СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (особое построение соседних предложений)




СРЕДСТВА СВЯЗИ между предложениями

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (слова или словосочетания)

 

Ищем предложение, в котором есть слово или словосочетание, указывающее на информацию из предыдущего предложения.

1. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

а) как правило,это местоимения 3 лица (он, она, оно, они). Учтите, что местоимение изменяется по падежам. 1.Встретила доктора. 2.ОН поздоровался со мной. Или 1.Сразу можно узнать доктора. 2.У НЕГО белый халат.

б) может быть МЫ(1 л. мн.ч.) в том случае, если указывает на составное подлежащее "я и..." или "мы с..." в предыдущем предложении. 1. Я И БРАТ ходили на рыбалку.2. МЫпринесли небольшой улов.

в) может быть ТЫ(2 л. ед.ч.) в том случае, если указывает на ОБРАЩЕНИЕ в предыдущем предложении. 1. Привет, АНТОН! 2. ТЫпрочитал мое сообщение?

2. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (чей?)

А) как правило, это местоимения 3 лица (его, ее, их). 1. Подошел Вася. 2. Я знакома с (чьей?) ЕГО мамой.

Не путать с формой личных местоимения 3-го лица Род.п.!! 1. Надеялась встретить одноклассника. 2. Но увидеть (кого? – это вопрос к личному) ЕГО так и не удалось.

б) может быть НАШ (1 л. мн.ч.) в том случае, если указывает на составное подлежащее "я и..." или "мы с..." в предыдущем предложении. 1.МЫС БРАТОМ ходили на рыбалку. 2. НАШ улов небольшой.

в) ТАКЖЕ может быть ТВОЙ (2 л. ед.ч.) в том случае, если указывает на ОБРАЩЕНИЕ в предыдущем предложении. 1.Привет, АНТОН! Я прочитал ТВОЕ сообщение.

3. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: тот, этот, такой, таков, столько (изменяются по числам и падежам). 1. Мы поехали за ВОЛгу. 2. ЭТО место нам нравится. Или

1. Пришли Вова и Аня. 2. Это ТЕ друзья, которым я могу доверять. Или 1.Мы прошли 3 км. 2. СТОЛЬКО же километров до нашего дома.

Указательное местоимение часто используется вместе с другими лексическими средствами:

- указ.мест. и ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (это использование одинаковых слов в соседних предложениях). 1. У меня сломался СТОЛ. 2. ЭТОТ СТОЛ служил нам долго.

- указ.мест и ФОРМЫСЛОВА (то же, что и лексический повтор, но в соседнем предложении используется другая форма слова, с другим окончанием). 1. У нас старый СТОЛ. 2. У ТАКХ СТОЛОВ часто ломаются ножки.

- указ.мест и СИНОНИМ /КОНТЕКСТНЫЙ СИНОНИМ (это близкие по значению слова). 1. Нужен добрый ДОКТОР ДЛЯ НАШЕГО КОТА. 2. ТАКОЙ ВЕТЕРИНАР на соседней улице.

4. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ (сам, самый, весь, всякий,/всяческий, любой, другой, иной, каждый). 1. На вокзале гудела толпа БЕЖЕНЦЕВ. 2. ЛЮБОЙ мог остаться.

- опред.мест с указат.мест. = весь этот, вся такая, все это … 1. В добме РАЗБРОСАНЫВЕЩИ, ОБОРВАНЫЗАНАВЕСКИ. 2. ВЕСЬ ЭТОТ беспорядок совершил наш кот.

С О Ю З – всегда в НАЧАЛЕ предложения и всегда СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ.

- чаще всего СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ (=присоединительный): И, ДА И, ТОЖЕ, А ТАКЖЕ … 1. Мы ШЛИ по лесу. 2. И сосед бежал за нами. Или 1. Мыбыстро шагали по тропке. 2. Сосед ТОЖЕ бежал за нами. // А ТАКЖЕ сосед бежал за нами.

- часто ПРОТИВИТЕЛЬНЫЙ: А. НО, ЗАТО, ОДНАКО. 1. Мы шли ПО ЛЕСУ. 2. А сосед ПО ДОРОГЕ.

- редко ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО. 1. Мы решили ПОТОРОПИТЬСЯ. 2. ТО ЕСТЬ хотели успеть вовремя.

6. НАРЕЧИЕ – всегда в НАЧАЛЕ предложения. Чаще это наречия с указаельным значением: тогда, теперь, здесь, там, тут, так, сюда, туда, поэтому… 1. Встречаемся в центре. 2. ТАМ будет проходить митинг. Или 1. Помоги другу. 2. ТАК поступают настоящие друзья.

7. ЧАСТИЦА:

- указательная ВОТ. 1. Он спас ребенка. 2. ВОТ пример подвига.

- вопросительная РАЗВЕ. 1. Он спас ребенка. 2.РАЗВЕ не пример подвига?!

- уточняющие ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ИМЕННО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО. 1. Все легли спать. 2. ТОЛЬКО я не спала. Или 1.Приехали спасатели. 2.ИМЕННО им предстояло остановить пожар.

- частица ЖЕ вместо союза НО. 1. Мы договорились. 2. Ты ЖЕ не пришел.

8. СИНОНИМЫ– близкие по значению слова. 1. Нам нужен СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ. 2. Телефон ЭЛЕКТРИКА нашли в Интернете.

9. АНТОНИМЫ– противоположные по значению слова. 1. Тебе идет БЕЛОЕ. 2. ЧЕНОЕ тебе не идет.

10. ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР или ФОРМЫСЛОВА (объяснялось выше в сочетании с указательными местоимениями).

Могут быть разные части речи:

- существительное (разные падежи): 1. Каждая КНИГА ценна. 2. Значимость КНИГ в моей жизни велика.

- сущ. (разные формы слов, хоть и не однокоренные): 1. Важен каждый ЧЕЛОВЕК. 2. Вообще все ЛЮДИ важны.

- местоимение (разные падежи): 1. Я иду в театр. 2. У МЕНЯ есть лишний билет.

- наречие (разные степени): 1. Сделай ХОРОШО. 2. Сделай ЛУЧШЕ меня.

- прилагательное (разные степени сравнения, род/число, падеж): 1. Он был КРАСИВЫЙ. 2. А она КРАСИВЕЙШЕЙ женщиной на свете.

- глагол (разные лицо, число; время, вид): 1. Я ЧИТАЮ журнал. 2. Этот журнал ЧИТАЛИ многие.

11. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА – искать трудно, поэтому для анализа берите по 2-3 слова и ищите эти же корни в соседнем предложении. 1. Многим требуется просто УДАЧА, 2. Но УДАЧЛИВЫХ людей не так уж много.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (особое построение соседних предложений)

1. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – единая мысль, разбитая на 2-3 предложения, приэтом 2 или 3 предл-я не понятны без первого. Часто во 2-м нет грам.основы. Или это предложение выглядит как придаточное, т.е. начинается с подчинит.союза. 1. Мы встретимся. 2. Позже (нет грам.осн). 3. ЕСЛИ созвонимся.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – одинаково построенные предложения, часто начинаются с одного и того же слова (АНАФОРА), реже оканчиваются одинаковыми словами (ЭПИФОРА).

1. Сегодня мы идем в кино. 2. Завтра вы пойдете в театр (одинаковый порядок членов пред-я)

1. Где ты остановился? Когда ты уезжаешь?(вопросительные, одинаков. порядок чл-в пр-я)

1. ЗАЧЕМ ТЫприехал?! ЗАЧЕМ ТЫбросаешь такие обвинения?! (одинаковые слова в начале, вопросительные, порядок расстановки членов предложения).

1. Я не знаю ПРАВДЫ. 2. Никто не знает ПРАВДЫ. (одинаковые слова в конце, порядок чл.пр-я)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: