Не успели Буйносов и Курносов забыть старые царские обиды, как тут новая. Приказал Петр собрать пятьдесят самых знатных боярских сынков и послать за границу учиться. Пришлось Буйносову и Курносову отправлять и своих сыновей.
Поднялся в боярских домах крик, плач. Бегают мамки[4], суетятся люди, словно не проводы, а горе в доме.
Расходилась буйносовская жена:
- Единого сына - и Бог знает куда, в иноземщину, черту в зубы, немцу в пасть! Не пущу! Не отдам!
- Цыц! - закричал Буйносов на жену. - Государев приказ, дура! В Сибирь захотела, на виселицу?
И в доме Курносова крику не меньше. И Курносову пришлось кричать на жену:
- Дура! Плетью обуха не перешибешь, от царя - супостата не уйдешь! Терпи, старая.
Через год молодые бояре вернулись. Вызвали их к царю определять на государеву службу.
- Ну, рассказывай, Буйносов, сын боярский, - потребовал Петр, - как тебе жилось за границей.
- Хорошо, государь, жилось, - отвечает Буйносов. - Народ они ласковый, дружный, не то что наши мужики - рады друг другу в бороду вцепиться.
- Ну, а чему научился?
- Многому, государь. Вместо "батюшка" - "фаттер" говорить научился, вместо "матушка" - "муттер".
- Ну, а еще чему? - допытывается Петр.
- Кланяться еще, государь, научился и двойным и тройным поклоном, танцевать научился, в заморские игры играть умею.
- Да, - сказал Петр, - многому тебя научили. Ну, а как тебе за границей понравилось?
- Уж как понравилось, государь! Хочу в Посольский приказ[5]: уж больно мне любо за границей жить.
- Ну, а ты что скажешь? - спросил Петр молодого Курносова.
- Да что сказать, государь… Спрашивай.
- Ладно, - говорит Петр. - А скажи мне, Курносов, сын боярский, что такое есть фортификация?
- Фортификация, государь, - отвечает Курносов, - есть военная наука, имеющая целью прикрыть войска от противника. Фортификацию надобно знать каждому военному начальнику как свои пять пальцев.
- Дельно, - говорит Петр. - Дельно. А что такое есть лоция?
- Лоция, государь, - отвечает Курносов, - есть описание моря или реки с указанием на нем отмелей и глубин, ветров и течений, всего того, что помехой на пути корабля может стать. Лоция, государь, первейшее, что надобно знать, берясь за дела мореходные.
- Дельно, дельно, - опять говорит Петр. - А еще чему научился?
- Да ко всему, государь, присматривался, - отвечает Курносов, - и как корабли строить, и как там рудное дело поставлено, и чем от болезней лечат. Ничего, спасибо голландцам и немцам. Народ они знающий, хороший народ. Только, думаю, государь, не пристало нам свое, российское, хаять. Не хуже у нас страна, и люди у нас не хуже, и добра не меньше.
- Молодец! - сказал Петр. - Оправдал, утешил. - И Петр поцеловал молодого Курносова. - А ты, - сказал он, обращаясь к Буйносову, - видать, как дураком был, так и остался. За границу захотел! Ишь, тебе Россия не дорога. Пошел прочь с моих глаз!
Так и остался молодой Буйносов в безвестности. А Курносов в скором времени стал видным человеком в государстве.
АЗ, БУКИ; ВЕДИ…
На Руси в то время было мало грамотных людей. Учили ребят кое - где при церквах, да иногда в богатых домах имели приглашенных учителей.
При Петре стали открываться школы. Назывались они цифирными. Изучали в них грамматику, арифметику и географию.
Открыли школу и в городе Серпухове, что на полпути между Москвой и Тулой. Приехал учитель.
Явился учитель в школу, ждет учеников. Ждет день, второй, третий - никто не идет.
Собрался тогда учитель, стал ходить по домам, выяснять, в чем дело. Зашел в один дом, вызвал хозяина, местного купца.
- Почему, - спрашивает, - сын в школу не ходит?
- Нечего ему там делать! - отвечает купец. - Мы без грамоты жили, и он проживет. Бесовское это занятие - школа.
Зашел учитель во второй дом, к сапожных дел мастеру.
- Да разве это нашего ума дело - школа! - отвечает мастер. - Наше дело - сапоги тачать. Нечего понапрасну время изводить, всякую брехню слушать!
Пошел тогда учитель к серпуховскому воеводе, рассказывает, в чем дело. А воевода только руками разводит.
- А что я могу? - говорит. - Дело оно отцовское. Тут кому что: одному - грамота, а другому, поди, грамота и не нужна.
Смотрит учитель на воеводу, понимает, что помощи от него не будет. Обозлился, говорит:
- Раз так, я самому государю отпишу.
Посмотрел воевода на учителя. Вид у него решительный. Понял: сдержит свою угрозу.
- Ладно, не торопись, - говорит, - ступай в школу.
Вернулся учитель в школу, стал ждать. Вскоре слышит за окном топот. Посмотрел: идут солдаты с ружьями, ведут ребят.
Целую неделю ребят сопровождали солдаты. А потом ничего, видать, отцы смирились, привыкли. Ученики сами стали в школу бегать.
Стал учитель обучать ребят грамматике. Начали с букв.
- Аз, - говорит учитель. (Это значит буква "а").
- Аз, - хором повторяют ученики.
- Буки, - говорит учитель. (Это значит буква "б").
- Буки, - повторяют ученики.
- Веди…
Потом пошла арифметика.
- Един и един, - говорит учитель, - будет два.
- Един и един - два, - повторяют ученики.
Вскоре научились ребята и буквы писать, и цифры складывать. Узнали, где Каспийское море, где Черное, где Балтийское. Многому научились ребята.
А как‑то раз через Серпухов в Тулу ехал Петр. Заночевал царь в Серпухове, а утром решил зайти в школу. Прослышал Петр, что отцы неохотно отдают детей учиться. Решил проверить. Входит Петр в класс, а там полным - полно ребят. Удивился Петр, спрашивает учителя, как он столько учеников собрал.
Учитель и рассказал все как было.
- Вот здорово! - засмеялся Петр. - Молодец воевода. Это по - нашему. Верно. Накажу‑ка, чтобы и в других местах в школы ребят силой тащили. Людишки‑то у нас хилы умом, не понимают своей выгоды, о делах государства не заботятся. А грамотные люди нам ой как нужны! Смерть России без знающих людей.