Эффективность использования учебных фильмов в современном гуманитарном образовании




 

 

Проблема восприятия учебного материала у современных детей является общемировой проблемой. Детям трудно долгое время концентрировать внимание. Ученик может удерживать внимание только 10-15 минут. Учителя не знают, что с этим делать, и они ищут помощи. Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление. В школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов ХХ века.

Сейчас многие методисты, детские психологи и педагоги советуют принимать существование клипового мышления как факт и учитывать в работе эту особенность современных учеников. Бороться с клиповым мышлением бессмысленно и нужно учить детей «говорить на двух языках».

Специалистами сейчас предлагаются различные методики, в частности, воспользовавшись особенностями клипового мышления, осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, запоминающиеся формулировки; практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии учит их участников мыслить, отстаивать свою точку зрения, и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.

В Европе, пытаясь увлечь школьников и студентов наукой, внедряют в образовательный процесс компьютерные игры. Но часто такие игры далеки от подлинной истории, очень сложно от виртуального мира перейти к настоящей науке. Более эффективным инструментом мировое педагогическое сообщество считает учебные фильмы, доступно рассказывающие об основных исторических событиях. Об этом говорилось, в частности, на международной конференция «История и современное общество», прошедшей в июне 2019 г. в рамках работы Международного центра передовых исследований РАН под руководством академика Чубарьяна Александра Огановича.

По данным ЮНЕСКО человек запоминает 12% услышанного и 25% увиденного, а при аудиовизуальном восприятии усваивается до 65% информации. Следовательно, привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видео. Занятие с использованием видеоматериалов является наиболее интенсивной формой обучения.

Учебные фильмы – это современная, эффективная форма представления учебного контента, незаменимая в условиях электронного обучения (при очном, смешанном или дистанционном образовании). Учебные фильмы должны соответствовать лекционному и практическому курсу и позволять организовывать различные формы обучающей работы в интерактивном формате.

 

Учебные фильмы способствуют лучшему пониманию учебного материала, за счет повышения информационной плотности, степени восприятия, эмоциональной насыщенности.

Учебные фильмы обладают особенностями, важными для педагогического процесса:

1. Наглядность. Видеоматериалы отличаются визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

2. Динамичность. Подвижность показываемых кадров способствует усилению внимания, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

3. Власть над пространством и временем. Видеоматериалы дают возможность ученикам перемещаться в другие страны, другие эпохи.

Безусловно, использование учебных фильмов делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.

Учебные фильмы целесообразно использовать для:

1. Объяснения сложных тем или вопросов курса (когда другие форматы менее информативны и понятны);

2. Демонстрации того, что недоступно глазу (внутреннее устройство, объекты микромира и т.п.);

3. Придания большей реалистичности и усиления эмоционального воздействия;

создания эффекта присутствия.

При работе с учебными фильмами очень важно не забывать о главном методическом приеме. Видеофильм надо ввести в структуру урока, объяснить детям, с какой целью проводится показ, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Учебные фильмы не просто смотрят, их необходимо анализировать. Одна из задач учителя — научить детей аналитической работе с видеоматериалом.

После окончания демонстрации следует узнать, как обучающиеся восприняли содержание, выяснить, достигнута ли цель показа. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью урока. Ее содержание должно работать на методическую цель.

Основные условия, определяющие эффективность использования учебных фильмов на уроках:

1. Используемый на уроках видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен детям, должен обязательно соответствовать возрастным особенностям школьников;

2. Дозированная подача видеоматериала;

3. Систематическое использование учебных фильмов в течение всего года;

4. Демонстрация видеоматериала на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно;

5. Учитель должен методически грамотно вводить видеоматериал в структуру урока.

 

По материалам «Научная Россия» и «NIT for You»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: