ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ




В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Россия является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Рассмотрим основные проблемы в сфере социального обеспечения и пути их решения.

Одной из немаловажных проблем является проблема положения инвалидов. Опираясь на данные Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) на 2016 г., число пассажирских автобусов, трамвайных вагонов и троллейбусов составляет 11.2%, 10.3% и 30.7% соответственно от общего количества транспорта в России. Отсюда видно, что транспорт недостаточно оборудован для инвалидов, что значительно затрудняет возможности их передвижения. Обратимся к результатам комплексного исследования «Инвалидность и социальное положение инвалидов», которое было проведено Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Следует отметить, что результаты были получены в ходе многочисленных социологических опросов инвалидов и их родственников, проводимых в период с 2014 по 2016 гг. Итак, 65% людей из числа опрошенных живут в многоэтажных, высотных домах, где лифты либо отсутствуют, либо не соответствуют техническим требованиям (очень важно, что половина из общего числа респондентов живет на втором этаже и выше). Затем, 52% инвалидов, чьи квартиры располагаются на втором этаже и выше, попросту не имеют лифтов в доме (в преимущественном большинстве домов отсутствуют даже пандусы на лестницах). Таким образом, значительное количество людей с инвалидностью фактически не имеют доступа к улице. Особенно эта проблема актуальна в некрупных городах с населением в пределах от 50 до 250 тысяч людей. По данным этого же исследования 16% людей с инвалидностью (всего число инвалидов в России составляет 12,6 млн. человек на 01.01.2016 г.) имеют стабильную оплачиваемую работу, и такое же число людей с ограниченными возможностями выражают готовность вернуться на рынок труда с условием, что будет предложена работа, соответствующая их физическому здоровью. Вывод таков, что если будут проводиться различные меры, направленные на увеличение количества рабочих мест и переобучение, то число занятых инвалидов может повыситься ровно вдвое. Эта проблема остро стоит в современном российском государстве. Разработан комплекс мер по увеличению числа занятых инвалидов, который включает в себя квотирование рабочих мест, проведение различных социологических опросов по выяснению необходимости трудоустройства людей с ограниченными возможностями, рабочие места оснащаются в соответствии с условиями, учитывающими степень инвалидности и т.д. Основной нормативной базой является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2013 г. № 94. Однако данных мер все еще недостаточно для повышения числа занятых инвалидов, в частности потому, что квота для трудоустройства инвалидов очень мала (2-4%, при условии, что в организации не менее 100 работников). Следовательно, данные меры не перспективны.

Наконец, в современной России все еще ощущается недостаток технических средств реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедических изделий, хотя за последнее время их ассортимент за счет импорта значительно увеличился. Это особенно актуально, так как именно эти необходимые «ресурсы» (трости, коляски, протезирование и т.п.) позволяют нетрудоспособным людям чувствовать себя полноценными членами социума, заниматься активными видами деятельности, развиваться и совершенствоваться на одном уровне со здоровыми людьми.

Одним из путей решения данной проблемы является проект в Агентстве стратегических инициатив «Новое качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья», предложенный Павлом Селезневым, Председателем правления центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП) и одобренный в 2015 г. президентом РФ В. В. Путиным. Целью данной стратегической инициативы является совершенствование механизма социализации инвалидов путем обеспечения максимального доступа инвалидов к современным высокотехнологичным и высококачественным ТСР. По данным АСИ, доля импортных ТСР в государственных закупках составляет 95%, и на обеспечение инвалидов ТСР расходуется 30 миллиардов рублей.

1 декабря 2015 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена государственная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011-2020 гг., одними из основных задач которой является «обеспечение равного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», а также «обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству». Программа также направлена оснащение территорий, примыкающих к жилым домам, установление обязательных и необходимых пандусов и уклонов на лестницах, с целью обеспечения максимального удобства передвижения инвалидов.

Далее, одним из путей решения проблемы не оснащенности жилищных домов для инвалидов является «программа модернизации»: снос и реновация пятиэтажных «хрущевок» (исключительно в столице РФ-Москве). Данный проект подразумевает, что на месте бывших малоэтажных зданий возведут новые, современные высотные дома, полностью оборудованные и лифтами, и пандусами для людей с ограниченными возможностями.

Пенсионное обеспечение – также одна из немаловажных проблем. Следует сказать, в чем состоит суть пенсии: будучи в трудоспособном возрасте и работая, человек получает так называемую «белую зарплату», то есть такую зарплату, при которой работодатель уже уплатил все налоги или, другими словами, перечислил часть зарплаты в некий фонд, из которого по достижении пенсионного возраста человеку будет выплачиваться пенсия. Следовательно, российское государство в лице Пенсионного фонда РФ (ПФР) должно обеспечивать нетрудоспособное население пенсиями, то есть частично замещать утерянный доход от заработной платы. Вывод: пенсионная система является одной из составляющих системы социальной защиты населения. Переломным моментом в формировании структуры пенсии был кризис в 2008 г. Если до 2008 г. пенсия состояла из трех частей – базовой, страховой и накопительной, - то в нынешнее время она состоит только из базовой и страховой, где накопительная составляющая стала исключительно заботой отдельного человека (ранее, накопительная основывалась на обязательных страховых выплатах). В России ставка взносов (простыми словами это та часть заработной платы, которую работодатель не доплачивает работнику) составляет 22%, что значительно выше, чем в других развитых странах, однако, несмотря на такой высокий процент, размер пенсии значительно меньше, чем опять же в других развитых странах. Для наглядности сравним несколько стран: в США ставка взносов и средний размер пенсии составляют 15% и 1500 долларов соответственно, в Германии – 8,70% и 1400 долларов и, наконец, в России – 22% и 12406 рублей (207 долл. США по курсу 59.89 на 28.10.2017 г.). Судя по этим данным, можно сделать вывод, что в России система пенсионного обеспечения работает недостаточно эффективно. Одной из причин такой неэффективности является снижение численности трудоспособного населения и одновременно рост числа пенсионеров. К 2030 г., по оценкам специалистов, возможна неблагоприятная перспектива: численность работающих будет равна численности пенсионеров. Вследствие этого Пенсионный фонд РФ испытывает бюджетный дефицит и находится в большой зависимости от федерального бюджета, получая почти половину своих финансов в виде трансфертов, что непременно указывает на то, что одних взносов недостаточно для формирования полноценного пенсионного обеспечения. Решение данной проблемы видится в увеличении пенсионного возраста, однако такое резкое повышение в перспективе просто невозможно. Причиной тому, во-первых, будет недовольство со стороны общественности, а во-вторых, в России и так средняя продолжительность жизни составляет 66 лет, при том что нынешний пенсионный возраст мужчин и женщин равен 60 и 55 лет.

Государство активно способствует увеличению рождаемости. Объяснить это можно так: уже через 16 лет в трудоспособный возраст вступит гораздо более многочисленное поколение, что поможет наладить демографическую ситуацию в России. Меры, направленные на увеличение рождаемости, включают в себя материнский капитал, выплаты пособий на третьего ребенка и т.п. Как было сказано ранее, накопительная часть пенсии стала заботой отдельного человека. В современной России деятельность по «выплате накопительной части» пенсии активно осуществляют Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Принцип их деятельности аналогичен принципу ПФР, НПФ так же аккумулируют в своих активах средства пенсионных накоплений, назначают и выплачивают накопительную часть трудовой пенсии. Принцип работы НПФ следующий: клиент заключает договор и самостоятельно выбирает пенсионную схему, по которой в дальнейшем ему будет выплачиваться пенсия. «Пенсионные взносы, перечисляемые по договору Негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), учитываются на пенсионном счете клиента. Эти средства инвестируются в интересах клиента и на них начисляется инвестиционный доход». На сегодняшний день деятельность Негосударственных Пенсионных фондов направлена именно на то, чтобы обеспечить каждому гражданину «финансово независимую старость».

Подводя итог, следует отметить, что Пенсионный фонд РФ работает неэффективно, а пенсионное обеспечение вовсе не удовлетворительно. Объединение для решения данной серьезной проблемы государства, работодателей и работников, возможно, поможет исправить ситуацию.

Далее рассмотрим проблемы в сфере здравоохранения.

Во-первых, недостаточно средств вкладывается в данную сферу (3,6% от ВВП), в то время, как Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) установлено, что в медицинскую отрасль должно вкладываться не менее 6% от ВВП. Сравним этот показатель в других странах: Германия – 8,6%, США – 8,1%.

Во-вторых, наблюдается резкое сокращение численности медперсонала и медицинских учреждений. По данным ФСГС в период с 2000 по 2015 г. число медучреждений сократилось почти вдвое: с 10,7 до 5,4 тысяч. Такие устрашающие показатели являются результатом так называемой политики «оптимизации» (реорганизации) медицинских учреждений. Представители власти оправдывают данную ситуацию подобным аргументом: лучше пусть будет мало высокоэффективных медучреждений с высококвалифицированными специалистами, чем чрезмерное число неэффективных больниц и поликлиник. Особенно остро последствия данной политики наблюдаются в провинциальных городках, деревнях и селах. Говоря о сокращении персонала, нельзя не отметить низкий уровень оплаты труда. По данным исследования Академии труда и социальных отношений на конец 2016 г. средняя зарплата медработника равнялась 21,7 тысяч рублей (часовая ставка врачей, учитывая не декларируемые переработки, приблизительно равна 140 рублей/час). Такая часовая ставка врача сравнима с оплатой труда за час рядового работника в сети фаст-фуд (около 138 рублей). Не зря Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию 21.03.2017 г. отметил, что необходимо повышать престиж, статус и оплату труда медработника, поскольку «врачи выполняют важнейшую работу, от которой зависит будущее страны». В связи с нехваткой персонала значительно увеличиваются сроки оказания медицинской помощи и нагрузка на работающий персонал. Нельзя не сказать о дефиците лекарственных средств и росте цен на них. В Росздравнадзоре сообщили, что лекарственные средства подорожали на 7,6% за первую половину 2017 г., а это в свою очередь сопровождалось не менее серьезной экономической проблемой – инфляция выросла более чем в три раза. Данная проблема в перспективе может быть решена путем централизованной закупки и распределения лекарственных средств с целью равного доступа к лекарствам жителей всех регионов. Необходимо упомянуть проблемы современного медицинского образования. На сегодняшний день, в связи с дефицитом медперсонала, происходит непрерывное медицинское образование, которое непременно должно учитывать достижения научно-технического прогресса: появление современных технологичных аппаратов, разработку новейших методов лечения, - чтобы нынешние студенты при выпуске из российских университетов были готовы к работе с современным оборудованием и к принятию нестандартных, но правильных решений при лечении каждого пациента. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать следующий вывод: чтобы улучшить сферу здравоохранения, необходимо принять радикальные меры, такие как: проведение реформ в области медицинского образования, повышение престижа профессии «врач», а также повышение оплаты труда медицинских работников, увеличение численности медицинских учреждений и, конечно, необходимо вкладывать больше средств в медицинскую отрасль.

Образование в России имеет чрезмерную теоретическую направленность, хотя на деле большой объем теории и информации, который усердно вливается в школьников/студентов, в основном является бесполезным. Дело в том, что процесс обучения должен иметь в большей степени прикладной характер, так как на рынке труда всегда востребованы опытные специалисты, способные применять накопленные знания на практике. Следует отметить, что ранний выбор профиля позволяет сделать акцент на прикладном характере образования. Например, это успешно реализовано в лицее при НИУ ВШЭ, где уже практикуются восемь профессиональных образовательных программ, где ученики, перед тем, как поступить в высшее учебное заведение, имеют прекрасную возможность проконсультироваться по вопросам выбора профессии, сформировать в процессе учебы общее представление о дальнейшей профессии, а также понять, действительно ли ученику интересно выбранное им направление и готов ли он развиваться в этой сфере. Говоря о рынке труда и необходимости прикладной направленности образования, стоит сказать, что часто студенты после выпуска из ВУЗа идут работать не «по специальности», так как выпускники не готовы устраиваться на низкооплачиваемые начальные вакансии, а работодатель не желает предоставлять им возможность устройства на ответственную должность без соответствующего опыта и навыков, без длительного стажа. Именно поэтому в систему образования необходимо внедрять практику и делать упор на прикладные знания.

Важно также расширить инфраструктуру образовательных учреждений и направить дополнительные средства из федерального бюджета на ее развитие и повышение оплаты труда преподавателей с целью повысить престиж данной профессии. Также особое внимание следует уделять переподготовке и переквалификации работников высших учебных заведений.

В качестве примера идеального социального государства, хотелось бы представить социальную политику в скандинавских странах, например, в Дании. Датчане платят высокие налоги, зато взамен они получают максимально качественный уровень жизни. Здесь абсолютно бесплатная и высококачественная медицина: все граждане имеют одинаковое право пользоваться ее услугами. Никто гарантированно не впадет в нищету: любой, кто не в состоянии сам о себе позаботиться, получает базовый доход – 100 долл./день. Оказывается большая помощь будущим родителям: например, одна из таких – оплата половины стоимости детского сада государством. Доступны и бесплатны все уровни образования.

В России необходимо пересмотреть социальную политику, провести различные реформы по ее усовершенствованию, чтобы статус «социального государства» был действительно оправдан, а не просто закреплен в основах конституционного строя РФ (Конституция РФ, гл. №1).


 

ИСТОЧНИКИ

1. www.ranepa.ru/social/news-social/issledovanie-invalidnost-i-socialnoe-polozhenie invalidov-v-rossii/ Исследование «Инвалидность и социальное положение инвалидов». Точка доступа: 02.04.2018 2. https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/

population/disabilities/ Статистика «Положение инвалидов». Точка доступа: 02.04.2018

3. https://asi.ru/social/tsr/ Агентство стратегических инициатив: Стратегическая инициатива «Новое качество жизни лиц с ограниченными возможностями». Точка доступа: 02.04.2018

4. https://progavrichenko.ru/reabilitaciya-invalidov/trudoustrojstvo/osobennosti-trudoustrojstva-invalidov-v-rossii-v-2017-godu.html/ Статья «Особенности трудоустройства инвалидов в России в 2017 году». Точка доступа: 02.04.2018

5. https://www.scienceforum.ru/2016/1447/21047/ Статья «Проблемы пенсионного обеспечения в России». Точка доступа: 03.04.2018

6. https://moluch.ru/archive/136/37859/ Статья: «Проблемы функционирования Пенсионного фонда России». Точка доступа: 04.04.2018

7. https://www.mk.ru/politics/2017/04/11/rossiyskoe-zdravookhranenie-prevrashhaetsya-v-zdravozakhoronenie.html/ Статья: «Российское здравоохранение превращается в «здравозахоронение». Точка доступа: 04.04.2018

8. https://newtonew.com/opinion/vozmozhna-li-reforma-obrazovaniya-snizu/ Статья: «Возможна ли реформа образования снизу?». Точка доступа: 04.04.2018

9. https://nauka-rastudent.ru/35/3764/ Статья: «Современные проблемы и тенденции развития российской системы образования». Точка доступа: 05.04.2018 10. https://rabkor.ru/columns/debates/2015/10/22/what-can-we-learn-from-denmark/ Статья: «Чему мы можем научиться у Дании». Точка доступа: 05.04.2018



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: