Объем производства продукции выдвигается на первое место в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса; является основой разработки производственной программы.
Темпы роста объема производства влияют на: величину издержек, прибыль, рентабельность предприятия.
Основные задачи анализа:
· Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
· Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
· Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
· Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов
Объекты анализа:
· объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту
· качество и конкурентоспособность продукции
· структура производства и реализации продукции
· ритмичность производства и реализации продукции
Источники информации:
· бизнес – план предприятия
· оперативные планы – графики
· годовая отчетность ф. № 1-п «Отчет по продукции»
· квартальная отчетность ф. № 1-п «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»
· помесячная отчетность ф. № 1-п «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции»
· ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
· ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
Измерители в системе показателей
· натуральные,
· условно – натуральные,
· трудовые,
· стоимостные
Система показателей анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции:
· Обобщающие показатели объема производства продукции
· Показатели динамики выпуска и реализации продукции расчета базисных и цепных темпов роста и прироста
· Средние показатели
· Показатели оценки выполнения плана по производству и реализации продукции
· Оперативный анализ производства и отгрузки продукции
· Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции
Обобщающие показатели объема производства продукции:
· Валовая продукция
· Товарная продукция: ВП – НЗП - ВЗО
· Объем реализации продукции (реализованная продукция)
· Показатели производства и реализации продукции в натуральных, трудовых и условно – натуральных измерителях
Система показателей анализа ассортимента и структуры продукции:
· Оценка выполнения плана по ассортименту
· Соотношения отдельных изделий в общем их выпуске
· Анализ структуры произведенной продукции
· Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
При формировании ассортиментной политики:
· определение текущих и перспективных потребностей покупателей
· оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции
· изучение ЖЦТ и принятие мер по выведению из ассортимента устаревших и неэффективных видов продукции, и своевременное внедрение более совершенных видов
· оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции
Внешниепричины недовыполнения плана по ассортименту:
· конъюнктура рынка
· изменение спроса на отдельные виды продукции
· состояние материально – технического обеспечения
· несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим причинам и т.д.
Внутренниепричины недовыполнения плана по ассортименту
· недостатки в организации производства
· неудовлетворительное техническое состояние оборудования
· его простои, аварии
· недостаток электроэнергии
· низкая культура производства
· недостатки в системе управления и материального стимулирования
Изменение структуры производства оказывает влияние на:
· объем выпуска в стоимостной оценке
· материалоемкость
· с/с продукции
· прибыль
· рентабельность
Повышение качества продукции - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке; способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен
Качество продукции - характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Показатели качества продукции:
· Обобщающие - характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения
· Индивидуальные - характеризуют одно из ее свойств
· Косвенные.
Обобщающие показатели:
· удельный вес новой продукции в общем выпуске
· уд. вес продукции высшей категории качества
· средневзвешенный балл продукции
· средний коэффициент сортности
· уд. вес аттестованной и неаттестованной продукции
· уд. вес сертифицированной продукции
· уд. вес продукции, соответствующей мировым стандартам
· уд. вес экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые страны
Индивидуальные (единичные) показатели качества:
· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание белка в продуктах питания и т.д.)
· надежность (долговечность, безотказность в работе)
· технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость)
· эстетичность изделий
Косвенные показатели:
· штрафы за некачественную продукцию,
· объем и удельный вес забракованной продукции,
· удельный вес зарекламированной продукции,
· потери от брака и т.д.
Брак:
· исправимый и неисправимый
· внутренний (выявленный на п/п-ии) и внешний (выявленный потребителями)
Анализ выпуска забракованной продукции:
· динамика брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске ТП;
· потери от брака (с/с забракованной продукции, расходы по исправлению брака, стоимость брака по цене возможного использования, сумма удержаний с виновных лиц, потери от брака и т.д.).
· причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению
Основные причины понижения качества продукции:
· низкое качество сырья
· низкий уровень технологии
· организация производства
· низкая квалификация рабочих
· аритмичность производства и др.
Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Неритмичность снижается качество; увеличивается объем НЗП и сверхплановые остатки готовой продукции на складах; замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются договорные поставки; увеличиваются суммы штрафов за несвоевременную отгрузку; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется ФОТ; повышение себестоимости продукции; ухудшение финансового состояния организации.