Свойства певческого голоса




Различают поставленные и не поставленные голоса.

Хорошо поставленный голос отличается сглаженностью регистров, прикрытостью гласных, красотой тембра, техничностью и наличием певческих формант.

Форманта – группа обертонов, которые придают голосу характерный тембр.

Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой звука и тембром. Высота лежит в основе классификации голосов (высокие, средние, низкие).

Диапазон – звуковой объем (в данном случи голоса), у взрослого певца примерно две октавы. Диапазон бывает общий (крайние звуки), и рабочий.

Сила звука зависит от мощности связок, амплитуды их колебания, а так же от правильной работы резонаторов.

Тембр зависит от различных сочетаний обертонов (частичные тоны, входящие в состав основного).

Хорошему голосу свойственны две характерные форманты:

- Высокая певческая группа обертонов, около 3 000 Гц, она предает голосу яркость, звонкость и полетность.

- Низкая форманта, около 500 Гц, придает голосу глубину и прикрытость.

Вибрато – это пульсация звука. Наилучшая пульсация – 6 раз в секунду, более редкое воспринимается как качание, более частое, как тремоляция.

 

Регистровое строение голоса.

 

Регистр – последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся одним механизмом голосообразования:

- У мужчин:

· Грудной регистр (полное смыкание)

· Фальцет (от итальянского - ложный, самый верхний регистр мужского голоса, выходящий за пределы тембра). Пониженная сила звука, мягкость. Смыкание голосовой щели неполное.

- У женщин:

· Грудной

· Медиум

· Головной

В женских голосах фальцет встречается у коллоротурных сопрано на крайних верхних звуках, ми-фа третьей октавы (флейтовые).

В отличии от мужчин, у женщин две зоны переходных нот.

Переходные ноты – зона звуков, на которых происходит перестройка механизма звукообразования. У женских голосов более заметен «перелом» голоса при переходе от нижнего к среднему, а от среднего к высокому заметен менее.

На протяжении всего диапазона певцы пользуются смешанной формой голосообразованию. Для каждого голоса существуют свои переходы и границы звучания. С особенностями звучания голосов в разных регистрах связанно понятие тесситура.

Тесситура – это высотное положение голоса. Она может быть:

- Высокая

- Средняя

- Низкая

- Удобная

- Неудобная

Удобная, когда голос не напрягается. В верхнем регистре напрягаются связки, мышцы и дыхание.

 

Тема №7.

Вопросы певческой культуры.

 

Вокально-тембровая культура хора.

Певческие голоса в хоре бывают различны по своим параметрам. Задача дирижера выбрать вокально-эстетическую манеру исполнения.

Певческая культура включает в себе:

- Певческая установка

- Певческое дыхание

- Певческая опора

- Прикрытие и округление звука

- Атака звука

- Различные виды звуковедения

 

Певческая установка.

Пение – процесс взаимодействия гортани, дыхания, резонаторов, поэтому в становлении любого вокально-технического навыка необходима правильная организация певческого аппарата.

Организация системы правильной работы называется певческой установка (положение, которое певец должен занять перед началом фонации):

- Стоять или сидеть нужно прямо

- Не сидеть нога на ногу

- Голову держать прямо

- Артикуляция гласных и согласных не должна влиять на устойчивое положение гортани при пении.

- Немалую роль в пении играет мимика, она влияет на характер звука: мрачное, суровое выражение помогает формированию темного звука, улыбка – яркого, светлого звука. Кроме того – эстетическое значение.

 

Певческое дыхание.

Правильная работа дыхания играет важную роль в формировании звука, в выполнении технических приемов и музыкально-выразительных задач. Наиболее целесообразным дыханием считается грудодиафрагматическое, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыхания, в зависимости от индивидуальных особенностей певца.

Владислав Геннадьевич Соколов рассматривает дыхание в трех составляющих элементах:

- вдох

- задержка дыхания

- выдох

Самый главный элемент в процессе пения – выдох.

Наиболее общие правила организации певческого дыхания:

- При вдохе не должны подниматься плечи (это признак ключичного дыхания)

- Воздуха следует брать столько, сколько требуется для исполнения музыкального построения. Нельзя брать слишком много дыхания, нельзя петь на дополнительном дыхании.

- Вдох должен производиться бесшумно.

- Выдох должен быть экономным и равномерным. Такой выдох необходим для исполнения плавных, широкораспевных мелодий. Драматические произведения, насыщенные многочисленными акцентами, пунктирной ритмикой, требующие подчеркнутого произношения текста – нуждаются в порывистой, порой взрывной подачей дыхания.

- Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха, а при исполнении верхних звуков дыхание расходуется меньше.

- Нельзя усиливать напор воздушного столба, так как это приводит к крикливости, а так же к завышению интонации.

- На характер дыхания влияет волнение. Становится неровным, порывистым и коротким.

- Цепное дыхание – это вокально-хоровой прием, обеспечивающее непрерывное звучание хора без цезур, в течение продолжительного времени. Дыхание производится певцами хора не одновременно.

 

Певческая опора

- (итал. Oppogiore la voce – поддерживать голос) – это сложное комплексное чувство, по разному объясняющееся певцами и педагогами, в зависимости от индивидуальных ощущений, которые стали отправными в организации процесса пения. Его связывают с мускульным чувством от движения диафрагмы, стенок груди и живота. Ощущение певческой опоры является результатом правильной организации дыхания, звукообразования и резанирования голоса.

Опора обеспечивает наилучшие качества певческого звука, его энергичность, собранность, упругость, точность, гибкость, полетность. Как только певец утрачивает это ощущение, звук становится рыхлым, вялым, лишенным надлежащей окраски. Ошибочным является отыскиванием опоры, когда певец вместо правильного выдоха усиленно сокращает брюшные мышцы, что создает чрезмерное давление воздушного столба на голосовые связки.

 

Атака звука

- начало звука – ответственный момент голосообразования. Воздействует на характер смыкания связок, на качество певческого дыхания и на формирование звука. Неверная атака – вялость подачи звука, зажатость, отсутствие гибкости – может явиться причиной неправильного интонирования.

1) Атаку звука условно разделяют на три типа:

- Мягкая атака – смыкание связок неплотное, происходит в момент звукообразования в момент выдоха.

- Твердая атака – связки смыкаются до начала выдоха, образование звука происходит в результате «прорыва» подсвязочного воздуха сквозь плотно сомкнутые связки.

- Придыхательная атака – смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме согласной х.

В качестве наиболее целесообразной используют мягкую атаку, которая сохраняет чистоту тембра и создает условия эластичной работы связок. Твердую атаку применяют с величайшей осторожностью, следя за тем, что бы не было пересмыкания связок, которое рождает звук с горловым оттенком, лишает голос гибкости и затрудняет пение в верхнем регистре.

2) Правило певческого звукообразования:

- Группа вступающих голосов хора должна пользоваться однотипной атакой звука, иначе исчезнет ансамбль.

- Перед атакой звука, нужно мысленно представить его высоту, силу и характер, а так же форму гласной, и затем брать звук легко и спокойно.

- При атаке звука не должно быть подъездов и шумовых призвуков. Все согласные предшествующие гласной должны произноситься четко и коротко.

Различные формы атаки широко используются в учебной работе для достижения определенных качеств звука. Для освобождения зажитого, горлового звука используют различные приемы, связанные с придыхательной атакой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: