Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работающих на отдельных этапах производства изделий из фаянса, с содержанием понятий: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор;учить различать производителя изделия по эмблеме завода, объяснять новые понятия, используя текст учебника, анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий, выполнять эскиз декора вазы и изготовлять вазу; развивать самостоятельность, внимание; воспитывать интерес к предмету, эстетический вкус |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор; скульптор, художник |
Образовательные ресурсы | · Фаянс. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/142508/%D0%A4%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81 |
Наглядно-демонстрационный материал | · мультимедийная презентация по теме, образец готового изделия, образцы фаянсовой посуды |
Оборудование | учебник, рабочая тетрадь; пластилин, салфетка, пластмассовая бутылочка, подкладная доска, гуашь, кисть; немного муки или крахмала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с технологией создания изделий из фаянса, с профессиями людей, работающих на отдельных этапах производства изделий из фаянса; научатся различать производителя изделия по эмблеме завода, объяснять новые понятия, используя текст учебника, выполнять эскиз декора вазы, изготовлять вазу. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о производстве фаянсовых изделий; регулятивные – научатся ориентироваться в учебнике и творческой тетради, планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае |
Продолжение табл.
отклонения от прогнозируемого конечного результата; коммуникативные – научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог; рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; принимать участие в работах парами, проявлять инициативу в коллективных творческих работах. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства | |||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Чтобы узнать тему нашего нового проекта, нужно выполнить задание Ани (учебник, с. 40). Если учащиеся не могут ответить, предлагает прочитать ответ Вани. – На предстоящих двух уроках вам необходимо будет выполнить проект «Ваза». С чего начинается работа над проектом? | Слушают учителя, выполняют задание | Фронтальная | Личностные: сориентированы на позитивное отношение к себе и окружающему миру. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на воп- | Устные ответы | |
Продолжение табл.
Сообще- ние темы урока | росы | |||||
II. Изучение нового материала | Словесно-ил- люстративный рассказ с эле- ментами беседы «Фаянс и изделия из него». Просмотр мультимедийной презентации или изделий из фаянса | – Что такое фаянс? Какой материал он вам напоминает? Под названием «фаянс» в керамике принято обозначать изделия из белой глины с пористым черепком, который в изломе представляет шероховатый вид и покрыт всегда глазурью. Слово «фаянс» происходит, как считают, от названия города Фаэнцы в Италии (Faenza), славившегося производством названных изделий (1487), но и во Франции (в провинции Provence) есть также старинный город Fayence, и там с тех же времен делали этого рода посуду. Как бы то ни было, впоследствии это название «фаянс» распространилось на обозначение вообще всяких итальянскихизделий этого вида (XV и XVI вв.), а затем получило более обширное значение. Фаянсовые изделия окружают нас повсюду: дома, на улице, на производстве. Показывает слайды | Смотрят презентацию, слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету. Познавательные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; логические – умеют осуществлять поиск необходимой информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о производстве фаянсовых изделий. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа с учебником (с. 41– 42): технологический процесс производства фаянса | – прочитайте в учебнике (с. 41–42) информацию о технологическом процессе производства фаянса и фаянсовых изделий. ответьте на вопросы: – Из каких ингредиентов делают фаянс? – Каким способом получают изделия из приготовленной массы? – Что делают с полученными заготовками? – Что означает термин «глазурь»? – Какой вид имеет изделие после обжига? – Что означает термин «декор»? – Кто придумывает форму и декор будущего изделия? – Какая операция является в технологическом процессе последней? – В нашей стране есть немало заводов, изготавливающих изделия из фаянса. Как узнать, где была сделана та или иная вещь? Каждый завод ставит на изделии эмблему своего завода. Рассмотрите в учебнике (с. 41) некоторые из них. Затем просит показать эмблемы, зарисованные дома. Помогает учащимся определить города, где расположены фаянсовые заводы, и отметить их на карте России (рабочая тетрадь, с. 4–5) | Слушают учителя; работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений |
Продолжение табл.
III. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- ная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы |
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 43– 45) и рабочей тетрадью (с. 28– 29) | – Можем ли мы повторить технологический процесс изготовления фаянсового изделия в классе? Каким материалом мы можем заменить смесь для производства фаянса? Прочитайте в учебнике (с. 42), какой пластилин предлагает использовать Аня и почему. Расскажите о правилах работы с пластилином. А теперь рассмотрим готовое изделие. помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ лепки, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 43–45), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 28–29) | Анализируют готовое изделие, ин- формацию; слушают учителя; работают с учебником; заполняют технологическую карту, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, отвечают на вопросы. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию; | Устные ответы |
Продолжение табл.
работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы | осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия | |||||
Практическая работа: эскиз вазы (урок 10), декорирование (урок 11) | – придумайте эскиз вазы (в рабочей тетради, с. 29) и сделайте основу для вазы.декорируйте изделие в соответствии с выбранным вариантом. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради (с. 28) – определить стоимость изделия, подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение задания |
Окончание табл.
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Что нового вы узнали при работе над проектом? – Все ли вам удалось в этом проекте? – Что не удалось? Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы | ||
Домашнее задание | Объясняет задание. – выполните задание в рабочей тетради (с. 26–27; к уроку 11). Принесите: кусочки ткани, иглу, ножницы, нитки, циркуль, линейку, ленточку, бумагу для выкройки (к уроку 12) | Слушают учителя | Индивидуаль- ная | Наблюдение |