На сцене расставлены 5 стульев, звучит музыка. Постепенно появляются герои композиции, они танцуют(4 пары)




Автор разработки: Ряшина Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, руководитель театральной студии МБОУ «Мгинская СОШ»

 

Аннотация

В предложенной методической разработке представлен опыт проведения мероприятия, посвященного «77 - летию Великой Победы» в форме литературно-музыкальной композиции для выступления в школе и участия в конкурсах творческой направленности. Форма проведения выбрана не случайно, так как это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями.

Мероприятие способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. В рамках мероприятия дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей нашей страны, учатся работать с дополнительной литературой, развивают творческие способности, получают опыт выступления на сцене.

Тема и содержание мероприятия являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании. Содержание мероприятия направлено на воспитание интереса к истории родной страны, гордости за страну, сохранению исторической памяти российского народа.

Мультимедийные презентации, используемые в данном мероприятии, а также подборка стихотворений и музыкального сопровождения продуманы и соответствуют возрастным нормам, являются актуальными в гражданско-патриотическом воспитании.

Данный материал можно использовать для постановки на школьной сцене в целях воспитания высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи.

 

Актуальность выбранной темы:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает, что пришлось пережить мирным жителям во время Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается живых свидетелей той страшной войны. Но историческая память должна быть сохранена потомками. Есть книги, которые хранят эту память, не оставляют никого равнодушными. Мой выбор пал на повесть С.Алексиевич «Последние свидетели: соло для детского голоса». В основу композиции включены монологи- воспоминания детей –свидетелей страшных событий именно из этой повести. Подобная композиция соответствует возрасту участников, воспитывает патриотизм; знакомит детей с произведениями о войне, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого участника.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям:воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Цели:

- Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.

- Способствовать расширению представлений о событиях Вов, о положении детей в это страшное время

- Формировать четкое представление об опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

- Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:

Образовательные

1) Познакомить с литературными произведениями о Великой Отечественной войне.

2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

1. Развивать интерес к изучению истории.

2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

3. Привлечь детей, подростков к творческой деятельности, способствовать раскрытию творческого потенциала каждого участника

Ожидаемый результат:

- в сердцах учеников сформировать гордость за нашу страну, уважение к военной истории России, чувство ответственности за сохранение исторической памяти

-реализация творческих способностей

-умение работать в коллективе

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации.

Метапредметные связи: литература, музыка, история.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация с записью фрагментов мирной жизни накануне войны, кинохроники дети в годы Великой Отечественной войны. «Вечный огонь. Возложение цветов. Аудиозаписи: Моцарт «Реквием», вокализ Рахманинов, «Рио-рита», «Непрошенная война».

Оформление зала: На экран выведено название композиции. Участники композиции одеты в цветные юбки (девочки), символизирующие мирное время, по ходу композиции все- в чёрном..

Подготовительная работа: Подбор и разучивание стихотворений, монологов из повести, подбор музыкального сопровождения чтецов, создание презентации, разучивание танцев «Рио -рита», «Непрошенная война».

 

Сценарий мероприятия «Пусть всех живых не покидает память…»

На сцене расставлены 5 стульев, звучит музыка. Постепенно появляются герои композиции, они танцуют(4 пары)

Танец рио-рита.

Мальчик: -Приглашаю всех в кино!

Все: -Отлично!

Выстраивают стулья как в кинотеатре

Смотрят фильм (кинохроника мирного времени)

 

Вдруг бомбы,взрыв, в зале гаснет свет,звучит музыка Рахманинова,участники выходят на первый план.

Девочка
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?

Мальчик
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война? (все вместе)

Уходят, девочки меняют юбки на чёрные

На сцену выходит чтец:

 

Кто-то родом из детства…
Я — из войны,
Из блокадного бедствия,
из его глубины.

Влюблена была в небо,
но небо меня
Обмануло нелепо
среди белого дня.

С неба падали бомбы,
разрушали дома.
Поднялась из обломков,
как — не знаю сама.

А друзья не успели.
Мне жалко друзей.
Хорошо они пели
о России моей.

Были родом из детства
все друзья у меня,
Не могу я согреться
без них у огня.

Далее выходят все по очереди, читают воспоминания из повести С.Алексиевич

 

-Я помню прощание на вокзале… Папа все время убеждал маму, что они отгонят немцев, но чтобы мы эвакуировались. Мама не понимала: зачем? Если мы останемся дома, он найдет нас скорее. Сразу. А я все повторяла: «Папочка, миленький! Только возвращайся скорее. Папочка миленький…»

Уехал папа, через несколько дней уехали и мы. По дороге нас все время бомбили, бомбить нас было легко, так как эшелоны в тыл шли через каждые пятьсот метров. Ехали мы налегке: у мамы было сатиновое платьице в белый горошек, а у меня ситцевый красный сарафанчик с цветочками.

Варя: (достает темную шаль, накрывается, встаёт на стул) Увидела первые самолеты, ничего не поняла, пока бомбы на землю не упали. Кто-то подсказал нам, что нужно открывать рот, чтобы не оглушило. И вот открываешь рот, закрываешь уши и все равно все слышно.

(Выбегает в красном платке)


Рита: Это так страшно, что кожа не только на лице, на всем теле натягивается. И я просила, пусть меня убьет, чтоб ничего этого не слышать и не видеть.

(Переходят вниз, говорят на коленях)


Рита: У Вари одеяло было красное. А у меня коричневое, и когда летели немецкие самолеты мы ложились на землю и накрывались снизу красным, а потом моим, коричневым. Я девочкам говорила, что летчик увидит снизу коричневое и подумает, что это камень.


Варя: Немцы ехали на больших машинах. Мы смотрели на них

 

Рита: На людей вроде похожи


Варя: Я хотела узнать, какие у них головы. Почему-то у меня было представление, что у них нечеловеческие головы. Мы уже знали, что они убивают.
звучит

Вокализ

Рахманинова,выходят две девочки

 

-Немцы врывались в квартиры, кого-то все время искали. То евреев, то партизан… Мама сказала: «Спрячь свой пионерский галстук». Днем я галстук прятала, а ночью, когда ложилась спать, надевала. Мама боялась: а если немцы постучат ночью? Уговаривала меня. Плакала. Я ждала, пока мама заснет, станет тихо дома и на улице. Тогда доставала из шкафа красный галстук, доставала советские книжки. И моя подружка так делала. Она и буденовку берегла.

- Немцы подожги город. Сгорела вся наша улица. Сгорели бабушки и дедушки. И много маленьких детей. Потому что они не убежали вместе со всеми. Думали их не тронут. Огонь никого не пощадил. Идешь……. Лежит черный труп. Значит старый человек сгорел. А видишь издали что-то маленькое, розовое – значит ребенок. Они лежали на углях - розовые.

Мама сняла платок и завязала мне глаза.

Так мы дошли до нашего дома. До того места, где несколько дней назад стоял наш дом. Дома не было. Нас встретила чудом спасшаяся кошка. Она прижалась ко мне.. и все. Мы несколько дней ничего не говорили. Даже кошка молчала. Мы все молчали.

- А сирень так цвела в этом году, а черемуха так цвела. С нами что-то случилось. Мы перестали бояться смерти. Приехали немецкие машины. Выгнали всех их хат и считают айнц, цвай, драй…. Мама была девятой, а десятого на расстрел. Нашего соседа. У мамы на руках был маленький братик. Так он у нее из рук и упал.

Выходят на сцену 3 мальчика девочка, встают рядом с сидящими

- О смерти не говорили. В нашей семье старались как можно меньше говорить о смерти. Был такой уговор.

Я полола в огороде как-то картошку, пригнусь, меня не видно. Когда я заметила самолет, он уже кружился надо мной. Я увидела отчетливо лицо летчика, коротенький автомат, и… очередь. Самолет разворачивается второй раз. Он не стремился меня убить. Он развлекался. А на мне даже косынки нет. Нечем прикрыться.

 

- Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, Мы четко усвоили урок: заплачешь — расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя».

 


-Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии — будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.

 

- В нашем детдоме собрали одних ленинградских детей. Нас кормили осторожно. Мы сидели на уроках и жевали бумагу. Я сидела за столом, это был завтрак, и увидела кошку, живую кошку.

Воспитатели были местными. Они смотрели на нас, как на сумасшедших. В Ленинграде живых кошек не осталось. Живая кошка, это была мечта – на целый месяц еды.

 

(звучит грустная музыка Рохманинов Вокализ. Все выстраиваются друг за другом,образуя очередь, стулья выстраивают также, чтобы потом их унести со сцены.

Выход девочки-чтеца:

- У меня мечта, поймать воробья и съесть его. Отвлечься от мысли не хватает сил. От голода внутри постоянный внутренний холод. Сколько на себя не надень, нельзя согреться. И очень хочется жить. Убивали нас голодом, убивали долго. 900 дней блокады. 900. Тогда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким долгим кажется голодному человеку день, час, минута в темноте.

на заднем плане дети начинаю уходить со сцены по одному,последняя девочка из очереди остаётся

- Трамваи не ходят.

 

- Электричества нет.

 

- Воды нет.

 

- Отопления нет.

 

- Но самое страшное – голод.

 

- Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди входили с ума от голода. Не помню, не запомнила когда мысль о том, что бы съесть свою кошку или собаку стала нормой обыкновенной.

У нас не было никого. Но мамина подруга не смогла съесть сама свою кошку. Она привела ее к нам. И мы съели… прошло не много времени, и вот мы опять умирали. Но на этот раз мамина подруга привела нам свою собаку. И если бы не собака, то мы бы не выжили.

 

(ведут диалог-рассказ): Конечно не выжили бы. Это ясно. Уже начали опухать от голода. Сестра не хотела утром вставать. Два дня мама не могла, как решиться. На третий она привязала собаку к батарее, а нас выгнала на улицу. (закрывает лицо руками и поворачивается спиной)

 

 

- А их было 900, таких дней. Я видела, как маленькая девочка украла у одной женщины на базаре булочку. Маленькая девочка, и ее догнали и повалили на землю. Били страшно, смертным боем. Она старалась доесть, проглотить эту булочку. Проглотить прежде чем ее убьют…

 

- 900 таких дней…Иду из булочной… Получила дневной паек. Эти крохи, эти жалкие граммы… А навстречу мне бежит собака. Поравнялась со мной и обнюхивает – слышит запах хлеба.

Я понимала, что это – наше счастье. Эта собака…Наше спасение! Я приведу собаку домой…
Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Возле дома еще кусочек ей отщипнула, она лизнула мне руку. Вошли в наш подъезд… Но по ступенькам она поднималась неохотно, на каждом этаже останавливалась. Я отдала ей весь наш хлеб… Кусочек за кусочком… Так добрались мы до четвертого этажа, а наша квартира на пятом. Тут она уперлась и не идет дальше. Смотрит на меня… Как что-то чувствует. Понимает. Я ее обнимаю: «Собака, миленькая, прости… Собака миленькая, прости…». Прошу ее, упрашиваю. И она пошла. Очень хотелось жить…(уходят)

 

 

Девочка: Кто сказал, что дети не были на войне…

 

Мальчик: Увиденная детскими глазами, она оказалась еще страшнее.

 

Девочка: Дети - самые беспристрастные и самые несчастные ее свидетели.

 

Танец «Непрошенная война»(4 девочки)

 

Затем выходят все участники со свечами, образуя полукруг

 

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

 

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

 

Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

 

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
«Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?»

 

Пусть всех живых
Не покидает память
О каждой малой
И большой войне
!(вместе)

 

Список используемой литературы

  1. Великая Отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 2002. - 832 c.
  2. Беднова Галина, А. Молчанов, Исай Тобольский Стихи о войне/ Клевер Медиа Групп, 2015 г.
  3. Светлана Алексиевич «Последние свидетели: соло для детского голоса», Москва,Время,2007г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: