Тема урока: «Дальний Восток – край контрастов»
Цели урока:
1. Создать географический образ Дальнего Востока, края контрастов: формировать представления и знания об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.
2. Развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
3. Воспитывать патриотизм, любовь к природе.
Ход урока.
Этап. Изучение нового материала.
Введение в тему:
По склонам сопок тропы вьются круто Там, в буйных зарослях душистых трав. Могучая, ветвистая лиана Деревья обвивает, как удав. Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам, И там, где кедры выстроились в ряд, Густо - зелёный, с палевым отливом | Гирляндами прижавшись к хвойным гривам, Нет – нет, да глянет дикий виноград. Воркуют горлицы, их резким криком Безмолвная вокруг колышется тайга, И на заре по крутобедрым пикам мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга… Б. Глушаков |
Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению природного района - Дальнего Востока!
Ну что ж, мой друг, пора, дерзай. Открой ты дальний этот край!!!
Сегодня мы на уроке узнаем об особенностях природы Дальнего Востока и попробуем доказать утверждение - край контрастов. Поэтому тему урока можно назвать «Дальний Восток – край контрастов». Запишите ее в тетради.
Дальний Восток самый удивительный край, загадочный и контрастный: здесь можно увидеть белых, бурых и гималайских медведей, тигров и снежного барса, северных и пятнистых оленей, лишайники и «вечную зелень пихтача, синь елей, овитых диким виноградом со спелыми гроздьями, карликовые дубки на угорьях и рощи громадных столетних дубов, сереброкорый бархат с перестой листвой» (Н. Задорнов «Далекий край»). Только на Дальнем Востоке действующие вулканы и гейзеры.
Вам предстоит произвести исследование «Особенности природных компонентов Дальнего Востока». Цель: выяснить характерные черты и установить особенности природных компонентов.
Географическое положение, история освоения территории Дальнего Востока.
Используя карту атласа на стр.44 -45 и учебник на стр. 226, определите ГП Дальнего Востока.
Заполните пропуски в тексте:
Дальний Восток протянулся вдоль побережья ________ океана и его морей ______, _______, ______ почти на _____ км с _____ на ______, от ________ моря до государственной границы с ____, КНДР и ____. Территория состоит из ____, _____, ______ частей. Северная часть района находится за _______ кругом, а южная часть края лежит на широте _____.
Отметьте на карте острова и полуострова Дальнего Востока.
Острова: Курильские,Командорские, Сахалин, Шантарские, Ратманова, Врангеля.
Полуострова: Чукотский, Камчатка.
Тектоника, рельеф, полезные ископаемые Дальнего Востока.
Используя §41учебника стр.227, физическую и тектоническую карты России стр. 10, 44-45, ответьте на вопросы:
1. По тектонической карте определите, на каких участках земной коры расположен Дальний Восток и как соответствует рельеф тектоническому строению?
2. Какую закономерность вы увидели в размещении горных хребтов? (горные хребты и нагорья протянулись параллельно _______ линии). Найдите хребты и нагорья на картеи отметье их в контурной карте. Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь. Нагорья: Чукотское, Корякское.
3. Какую площадь занимают равнины, к чему они приурочены? (либо к ________, либо к ________) Найдите равнины на карте(не забывайте всё отмечать в контурной карте). Равнины: Зейско-Буреинская, Среднеамурская, Анадырская, Центрально-Камчатская; Северо-Сахалинская, Западно-Камчатская)
4. На дальнем Востоке происходят современные тектонические процессы, с чем это связано? Назовите эти процессы?
5. Назовите полезные ископаемые Д.В.: на Сахалине: 1)_____2) ____3)___; Приморье богато ____; на Колыме, на Чукотке добывают ____; Камчатка____. С чем связаны, происхождения данных видов месторождений?
Климат Дальнего Востока.
Используя §41 стр. 228 учебника, физическую и климатическую карты России на стр. 14, 44-45, ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах расположен этот регион?
2. Под влиянием, каких воздушных масс формируется климат Дальнего Востока? Каковы последствия такого влияния? (В зимнее время _________________; в летнее время ____).
3. Существует ли разница между северными и южными районами, прибрежными и внутренними?
4. Охарактеризуйте климат юга Д.В., юго-востока Камчатки.
Внутренние воды.
Используя §41 стр.228, физическую карту атласа стр. 44-45и карты внутренних вод России стр. 16-17; 28 -29, ответьте на вопросы:
1. К бассейнам, каких океанов относятся реки Дальнего Востока?
2. Большинство рек Д.В. имеют небольшую протяженность, чем обусловлена такая особенность? Найдите и перечислите крупные реки Д.В.
3. В чем выражается влияние климатана реки. Режим рек, питание и ледостав.
4. Какие проблемы возникают с таким режимом питания? Как решить проблему наводнений на реке Амур.
5. Перечислите крупные озера, какие типы озерных котловин могут встречаться на Д.В.?
(Контурная карта!!!)
Органический мир.
Используя §41 стр.229 и дополнительный материал, дайте краткую характеристику растительному миру южной части Дальнего Востока и ответьте на вопрос: растительный и животный мир Дальнего Востока гораздо богаче, чем в соответствующих по зональным условиям районах Сибири и европейской части России. Здесь много реликтовых растений и редких животных, чем это можно объяснить?
Дайте краткую характеристику животному миру южной части Дальнего Востока.
Назовитеособенности органического мира.
Используя данные полученные вами после работы с компьютерной презентацией, информацией учебника, атласа заполните таблицу.
Географическое положение Д.В. | |
Тектоническое строение и рельеф. | |
Климат | |
Внутренние воды | |
Органический мир |
2. Закрепление:
Проанализировав сводную таблицу, докажите утверждение «Дальний Восток – край контрастов».
Выводы по сводной таблице:
· ГП – огромная протяженность территории Дальнего Востока с севера на юг: северные районы лежат за Полярным кругом, а южные – на широте Средиземноморья.
· Рельеф и полезные ископаемые – горные массивы и нагорья, низменные равнины, вулканы, землетрясения, горячие источники определили особенности природы этого края.
· Климат – от арктического до умеренного климата. Велики контрасты температур и осадков между приморскими и внутренними районами.
· Ландшафты – переход от арктических тундр на севере, с бродящими белыми медведями к широколиственным лесам с бархатным деревом и лианами, сквозь чащи которых пробирается уссурийский тигр на юге.
Какой можно сделать вывод?
Север – суровый край.Юг – теплые лазурные берега Японского моря, лежащие на широте сказочной Италии.
этап (оценочный). Подведение итога урока.
Географический диктант.
Дополнить предложения, подобрав необходимые слова.
1. В состав Дальнего Востока входят полуострова-….
2. В состав Дальнего Востока входят острова-….
3. Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..
4. Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..
5. Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-…..
6. Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке ….....
7. Климат юга Дальнего Востока-….
8. Муссоны зимой дуют с... на.., а летом – с…на ….
9. Осадки здесь выпадают чаще в виде ….
10. Самая крупная река Дальнего Востока ….. Она имеет крупные притоки….
11. Реки разливаются во время …
12. Большую часть территории Приморья занимают хвойно-широколиственные леса - …
В результате особенностей строения поверхности и характера растительности, какие можно выделить физико-географические районы Дальнего Востока? (Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин с хвойно-широколиственными лесами, Уссурийская тайга).
Эти районы мы будем изучать следующий урок.
Домашнее задание: § 41, конспект урока,с поэтапным выполнением заданий учителя (с обязательным заполнением таблицы и задания на закрепление- географического диктанта).
Контурная карта.