Требования к анализу и самоанализу




Тема 1.5. Анализ занятия

1. Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста

2. Требования к анализу и самоанализу

 

Литература:

1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 

Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Требования к анализу и самоанализу

 

План-схема анализа познавательного занятия с использованием поисковой деятельности детей

1. Общие сведения о занятии: вид занятия, возраст детей и их количество, тема, цель, программные задачи, длительность занятия.

2. Соответствие программных задач и содержания поисковой деятельности возрасту и уровню развития детей.

3. Структурные части занятия (указать длительность); их длительность; формы взаимодействия педагога и детей и задачи, решаемые в каждой части. Оценка их целесообразности и оптимальности.

4. Материалы и оборудование; рациональность, целесообразность, эффективность их использования для организации поисковой деятельности детей

5. Характеристика деятельности педагога и детей.

а) методика проведения занятия:

деятельность педагога деятельность детей:
- формирование познавательной мотивации и интереса к поисковой деятельности и объекту познания; - организация опоры на имеющиеся знания; - стимулирования познавательной активности детей (методы и приемы;   - формирование практической подготовленности к поисковой деятельности: овладения поисковыми действиями (практическими и мыслительными), структурой деятельности; - организации взаимодействия детей;     - развитие у детей навыков рефлексии - наличие вопросов и их характер, проявление заинтересованности, увлеченности поисковой деятельностью, объектом познания; - опора на имеющиеся знания;   - проявление инициативы, самостоятельности, настойчивости в овладении знаниями, в достижении цели деятельности; - проявление умения детей определять необходимые о поисковые действия (практические и мыслительные) и самостоятельно осуществлять их; организовывать целенаправленную, внутренне структурированную поисковую деятельность; - степень сформированности умения детей осуществлять взаимодействие с педагогом, другими детьми в решении поисковых задач; - проявление умения осуществлять анализ и оценку результатов деятельности

б) осуществление педагогом индивидуально-дифференцированного подхода;

в) характер взаимодействия педагога с детьми.

6. Эффективность решения программных задач.

7. Соответствие занятия требованиям к проблемному занятию.

8. Рекомендации по корректированию занятия.

 

Карточка анализа занятия (Л.М. Денякина)

(Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. – М., 1999. С.186.)

 

 

1. Соответствие программного содержания возрасту детей.

2. Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли детей.

3. Воспитательное воздействие программного материала.

4. Выполнение гигиенических требований.

5. Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования).

6. Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий.

7. Этапы занятия, их связь.

8. Длительность этапов.

9. Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь и обоснованность.

10. Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).

11. Приемы обеспечения эмоционального интереса детей.

12. Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

13. Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

14. Доступность, логичность, эмоциональность, красочность речи воспитателя.

15. Индивидуальная работа с детьми.

16. Качество работы.

17. Поведение детей в процессе работы.

18. Оценка работы (воспитателями, детьми).

19. Качество анализа работ детьми и воспитателем.

 

Карточка анализа занятия (поведение ребенка на занятии).

 

1. Особенности поведения.

1. Слушает воспитателя внимательно или отвлекается.

2. Выполняет задание сосредоточено или рассеянно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: