Т.2.4 Анализ производства и реализации продукции





Объем производства продукции выдвигается на первое место в условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса; является основой разработки производственной программы.

Темпы роста объема производства влияют на: величину издержек, прибыль, рентабельность предприятия.

Основные задачи анализа:

· Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

· Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

· Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов


Объекты анализа:

· объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту

· качество и конкурентоспособность продукции

· структура производства и реализации продукции

· ритмичность производства и реализации продукции


Источники информации:

· бизнес – план предприятия

· оперативные планы – графики

· годовая отчетность ф. № 1-п «Отчет по продукции»

· квартальная отчетность ф. № 1-п «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»

· помесячная отчетность ф. № 1-п «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции»

· ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

· ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.


Измерители в системе показателей

· натуральные,

· условно – натуральные,

· трудовые,

· стоимостные


Система показателей анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции:

· Обобщающие показатели объема производства продукции

· Показатели динамики выпуска и реализации продукции расчета базисных и цепных темпов роста и прироста

· Средние показатели

· Показатели оценки выполнения плана по производству и реализации продукции

· Оперативный анализ производства и отгрузки продукции

· Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции

Обобщающие показатели объема производства продукции:

· Валовая продукция

· Товарная продукция: ВП – НЗП - ВЗО

· Объем реализации продукции (реализованная продукция)

· Показатели производства и реализации продукции в натуральных, трудовых и условно – натуральных измерителях


Система показателей анализа ассортимента и структуры продукции:

· Оценка выполнения плана по ассортименту

· Соотношения отдельных изделий в общем их выпуске

· Анализ структуры произведенной продукции

· Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки


При формировании ассортиментной политики:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей

· оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции

· изучение ЖЦТ и принятие мер по выведению из ассортимента устаревших и неэффективных видов продукции, и своевременное внедрение более совершенных видов

· оценка экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции


Внешниепричины недовыполнения плана по ассортименту:

· конъюнктура рынка

· изменение спроса на отдельные виды продукции

· состояние материально – технического обеспечения

· несвоевременный ввод в действие производственных мощностей по независящим причинам и т.д.


Внутренниепричины недовыполнения плана по ассортименту

· недостатки в организации производства

· неудовлетворительное техническое состояние оборудования

· его простои, аварии

· недостаток электроэнергии

· низкая культура производства

· недостатки в системе управления и материального стимулирования


Изменение структуры производства оказывает влияние на:

· объем выпуска в стоимостной оценке

· материалоемкость

· с/с продукции

· прибыль

· рентабельность


Повышение качества продукции - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке; способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен

Качество продукции - характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Показатели качества продукции:

· Обобщающие - характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения

· Индивидуальные - характеризуют одно из ее свойств

· Косвенные.


Обобщающие показатели:

· удельный вес новой продукции в общем выпуске

· уд. вес продукции высшей категории качества

· средневзвешенный балл продукции

· средний коэффициент сортности

· уд. вес аттестованной и неаттестованной продукции

· уд. вес сертифицированной продукции

· уд. вес продукции, соответствующей мировым стандартам

· уд. вес экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые страны

Индивидуальные (единичные) показатели качества:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание белка в продуктах питания и т.д.)

· надежность (долговечность, безотказность в работе)

· технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость)

· эстетичность изделий


Косвенные показатели:

· штрафы за некачественную продукцию,

· объем и удельный вес забракованной продукции,

· удельный вес зарекламированной продукции,

· потери от брака и т.д.


Брак:

· исправимый и неисправимый

· внутренний (выявленный на п/п-ии) и внешний (выявленный потребителями)


Анализ выпуска забракованной продукции:

· динамика брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске ТП;

· потери от брака (с/с забракованной продукции, расходы по исправлению брака, стоимость брака по цене возможного использования, сумма удержаний с виновных лиц, потери от брака и т.д.).

· причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению


Основные причины понижения качества продукции:

· низкое качество сырья

· низкий уровень технологии

· организация производства

· низкая квалификация рабочих

· аритмичность производства и др.


Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Неритмичность снижается качество; увеличивается объем НЗП и сверхплановые остатки готовой продукции на складах; замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются договорные поставки; увеличиваются суммы штрафов за несвоевременную отгрузку; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется ФОТ; повышение себестоимости продукции; ухудшение финансового состояния организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: