Примерный перечень вопросов к зачету.




Психология подросткового и юношеского возраста

Программа специальной дисциплины

Стандарт СД

 

Екатеринбург


 


· Введение

Цель курса - сформировать у студентов представление о юношестве как о возрастной группе, имеющей специфические психологические особенности.

 

Задачи курса:

-ознакомить студентов с существующими теоретическими концепциями юности и данными экспериментальных исследований, проводившихся в данной возрастной группе;

-выявить особенности психологического развития в юношеском возрасте;

-на примере юношеского периода показать закономерности и вариативность возрастного развития;

-привлечь внимание студентов к проблемам психологии молодёжи, активизировать исследовательский интерес, аналитическую деятельность студентов в отношении данной проблематики.

Требования к уровню освоения содержания курса:

-студент должен ориентироваться в теоретических и экспериментальных исследованиях по данной проблематике;

- иметь представление о взаимосвязи детства, юношества и взрослости как этапов в развитии личности;

- знать специфические психологические особенности подросткового и юношеского возраста;

- понимать инструментальный характер полученных знаний, т.е. представлять, зачем и как он сможет применять их в жизни вообще и в профессиональной деятельности, в частности.

Изучение курса рассчитано на один семестр и завершается зачетом, на котором студенты должны продемонстрировать полученные знания.

 

I.

 

I. Содержание курса

1.Разделы курса, темы, их краткое содержание

№ п/п Наименование разделов и тем курса Содержание
  Раздел I. Возрастная стратификация юности Возрастные критерии юности: психологические, нормативно-юридические, фактические. Юность как период «ролевого моратория». Юность как фаза перехода от детства к взрослости. Группообразующие признаки юношества: возрастные характеристики, социальное положение, социально-психологические свойства.
  Раздел II. Психологические исследования юношеского периода развития Биогенетические теории юности. Теории персонологической ориентации. Исследование развития в юношеском возрасте: метод поперечных срезов и метод продольных срезов (лонгитюдный).
  Раздел III. Физическое и психосексуальное развитие в юности Фазы юношеского периода: подростковый возраст, ранняя юность, поздняя юность. Половое созревание. Особенности препубертатного, пубертатного и постпубертатного этапов. Физическое развитие в подростковом и юношеском возрасте. Влияние физического созревания на психику подростка. Акселераты и ретарданты. Критерии психологического и социального созревания. Поведенческие, эмоциональные и когнитивно-оценочные компоненты юношеской сексуальности. Понятие половой роли.
  Раздел1V. Познавательные процессы и способности Развитие абстрактно-логического мышления и интеллектуальное экспериментирование. Увеличение произвольности и активности психических процессов в юности. Личностные свойства и творческий потенциал. Творческие достижения и учебная деятельность. Умственное развитие и стиль мышления. Тип нервной системы и индивидуальный стиль мышления.
  РазделV. Эмоционально-волевые процессы Физиологическая основа эмоциональных процессов в юношеском периоде. Акцентуации характера в подростковом возрасте. Эмоциональная чувствительность и психологические защиты в юношеском возрасте. Причины эмоциональных проблем в юношеском возрасте. Противоречивость эмоциональных реакций. Развитие волевой регуляции поведения. Динамика эмоциональных процессов в подростковом и юношеском возрасте.
  РазделV1. Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте Тема 1. Общение со взрослыми Подростковая эмансипация от родителей (эмоциональная, поведенческая, нормативная). Влияние родителей, педагогов и сверстников на самооценку молодого человека. Влияние взрослых на личностное и профессиональное самоопределение молодых людей.Дружба со взрослыми.
Тема 2. Общение со сверстниками Потребность в общении со сверстниками как альтернатива общению со взрослыми. Функции общения со сверстниками. Подростковая групповая конформность. Юношеские субкультуры. Дружба сосверстниками. Одиночество в юности.
  РазделVП. Студенчество как возрастная и и социальная группа. Тема 1. Характеристика студенческого возраста Группообразующие признаки студенчества. Биологические, социальные и психологические характеристики студенческого возраста.Сущность профессионального самоопределения. Мотивация выбора профессии. Адаптация студентов в условиях вуза.
Тема 2. Мотивация учебной деятельности студентов Внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности и успеваемость студентов. Динамика мотивов в процессе обучения.
  РазделVШ. Развитие профессионального самосознания студентов. Структура профессионального самосознания. Объективные и субъективные факторы развития профессионального самосознания. Профессиональные экспектации. Кризисы профессионального становления. Уровни профессионализации.
  Раздел1X. Особенности интеллектуального и и личностного развития студентов. Динамика психических познавательных процессов в период обучения. Развитие общих и специальных способностей. Социальный интеллект и коммуникативная компетентность студентов. Жизненные стратегии студентов.

Примерный перечень вопросов к зачету.

1. Возрастные границы и возрастные критерии подросткового и юношеского возраста.

2. Юность как фаза перехода от детства к взрослости: социально-историческая динамика. Этнокультурные различия критериев юношества.

3. Биогенетические теории юности.

4. Персонологические теории юношества.

5. Вклад в изучение проблем юношеского возраста Ж. Пиаже, К. Левина, Э. Эриксона.

6. Исследование юношеского периода отечественными психологами (Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным).

7. Использование методов поперечных и продольных срезов при изучении юношеского периода развития. Крупнейшие лонгитюдные исследования подросткового и юношеского возраста и их результаты.

8. Модели индивидуального развития по Д. Левинджер.

9. Влияние физического созревания на психику подростка.

10. Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки. Влияние родителей, педагогов и сверстников на самооценку молодого человека.

11. Критерии психологического и социального созревания.

12. Типы протекания юности (по Э. Шпрангеру, К. Конраду, Д. и Д. Оффер).

13. Диалектика постоянства- изменчивости различных личностных свойств.

14. Развитие познавательных функций и интеллекта.

15. Развитие абстрактно-логического мышления и интеллектуальное экспериментирование.

16. Основные подходы к изучению возрастных закономерностей творчества.

17. Творческие достижения и учебная деятельность. Раскрытие способностей в сфере преимущественных интересов личности.

18. Личностные свойства и творческий потенциал.

19. Умственное развитие, тип нервной системы и индивидуальный стиль мышления.

20. Физиологическая основа эмоциональных процессов и влияние социальных факторов на эмоциональную сферу в юношеском возрасте.

21. Причины эмоциональных проблем в юношеском возрасте. Противоречивость эмоциональных реакций.

22. Эмоциональная избирательность. Развитие волевой регуляции поведения.

23. Зависимость психосексуального поведения юношей и девушек от свойств личности и социальных условий её развития.

24. Поведенческие, эмоциональные и когнитивно-оценочные компоненты юношеской сексуальности.

25. «Экспериментальный» характер юношеской сексуальности. Факторы, способствующие либерализации половой морали. Половое просвещение.

26. Понятие половой роли. Формирование сексуальной ориентации.

27.Влюбленность, ранние браки, разводы в юношеском возрасте.

28.Общение со сверстниками как реализация спектра потребностей.

29.Юношеские группы.

30.Дружба со сверстниками и дружба со взрослыми.

31.Юношеская некоммуникабельность и одиночество.

32. Формирование чувства взрослости. Личностное самоопределение в юности.

33. Юношеские субкультуры

34.Биологические, социальные и психологические характеристики студенческого возраста.

35.Факторы, определяющие профессиональное самоопределение и выбор абитуриентами вузов. Составление профессиограмм.

36.Адаптация студентов в условиях вуза.

37.Способность студентов к различным видам учебной деятельности.

38.Мотивация учебной деятельности студентов. Познавательная мотивация. Мотивация достижений и избегания неудач.

39. Отношение к будущей профессии и учебному процессу.

40. Психологические типы студентов в учебной и научной работе.

41.Развитие профессионального самосознания: объективные и субъективные факторы.

42. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения.

43. Динамика психических процессов в период студенчества.

44. Развитие общих и специальных способностей и познавательная деятельность студентов.

45. Развитие эмоционально-волевой сферы в студенческом возрасте.

46.Общение в системах отношений: «студент – студент» и «преподаватель – студент».

47.Социально-психологический климат в студенческой группе. Использование социометрии и референтометрии для выявления эмоциональных и ценностных предпочтений студентов.

48.Психологическая структура студенческой группы.

49. Динамика межличностных отношений студентов за время обучения в вузе.

50. Жизненные стратегии студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: