Тема 1.Культура первой половины 19 столетия.




XIX век в развитии западноевропейской культуры, литературы и искусства – стал периодом появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения. Значительными были изменения в политической жизни, развитии науки, большую роль играли промышленная революция и ее результаты. В науке – постоянные революционные перевороты, что требовало укрепления знаний в любой сфере промышленности, в медицине и т.д. Заложены предпосылки для будущих изобретений и технологических нововведений. В физике и электротехнике -

Андре Мари Ампер, Майкл Фарадей, Джеймс Кларк Максвелл, Джозеф Генри. Томас Эдисон В1831г. Майк л Фарадей открывает явление элетромагнитной индукции (движение медной проволоки в магнитном поле, пересекая силовые линии – электрический ток) Максвелл – электромагнитная теория света - электромагнитные волны, передающие электрическую энергию в пространстве. На основе этого открытия – беспроводный телеграф, радио - Гульельмо Макрони, А.С.Попов – основа для соврем технологий беспроводной передачи информации.

В химии – периодический закон Минделеева. В астрономии- появляется новая область - астрофизика. Спектральный анализ точнее определил химический состав Солнца. В медицинеКлод Бернар – заложил основы эндокринологии. Луи Пастер – основатель иммунологии. (пастеризация- термическая обработка для увеличения хранения). Роберт Кох – открыл возбудителя туберкулеза, бациллу сибирской язвы и холерный вибрион (Нобелевская премия) Программирование Жозеф Мари Жакар – способ программирования работы ткацкого станка.

Постепенный переворот в машиностроении. Уже в конце XVIII ст.- появились первые токарные станки (Генри Модсли), заменившие ручной труд. В 1804г. в США – первый автомобиль с паровым двигателем (Оливер Эванс). Открыт двигатель внутреннего сгорания - толчок к созданию скоростных средств передвижения – паровозов, пароходов и автомобилей. В 1825г. Георг Стефенсон – первая железная дорога в Англии. Т.о.- 19 век - это век промышленной революции, электричества, железных дорог, в корне изменивший систему ценностей человека.

Значительное развитие философской мысли было связано с именами И.Канта, В.Ф.Шеллинга, Г.Гегеля. Рождается идея отделения церкви от государства, повышается уровень народного образования. Для западной культуры было характерно исключительное разнообразие видов, направлений, жанров художественного творчества Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм - таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства, литературы, музыки Продолжительность каждого из них была различна. Из всего многообразия стилей, сложившегося в XIX в, первенствующим считается реалистическоехудожественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.

Классицизм опирался на античное наследие, освобождал человека от религиозно-церковного влияния, установил строгую иерархию жанров- высокие(ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, басня, сатира). Трагедия «Софонизба» Триссино,, затем- Буало –единство места, времени и действия. (19 в- Жак Луи Давид, Энгр). Сентиментализм отличался излишней чувствительностью, (доминанта человеческого – чувство, а не разум)

 

Тема 2.Романтическая литература Западной Европы.

Само слово “романтизм ” (франц. romantisme) происходит от испанского romance. Так в средние века называли рыцарский роман. В XVIII в. оно означало “странное”, “фантастическое”, “живописное. Термин «романтизм» впервые был использован немецкими писателями и поэтами в 1798 году. В основе всего романтического движения лежали разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности Главной задачей романтизма стало изображение внутреннего мира человека, его душевной жизни. Сформировавшись в рамках литературного течения на рубеже XVIII – XIX вв. в Германии, романтизм получил распространение во всех странах Европы и Америки.

Принципы сформулированы создателями философской и эстетической концепции этого стилевого направления - братьями Шлегелями, романтиками были Тик, Новалис, философы Шеллинг и Фихте (Йенская школа)- высокая оценка музыки – Гофман -«Лира Орфея отворила врата ада»

Второй этап - гейдельбергские романтики - понятие нации, народности, исторического сознания – братья Гримм, Гофман

Наивысший пик развития приходится на первую четверть XIX в. Романтики открыли принцип историзма в искусстве. Появляется интерес к национальной культуре, народной жизни, увлечение народными сказаниями и песнями. В Германии были братья Гримм, создатели мифологической школы ФНовалис, Э.Т.Гофман. Французский романтизм был представлен творчеством Ф.Р.Шатобриана, Ж.Сталь, В.Гюго. Направление получило развитие в искусстве Европы и США (А.Мицкевич, Ф.Гойя, Э.Делакруа, Ф.Шопен,Ф.Лист).

Начал развиваться после классицизма и сентиментализма. Классицизм – (единство места, времени и действия), в отличие от романтизма, был системой, которая не терпит нарушений. Сентиментализм показывал внутреннюю жизнь человека, который находится в гармонии с окружающим миром. А романтизм. противопоставляет внутреннее состояние и состояние природы. Именно с романтизма начинает развиваться подлинный психологизм.

Романтизм подчинил себе все сферы художественной и гуманитарной жизни – философию, филологические и исторические дисциплины. Это не только художественное направление, но и название целой эпохи (наряду с Ренессансом, Просвещением).

Т.о. романтизм возник в начале 19 в. и продолжал развиваться до 40-х гг.19в. Это эпоха разочарования в идеалах революции (вместо свободы, равенства, братства- все решают деньги). Положение рабочего такое же скверное, он так же бесправен, как и феодально зависимый крестьянин. (Нет равенства- не может быть свободы и братства). Наступила пора разочарования, в искусстве зазвучали ноты сомнения

Появились попытки уйти от действительности, создать особый параллельный мир, хотя и иллюзорный, и таким образом осмыслить реальную действительность. Это приводит к появлению новой мировоззренческой системы. «Уход» принимает самые различные формы. (Рассказ о прошлом, которое романтики идеализировали, показывая как образец идеальных отношений между людьми, патриархальные порядки как царство добра, истинности, порядочности).

Главной целью был показ внутренней жизни человека, парадокса этой жизни, ее иррациональности. Зачастую это делалось на примере мистики. (Гофман - Щелкунчик, Крошка Цахес - вокруг чудовища или заколдованные люди). Личность привлекает особое внимание. Уходили в народные легенды, сказки. В каждой культуре направление получило собственное лицо. У немцев – в мистике, у французов – в необычайных приключениях, у англичан – в личности, противопоставляющей себя разумному поведению. Романтиков объединяет акцент на внутреннем мире, особый интерес к личности человека. Стремились противопоставить реальному миру мир идеальный.

Особый интерес к истории – не только потому, что давала большой выбор характеров, ситуаций, создавая соответствующую обстановку. Это в том числе интерес к национальному (В отличие от 19 века в феодальную эпоху социальное положение, сословная принадлежность была важнее, чем национальная. Чужие языки, космополитизм господствовали при имперских дворах, Однако Французская революция доказала – народ является подлинным творцом истории. Завоевали признание народный язык, культура, обычаи.

Возрастает интерес к фольклору. В Западной, Центральной и Восточной Европе- интеллигенция открывает для себя творчество собственного народа и делает его достоянием человечества.

Отношение с современности было различным. Большинство – и в годы революции и после нее защищали революционные идеалы, верили в процесс гармонизации социальной жизни. (Гюго). Некоторые – Виньи, Шатобриан - идеализировали феодальный уклад, аристократию.

Герои – страстные, беспокойные натуры. Это персонажи Гюго, В.Скотта, Байрона, Жуковского, Лермонтова, Пушкина. В России романтизм стал развиваться после 1812г., своеобразен и неотделим от западного романтизма

Романтический герой – индивидуалист. Развитие образа проходит 2 стадии развития. На 1-в романтических представлениях об окружающем им овладевает желание подвига, изменения мира. На 2- после столкновения с реальностью герой начинает считать этот мир и пошлым, и скучным, становится скептиком, пессимистом, а стремление к подвигу перерастает в стремление к опасности. Наиболее. типичный образ такого типа создал Байрон в «Странствиях Чайд - Гарольда».

Важные признаки романтического произведения 1) отсутствие дистанции между героем и автором; 2) автор не судит героя; 3) особое отношение к природе – по душе бури, катаклизмы, грозы; 4)эстетика противостоит эстетике классицизма,складывающимся столетиями его канонам с духом дисциплины и застывшего величия.

Романтики отстаивали право свободы художника – ничем не ограниченной. Настаивали на смешении жанров, считая, что это соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. В противовес рационалистическим требованиям классицизма выдвинули культ чувства, логически обобщенным характерам противопоставили их крайнюю индивидуализацию

Герой романтической литературы с его эмоциональностью, исключительностью был порожден стремлением романтиков противопоставить прозаической действительности яркую, свободную личность. Прогрессивные романтики создают образы сильных людей с необузданной энергией, с бурными страстями, бунтующих против обветшалых законов несправедливого общества. Но судьба их глубоко трагична: в этом мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо “Мировое зло” вызывает протест, требует отмщения, борьбы подчиниться и не пытаться изменить судьбу. Романтиков интересовали все страсти – и высокие и низкие, которые Но если прогрессивные романтики создавали образы сильных людей с необузданной энергией, бурными страстями, бунтующих против социальной несправедливости, то консервативные романтики культивировали образ «лишнего человека », холодно замкнувшегося в своем одиночестве, погруженного в свои переживания. Байронизм - целые поколения русских дворян стремились подражать байроновским героям.. Пушкин показал преодоление байронизма.

Романтизм наблюдался в литературе, живописи, оказывал воздействие на поведение, одежду, психологию людей.

До революции мир был упорядочен, существовала четкая иерархия людей, каждый занимал свое место. Революция перевернула социальную пирамиду, новое еще не было создано, и у отдельного человека возникало чувство одиночества, заброшенности. Жизнь – игра, поток – и кому-то повезет, кому-то нет. С этим связана огромная популярность игорных домов, множество образов игроков в литературе. «Игрок» Гофмана, «Красное и черное» Стендаля, «Игроки» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова.

Игрок – типичный романтический герой, он грает с судьбой, с жизнью – только в игре человек может почувствовать силу рока. Одна из основных идей – идея движения.Образ кареты, путешествия «КАРЕТУ МНЕ, КАРЕТУ» Грибоедова

Романтические. герои эгоцентричны. Чувство собственной исключительности, «Я» осознается как высшая ценность. Но, сосредоточившись на себе, герой вступает в конфликт с действительностью – а мир этот фантастичен или уродлив (Щелкуник).А основная тема романтизма.- конфликт между идеалами и действительностью. Действительность часто была контрастом романтических представлений. Герои были беззащитны, растеряны, в этом был трагизм их судеб.

Главный интерес романтиков - интерес к невоплощенному, только стоящему на пороге становления.

Интерес к историческому и национальному своеобразию народов - сильные стороны романтизма, предвещавшие переход к реализму. Однако они неотделимы от ограниченности, присущей их методу.

- непонятые законы буржуазного общества выступали как неодолимая сила; - у многих романтиков психология была окутана мистикой, преобладали моменты иррационального; - одностороннее, неконкретное изображение человека, субъективно-идеалистическое представление о мире; – превращение человеческих характеров в абстрактные силы добра и зла; - патетическая приподнятость, тяготение к преувеличениям, драматическим эффектам приводило к ходульности, делали искусство условным и отвлеченным.

Мучительный разлад идеала и окружающей действительности. Утверждение самоценности духовно-творческой личности, изображение сильных страстей соседствуют у многих романтиков с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», ночной стороны души, облекающимися в форму иронии, гротеска

Романтизм в музыке складывается. в 20-е гг 19 в. в тесной связи с литературой. Формируются национальные композиторские школы, которым удалось значительно раздвинуть границы европейской культуры. Вливались в общее русло композиторского творчества Европы, не противопоставляя себя сложившейся традиции. Новый круг образов выражал неповторимые черты той отечественной культуры, к которой принадлежал композитор. Интонационный строй произведения позволяет мгновенно узнать на слух принадлежность к той или иной национальной культуре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: