок выбора вариантов производится с учетом порядкового номера в журнале учета успеваемости.

Реферат следует оформить согласно нормам ЕСКД. Работа по своему содержанию должна соответствовать заданию и в краткой, четкой форме раскрывать тему. Следует обратить внимание на то, что контрольная работа должна содержать не менее 20 листов печатного текста, и необходимо использовать не менее 5 источников литературы. Для более полного раскрытия вопроса следует придерживаться следующей структуры реферата – введение (необходимо раскрыть актуальность вопроса), основная часть (в которой полностью раскрывается тема), заключение (приводятся выводы по рассматриваемому вопросу), литература.

2. Решение экологической ситуационной задачи.

Задача выбирается так же согласно порядковому номеру в журнале учета успеваемости. Ответ на вопрос задачи должен быть аргументирован с использованием знанием основных принципов и законов экологии. Неоднозначные ответы обосновываются.

 

Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А-4, Оформление выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам студентов заочного отделения. Работу необходимо сдать в деканат эколого-технологического факультета для регистрации, не позднее, чем за неделю до начала зачетно - экзаменационной сессии. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена; написана четко и ясно; номера и условия задач переписывать четко. Работа должна быть датирована и представлена в институт на рецензирование.

Если контрольная работа не зачтена, ее необходимо исправить в соответствии с указаниями рецензента. Исправление выполняются в конце работы, а не в рецензированном тексте. Работа, выполненная не по своему варианту, либо сданная не вовремя не проверяется и не зачитывается.

 

Перечень тем рефератов для выполнения контрольной работы.

1. Экология, как наука и ее роль в современном обществе. Задачи современной экологии.

2. Основные принципы и законы экологии.

3. Организация и функционирование экологических систем.

4. Природная среда. Ее структура.

5. Искусственные экосистемы. Особенности их функционирования. Агроценозы.

6. Значение абиотических факторов окружающей среды для жизнедеятельности организмов.

7. Популяция, как основная форма существования вида и структурная единица экосистемы.

8. Биоценозы. Их таксономический и функциональный состав. Систематика биоценозов.

9. Концепция биотических сообществ.

10. Понятие экологическая ниша. Потенциальные и реализованные экологические ниши.

11. Биологический круговорот веществ и энергии в биосфере.

12. Биоразнообразие и генофонд живых организмов.

13. Динамика развития биоценоза как результат межвидовых взаимосвязей. Сукцессия. Гомеостаз.

14. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

15. Уровни организации живой материи.

16. Антропоцентризм и экоцентризм.

17. Экологическое образование населения.

18. Экологические основы интродукции.

19. Экоэтика и экоэстетика.

20. Основные пути миграции и накопления в биосфере радиоактивных изотопов и других веществ, опасных для организма человека.

 

Варианты ситуационных задач.

Задача 1. За день взрослый тюлень съедает около 10 кг рыбы. В одном Каспийском море тюлени ежегодно уничтожают около миллиона центнеров рыбы. Возможно ли в природе уничтожение тюленями рыбных запасов (например, в Каспийском море)?

 

Задача 2. Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими пасленовыми растениями. Жук был случайно завезен в Европу в период первой мировой войны и стал здесь злейшим врагом картофеля. Каковы причины превращения колорадского жука в опасного вредителя картофеля?

 

Задача 3. Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало - у каждого вида есть своя пища. Есть корнееды, стволоеды и листоеды, есть пыльцееды, семяеды, сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

 

Задача 4. Общеизвестен пример с триединством: лес, дикие копытные животные и крупные хищники. Объясните, каким образом между ними устанавливается экологическое равновесие? Что происходит, когда в это триединство вмешивается человек?

 

Задача 5. Какие изменения в жизни леса произойдут, если: а). Вырубить деревья, б). Уничтожить хищных птиц, в). провести борьбу с гнусом?

 

Задача 6. В Европе стали разводить карликовые хвойные деревья «бонсаи», которые встречаются только в Японии. Их перевозят вместе с почвой, в которой прячется крошечное насекомое (японский жук). У себя на родине деревца от него не страдают, однако специалисты обеспокоены. Почему?

 

Задача 7. В гнезде серой куропатки можно обнаружить до 24 яиц, у сокола – 2-4, у черного грифа – 1 яйцо. Численность птиц этих видов сохраняется примерно на одном уровне. Чем можно объяснить различия в количестве яиц, откладываемых птицами?

 

Задача 8. Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения первого яруса. Какие могут быть последствия?

 

Задача 9. На Аляске, в Нельчинском заповеднике, истребили всех волков. Четыре тысячи оленей обрели спокойствие и через 10 лет их стало 42 тысячи. И стадо стало… катастрофически вымирать. Пришлось брать под защиту волков. Объясните, почему?

 

Задача 10. Пользуясь дополнительной литературой, составьте самостоятельно экологические задачи, предложите решить их одноклассникам.

 

Задача 11. Из сотен тысяч всходов деревьев, заселяющих лесную вырубку или гарь, через два десятилетия остается на гектаре около 10 тысяч, а к 220 годам - всего 400м - 500 стволов. Начинают жизнь миллионы - достигают зрелости сотни. Не расточительство ли это природы?

 

Задача 12. Какой лес более устойчив против насекомых-вредителей - с разнообразным составом древостоя (из разных пород) или однообразным (из 1-2 пород)?

 

Задача 13. Объясните, почему сообщества, имеющие длительную историю развития, устойчивее и прочнее, чем те, которые возникают после резких нарушений природной обстановки или искусственно создаются человеком (поля, сады, огороды, оранжереи, теплицы, аквариумы и т.п.)?

 

Задача 14. Приведите примеры хозяйственных мероприятий, игнорирующих законы последовательного прохождения фаз развития и закон сукцессионного замедления.

 

Задача 15. Как вы считаете, верно ли следующее утверждение: «экосистема не может одновременно сочетать два противоположных свойства: быть одновременно высокостабильной и давать большой запас чистой продукции, который можно было бы изымать без вреда для самого ценоза»?

 

Задача 16. Как вы считаете, верно ли следующее утверждение: стабильность экосистем, надежность протекания биологического круговорота веществ основаны на видовом разнообразии и полноте сукцессий, возникших на основе длительной эволюции видов?

 

Задача 17. Проанализируйте рисунок и сделайте выводы.

 

Энергетические

показатели

Пв

Б

 


Пч

 


Д

 

 


20 30 40 50 60 70 80 90 100 лет

Рис. 4. Изменение энергетических показателей сообществ при развитии соснового леса.

Пв - продукция валовая, Пч - продукция чистая, Д - затраты на дыхание, Б - биомасса.

Вопросы, выносимые на экзамен, по дисциплине «Основы экологии и

Неоэкологии».

Й семестр

1. Дайте определение экологии.

2. Что такое аутэкология?

3. Что такое синэкология?

4. Что изучает демэкология?

5. Назовите структуру современной экологии.

6. Назовите цели и задачи современной экологии.

7. Дайте определение экологическому императиву.

8. Что такое экологическая информация это?

9. Что вы понимаете под устойчивым развитием (Sustainable development)?

10. Какой, по вашему мнению, есть основная особенность жизни?

11. Что вы считаете главной причиной развития глобального экологического кризиса?

12. Дайте определение экологическому кризису.

13. Какие основные причины развития экологического кризиса на Украине?

14. Дайте определение биосфере.

15. Назовите структуру биосферы.

16. В чем заключаются свойства биосферы?

17. В чем заключается роль фотосинтеза в эволюции биосферы?

18. Что такое фотосинтез?

19. Что следует считать экологическими факторами?

20. Назовите структуру экологических факторов.

21. Что такое экологически опасные факторы.

22. Приведите классификацию экологически опасных факторов.

23. В чем причины изменения факторов окружающей среды?

24. Что такое особь? Приведите примеры.

25. Что такое организм? Приведите примеры.

26. Как называются организмы, обладающие высокой адаптационной способностью к экологическим факторам?

27. Дайте определение понятию – индивид. Приведите примеры.

28. Дайте определение понятию – автотрофы.

29. Кто такие продуценты? Приведите примеры.

30. Дайте определение понятию – гетеротрофы

31. Дайте определение понятию – консументы.

32. Дайте определение понятию – детритофаги.

33. Кто такие редуценты?

34. Назовите основные экологические функции редуцентов:

35. Дайте определение понятию – популяция.

36. Что такое ареал?

37. Перечислите основные понятия экологии популяций.

38. Назовите основные свойства популяций.

39. В чем заключается пространственное распространение особей?

40. Как определяется плотность популяции?

41. Дайте определение понятию – сообщество.

42. Что такое биогеоценоз?

43. Дайте определение понятию – экосистема.

44. В чем заключается иерархия экосистемы?

45. Что такое макроэкосистема?

46. Назовите типы пищевых цепей.

47. Перечислите биомную классификацию экосистем.

48. Назовите свойства экосистем.

49. В чем заключается строение экосистемы?

50. Назовите принцип Ле-Шателье.

51. Что такое продуктивность экосистем?

52. В чем заключаются пищевые и энергетические связи в экосистемах?

53. Назовите типы пищевых цепей.

54. Что означает понятие «экологическая пирамида»?

55. Что являются исходными составляющими фотосинтеза зеленых растений?

56. Кто такие пер­вичные производители?

57. Какой трофический уровень занимают зеленые растения в экосистемах?

58. Какие группы организмов относится к консументам высшего порядка?

59. Что вы понимаете под явлением гомеостаза?

60. Назовите вариант правильного определения явления сукцессии:

61. Какие виды сукцессий бывают?

62. В чем заключается закон последовательного прохождения фаз развития?

63. Объясните закон сукцессионного замедления.

64. Дайте определение понятию – биосфера.

65. Назовите структуру биосферы.

66. Что является источник энергии для биосферы?

67. Какой фактор, определяет климат на поверхности земли.

68. Что такое Биогенные элементы?

69. Дайте определение понятию – природные ресурсы.

70. Перечислите фундаментальные законы экологии.

71. Какой из основных круговоротов участвует в создании обменного и резервного фондов?

72. В чем основное отличие большого (геологического) и малого (биологического) круговоротов?

73. Перечислите принципы Карно.

74. Перечислите функциональные законы.

75. В чем заключается законы Вернадского?

76. В чем заключается закон Либиха (минимума)?

77. В чем заключается закон Шелфорда (толерантности)?

78. В чем заключается закон конкурентного исключения?

79. В чем заключается закон ограниченности природных ресурсов?

80. В чем заключается закон развития экосистем?

81. В чем заключается закон сохранения устойчивости равновесия?

82. В чем заключается закон однонаправленности потока энергии?

83. В чем заключается закон внутреннего динамического равновесия?

84. В чем заключается закон экологической корреляции?

85. В чем заключается закон эколюционно-экологической обратимости?

86. В чем заключается закон эмерджентности?

87. В чем заключается закон экологического усиления?

88. В чем заключается закон Коммонера?

89. Приведите пример действия любого функционального закона экологии.

90. Какой из приведённых вариантов обозначения рационального природопользования вы считаете правильным?

 

.

Список рекомендуемой литературы.

 

1. Акимова Т. Н., Хаскин В. В. Экология. - М.: Юнити, 1998.

  1. Білявський Г. О., Бушченкко Л. І., Новроцький В. М. Основи екології (теорія та практикум). “Либідь”, Киїев, 2002.

3. Горелов Л.А. Экология. - М.: Центр, 1998

4. Бродский В.И. Краткий курс общей экологии. - СПб.: ДЕАН, 1999

  1. Фурдуй Р. С., Костіков І. Ю. Основи екологічних знань. “Либідь”, Киїев, 2000.
  2. Кучерявий В. П. Екология. “Світ”, Львів, 2000.
  3. Жидкова Л. Б. Зуев Г. В. Основные понятия и законы экологии. СНИЯЭ и П., Севастополь, 2004.
  4. Чистик О. В. Экология, 2000.
  5. Некос В. К. Основы общей экологии и неоэкологии. Ч1 Основы общей и глобальтрадиционной экологии, 2000.

10. Рамад Ф. Основы прикладной экологии. - Л.: 1981.

11. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: Мысль, 1990

  1. Шелудченко. Инженерная экология, 1999.

13. Энергетика и охрана окружающей среды. Под редакцией Залогина Н.Г. – М. «Энергия», 1979г.

14. Экология. Учебное пособие. Под редакцией Боголюбова С.А. – М. Издательство «Знание», 1997г.

15. Охрана и оптимизация окружающей среды. Под редакцией Лаптева А.А. – К. «Лыбидь». 1990г.

16. Стадницкий С.В., Радионов А.И. Экология. – С-пб. Химия. 1997г.

17. Радионов А.И., Клушин В.Н., Торочешников Н.С. Техника защиты окружающей среды. – М. Химия. 1989г.

18. Белявский Г.А., Падун Н.Н., Фурдуй Р.С. основы общей экологии. – К. Либiдь. 1993 (на украинском языке).

19. Путипов А.В., Копреев А.А., Петрухин Н.В. Охрана окружающей среды. – М. Химия. 1991г.

20. Краковский А.И. и др. В защиту среды обитания. – М. 1991г.

21. Химия окружающей среды. Под редакцией Дж. Бокриса. – М. Химия. 1982г.

22. Мазур И.И., Молдаванов О.И. Курс инженерной экологии. - М.: Высшая школа, 1999.

23. Маргулис У.Я. Атомная энергия и радиоактивная безопасность. - М.: 1988.

24. Одум Ю. Экология. - М.: Мир,1986.

25. Исфорт Г. Производственный процесс и охрана окружающей среды. - М.: 1990.

26. Охрана окружающей природной среды. Учебник для студентов вузов. / Под ред. Дуганова Г.Ф. - К.: Вища школа, 1988

27. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Справочник – М. Химия. 1991г.

28. Бабаев Н.С. и др. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. - М.: 1984.

29. Петрухин Н.В. Радиационно-химическое обезвреживание растворенных примесей и охрана окружающей среды. - М.: 1991.

30. Кирпатевский И.П. Охрана природы. Справочник. - М.: Химия, 1980.

31. Никитин Д.Л., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Выс. школа, 1980.

32. Родионов А.И., Клушин В.Н., Торочешников Н.С. Техника и защита окружающей среды. - М.: Химия, 1988.

33. Сытник К.М., Брайан А.В., Городецкий А.В. Словарь-справочник по экологии. - К.: Наукова думка, 1994.

34. Шилов И.А. Экология. - М.: Высшая школа, 2000

Задания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: