Закрытый итоговый урок-зачет




Его целесообразно проводить в конце полугодия, независимо от форм контроля в течение полугодия (т.е. текущие зачеты могут и не проводиться). Ребятам сообщаются темы, выносимые на зачет и краткая "ориентировочная" характеристика других заданий. Технология организации самого зачета близка к экзамену. Каждое задание предлагается на отдельной карточке или компонуются билеты, включающие как теоретическую, так и практическую часть. Учитель беседует с каждым индивидуально, причем в целях экономии времени опрос теоретической части билета можно начать сразу, а затем он перейдет в собеседование по практическим заданиям. Учитель сидит за своим столом. Ребята подходят к нему по мере готовности. По усмотрению учителя за зачет выставляется одна или две оценки. Чтобы узнать уровень притязаний учащихся, билеты для зачета можно подготовить на бумаге разного цвета, например, красные карточки на оценку "3", зеленые - на "4", желтые - на "5". Каждый ученик определяет для себя сам уровень ответа. Конечно, количество карточек каждого цвета должно быть избыточным.

Необходимо заметить, что элементы дифференциации могут присутствовать не только в содержательной части, но и в технологической. Так, например, в течение полугодия проводятся текущие зачеты, которые ориентированы на достижение всеми обязательного уровня усвоения материала. Зачеты оцениваются "+" или "-". Отрицательный результат необходимо отработать во внеурочное время. В конце полугодия проводится итоговый зачет, который оценивается общепринятым в школе образом. Если к этому времени все текущие зачеты сданы, то "3" ставится автоматически, в противном случае надо выполнить сначала все задания, чтобы достичь удовлетворительного уровня. Учащиеся, претендующие на оценки "4" и "5", получают соответствующие карточки. Как правило, чтобы получить оценку "4", ученик должен уметь доказывать теоремы; работать в стандартной ситуации, но требующей высокого уровня технических приемов; работать в полуэвристической ситуации. Чтобы получить оценку "5", ученик должен продемонстрировать умение работать в нестандартной ситуации, где надо самому найти способ решения.

Можно практиковать и такой прием, как долговременное домашнее задание. Оно выдается в начале изучения темы и может состоять из теоретических вопросов (например, изучение дополнительных вопросов, знакомство с научно-популярной литературой) и практических заданий. Тетрадь с выполненным долговременным домашним заданием сдается в день зачета. Возможен и устный опрос по этим заданиям. В этом случае они будут играть роль дополнительных вопросов. Не исключена и отдельная оценка за долговременное домашнее задание.

Предлагается к рассмотрению еще одна довольно сложная, но интересная технология организации и проведения итогового зачета. Подразумевается, что он проводится в конце полугодия на сдвоенном уроке. К этому времени накоплен большой теоретический и практический материал, требующий систематизации, обобщения и детальной проверки. О том, что будет проводится зачет, ребятам сообщается на первых же уроках, и в классе вывешивается перечень тем, которые будут предложим для ответа. По мере изучения каждой темы вопросы детализируются и дополняются перечнем задач. Таким образом, на момент изучения последней темы полугодия у ребят есть следующая информация:

1. Вопросы по всем темам, большая часть которых берется из учебника (или составляется учителем в соответствии с текстом учебника), а другая часть ориентирована на изучение других источников. Эти вопросы считаются необязательными для изучения.

2. Задачи, выносимые на зачет. Возможно указание номеров из учебника, дидактического материала.

3.Схема проведения зачета (если он проводится впервые). Учителю помогают ассистенты (6 человек), которые готовятся отдельно и сдают зачет накануне, например, во время консультации.

Перед зачетом желательно проведение консультации, на которой учитель отвечает на вопросы учеников; проводит систематизацию теоретического и задачного материала; акцентирует внимание учащихся на наиболее сложных моментах.

Организация зачета.

1. Выбираются 6 ассистентов: 4 принимают теорию, один курирует решение задач, один - выполнение лабораторной работы.

2. Класс делится на две равные части.

3. Каждая половина на четыре группы.

4. Группы 1-4 на первом уроке отвечают теоретический материал, группы 5-6 - решают задачи и выполняют лабораторную работу.

5. На втором уроке группы 5-6 отвечают теорию, 1-4 - решают.

Проверка теоретического материала осуществляется 4 ассистентами. Каждый из них сидит за отдельным столом. На столе лежит напечатанный список вопросов по теме, которую он проверяет. Одновременно 4 группы начинают сдавать теоретический материал четырем ассистентам. Ассистент указывает, кому из учеников начинать отвечать на первый вопрос, затем следующий отвечает на второй, другой ученик на третий вопрос, оставшийся - на четвертый, тот, кто отвечал первым, освещает пятый вопрос, и вновь по кругу. Таким образом, все 4 ассистента в течение 10 минут беседуют со своими группами. По команде учителя (это может быть и звуковой сигнал) каждая группа переходит к другому ассистенту, и так далее по кругу. За 40 минут все 4 ассистента выслушают ответы всех учащихся на вопросы по своей теме. Каждый ассистент из оставшихся четырех групп две группы (5 и 6) решают задачи, остальные (7 и 8) выполняют лабораторную работу (желательно использование микрокалькуляторов). Через 20 минут у этих групп происходит смена деятельности: 7 и 8 решают задачи, 5 и 6 выполняют лабораторную работу. Каждый из двух ассистентов заполняет карточку:,

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ  
фамилия         оценка
             
2:            
                 

 

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА  
фамилия построения измерения вычисления оценка
           
           
           

 

 

Подведем итог. В течение двух уроков учащиеся интенсивно трудятся и получают 3 оценки (теория, задачи, лабораторная работа). За минут до окончания урока учитель собирает работы учащихся и учетные карточки ассистентов. Прелагает ребятам высказать свое мнение о теоретической и практической части зачета, претензии друг к другу и пр.

Необходимо остановиться на деятельности учителя на зачете. Он должен четко организовывать каждый этап, контролировать, направлять, сглаживать возможные недоразумения. А после зачета быстро "переработать" всю оценочную информацию.

Контрольные вопросы.

1. Какова основная цель изучения параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в курсе стереометрии?

2. Какие блоки можно выделить в материале о параллельности прямых и плоскостей в пространстве, перпендикулярности прямых и плоскостей.

3. Какую методическую схему изучения понятий этой темы можно использовать?

4. Какую методическую схему можно предложить для изучения теорем, выражающих признаки параллельности (перпендикулярности) прямых и плоскостей?

5. Какие задачи преобладают в учебниках при изучении данной темы?

6. Охарактеризуйте основные виды зачётов, которые можно использовать при изучении данной темы.

7. Какова роль ЦОР при организации зачётов?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: