По результатам теста можно дать рекомендации по формированию качеств, разработанные авторским коллективом под руководством М.И. Рожкова (Программа «Лидер» под редакцией М.И. Рожкова:
Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда следует принять на вооружение несколько советов.
1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?»
2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.
3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.
4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи – это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.
5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.
Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу), постарайся ответить на вопросы:
1. Действительно ли твои цели важны для тебя?
2. Реальны ли твои цели?
3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?
4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?
5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), постарайся найти ответы на следующие вопросы:
1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответь на следующие вопросы:
1. Ценю ли я творческий подход в других людях?
2. Готов ли я к неопределенности?
3. Верю ли я в свои творческие способности?
4. Могу ли я порвать с традициями?
5. Испытываю ли я потребность в переменах?
Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:
1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.
2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
3. «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
5. Раскрой свои мысли и чувства.
6. Будь готов подбодрить другого человека.
Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей организаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам организаторской работы. Вот что советует А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:
1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
· выдели в задаче главное и второстепенное;
· выясни время выполнения задачи;
· уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
· определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;
· повтори задание.
2. Подготовься к выполнению задания:
· изучи опыт других, посоветуйся;
· сделай предварительную расстановку людей;
· исходя из реальных возможностей, составь план.
3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:
· обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;
· учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.
4. Расставь людей, учитывая их возможности:
· распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;
· за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое;
· каждый должен знать свои права и обязанности.
5. Согласовывай свои действия:
· постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов;
· поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании;
· интересуйся опытом других выполняющих подробные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучай и инструктируй своих помощников:
· подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;
· указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в преодолении трудностей, но не подменяй их;
· подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.
7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:
· привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
· осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
· давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;
· старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.
8. Будь внимателен в период завершения работы:
· требуй отчета о работе от своих помощников;
· при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь;
· организуй сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуй свое время и силы:
· осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников;
· решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники;
· оказывай помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:
· анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
· давай оценку работы на основе конкретных результатов;
· старайся поощрить, отметить работу своих помощников.
Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различных дел. Учти при этом несколько советов:
1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир? Что значит быть в его положении?
2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?
3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?
5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, располагай к себе людей.
Известный психолог А. Н. Лутошкин советует также лидерам:
· изучить интересы, увлечения, способности товарищей;
· при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;
· чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ребятам приятно – их способности замечены и не лежат мертвым грузом;
· иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С учетом этого строй свои требования к нему.
Если Вы обнаружили, что у Вас низкий показатель З (работа с группой), то также прислушайся к советам: у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.
«Разящие стрелы»: один стрелок пускает стрелы во множество целей – приказы, указания, требования летят в сторону участников дела. Он один принимает решения.
«Возвращающийся бумеранг»: организатор не забывает советоваться с людьми, в процессе работы коллективно обсуждать итоги, оценивать вклад каждого в общее дело.
«Разящие стрелы»: организатор мечется от одного к другому, приспосабливается, ищет компромиссное решение, не конфликтует, старается быть удобным для всех.
«Плывущий плот»: плывет по течению, не беспокоясь, куда вынесет.