Ансамбль естественный и искусственный




 

Существуют понятия – естественный и искусственный ансамбль, ансамблирующие и неансамблирующие аккорды. В пособиях по хороведению обычно указывается, что естественный ансамбль и ансамблирующие аккорды образуются при сочетании голосов, находящихся в равных тесситурных условиях. Г.А. Дмитревский: Ансамбль при равномерном использовании тесситурных условий (или все поют высоко, или все низко, или все в средних регистрах) – такой ансамбль называется естественным.

П.Г. Чесноков: Чтобы научится безошибочно определять всякий аккорд с точки зрения искусственного и естественного ансамбля, необходимо знать и учитывать диапазоны и регистры каждой хоровой партии:

 

 

  1. Диапазон I сопрано разделяется на пять регистров, из которых употребительны и хороши низкий, средний и высокий. Причём по мере восхождения звуки крепнут и приобретают большую определённость в тембре.
  2. II сопрано, как голоса более массивные, не следует использовать выше «фа» - «соль» второй октавы. В противном случае, они отяжелят звучность первых сопрано и придадут нехороший звук. В отношении количества и качества партию вторых сопрано следует подбирать лучше – от этого выиграет звучность всего хора.
  3. Особенность тембра альтового звука заключается в плотности, густоте, силе и яркости. У II альтов хорошо звучат низкие ноты. Это менее яркая партия. Звук более плотный и густой.
  4. I тенора. Хорошо звучат средний и высокий регистры. По тембру – лёгкие, яркие, блестящие.
  5. У II теноров звук сильный и густой. Отсутствует высокий регистр, зато имеют нижний.
  6. Баритоны. Сила и лёгкость, яркость и блеск.
  7. Басы. Сила, мощь, полнота, густота, сочность и яркость.
  8. Октависты. Октава хороша только на нотах, расположенных на добавочных линейках.

 

Не одинаковое естественное напряжение голосов во всех хоровых партиях при построении аккорда вызывает необходимость установить искусственный ансамбль. Например: басовое «до» - звук очень напряжённый, теноровое «ми» - средней напряжённости, альтовое «соль» - средней напряжённости, сопрановое «до» - почти слабый. Таким образом, естественная напряженность каждой партии в этом аккорде разная. Аккорд звучит не в ансамбле. Как установить ансамбль? Можно применить к каждой партии различные нюансы.

Но эти определения справедливы не для всех хоровых произведений. Если бы композиторы руководствовались только этими правилами, то возможности хорового письма были бы весьма ограниченными. Даже у крупнейших композиторов, прекрасно владеющих мастерством хорового письма, правило регистрового единообразия в голосах, образующих созвучия, часто не соблюдается. Однако, во время исполнения образуется естественное равновесие в звучании хоровых партий. Например: этот аккорд является неансамблирующим только при нюансе forte. При менее громком звучании необходимость искусственного ансамбля отпадает. Таким образом, если требуемая сила звука не превышает вокальных возможностей голосов, то при всём различии их тесситурных условий голоса будут уравновешиваться.

  • Искусственный ансамбль необходим:

1. При недостаточной укомплектованности хоровых партий.

2. При divisi в отдельных голосах, образующем ослабление хоровых групп.

3. При удвоении отдельных голосов, которые выделяются из общего хорового ансамбля.

4. Когда в произведении нюансы лежат за пределами возможностей отдельных партий.

 

К Пигров. Обзор главнейших аккордов с точки зрения хорового ансамбля.

Каковы общие нормы звучания аккорда?

  1. Основной тон – есть база, на которой строится гармоническое созвучие. Следовательно, звучанию его нужно придать особую твёрдость и устойчивость.
  2. Для того, чтобы создалось определённое и ясное впечатление мажора и минора, терция должна быть выдвинута динамически.
  3. Доминантсептаакорд в мелодическом положении терции, широком расположении, с септимой у тенора – для ансамбля удобен в нюансах от pp до mp. В других случаях аккорд звучит напряжённо.
  4. Септаккорд седьмой ступени натурального мажора в хоровом звучании производит впечатление активности, упругости. В ансамбле, в зависимости от тесситурных условий, доступен различного рода естественным нюансам.
  5. Уменьшённый вводный гармонического мажора и минора со всеми обращениями представляет неустойчивые гармонические сочетания и требует равновесия всех звуков аккорда.

 

Тема №12

Метр и ритм

 

Что это, музыка?

О, соблюдайте, прошу размер!

И в самых сладких звуках

Потерян смысл, когда размер нарушен.

В. Шекспир

 

Метр – это музыкальная мера времени. Он является формой членения музыкальной мысли на определённые участки времени. Метр следует рассматривать также как закономерность в чередовании одинаковых по времени и разных в смысле ударности и безударности долей такта, т.е. своего рода «стихотворный размер» в музыке.

Ритм - это чередование различных по продолжительности нотных длительностей и пауз. Арий Моисеевич Пазовский: Ритм - это рисунок живого движения во времени и одновременно внутренний пульс исполнения, него сердце, при остановке которого прекращается музыкально-исполнительский процесс.

Метр и ритм реально существуют только в единстве. В вокально-хоровом исполнительстве он неотделим от дикционных особенностей – точной артикуляции гласных и согласных звуков.

 

Виктор Иванович Краснощёков:

«…Ритмическое воспитание хора – центральная задача профессионального воспитания коллектива. Исполнительский ритм связан с интонационными элементами музыки. Он имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним есть также работа над музыкальной фразой, интонационным строем, содержанием произведения…»

 

Каждое произведение имеет свою метрическую организацию. Иногда в произведениях возникают различные метро-ритмические трудности:

  1. Старинные формы музыки типа псалмодии или старинных гимнов были лишены её, но и у них было своё организующее начало – слово, грамматические и логические акценты в тексте.

Подобные примеры встречаются и в музыке XIX – XX вв. Например, Дж. Верди «Requiem» номер «Libera me», С. Рахманинов «Всенощное бдение». В данном случае ритмическое единство достигается путём тактирования по ударным слогам текста, а также по ритмическим группировкам.

  1. Простые размеры, как правило, легче для исполнения, чем сложные. Наибольшую сложность представляют смешанные размеры, в которых нет равномерной пульсации сильных и относительно сильных долей.

Обычно к смешанным размерам относят 5 – 7 – 11-дольные размеры, т.е. те сложные размеры в которых количество тактовых долей несимметрично (3 + 2, 3 + 4, 4 + 5). Однако смешанными могут быть и другие сложные размеры, когда внутри такта образуется неравномерная группировка долей. Такие произведения встречаются, например, в болгарской музыке: Тодор Попов «Пирин и Рила». Типичными для болгарской музыки являются 8 – 9 – 12 – 14-дольные размеры. Они группируются примерно так: 3 + 2 + 3, 2 + 2 + 2 + 3 и т.д.

Аналогичные примеры встречаются и в русской музыке. Так хор «Ой, беда идёт люди» из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже», имеет размер 9/8, который группируется 3 + 3 + 3, 2 +3 +2 +2, 2 +2 +2 +3. Этот хор сложен для исполнения не только потому, что доли такта, объединяются по принципу смешанного размера, но и потому, что группировка долей трижды изменяется, образуя переменный размер.

  1. Наибольшие трудности возникают в произведениях со смешанным (переменным) размером, написанных в быстрых темпах.

При исполнении таких произведений необходимо непрерывное ощущение пульсации метрических долей, объединённых и организованных в группы. Начало каждой группы принято отмечать меньшим или большим акцентом или «нажимом» в зависимости от характера произведения. Например, Парцхаладзе «Долури», Р.Н.П. в обработке В. Калистратова «Таня-Танюша».

  1. Исполнительскую трудность для хора представляет большое ритмическое разнообразие при смешанном размере.
  2. Часто певцы хора теряют ощущение пульсации метра на продолжительных звуках, охватывающих 3-5-7 метрических долей. Это ведёт к нарушению темпа, ритма и ритмического ансамбля.

Например, Г. Свиридов

  1. Иногда между ритмом и метром возникает противоречие.

Например, в вальсе И. Брамса ритмический рисунок у хора имеет 2-у дольную периодичность, а аккомпанемент - 3-х дольную. В хоре Н. Римского-Корсакова «С крепкий дуб тебе повырасти» из оперы «Сказка о царе Салтане» 5-ти дольный размер не совпадает с метрической структурой мелодии и текста – дирижируется по двудольной схеме.

  1. Затруднения вызывают синкопы, особенно в полиритмической хоровой фактуре.
  2. Трудными являются пунктирные ритмы, более характерные для инструментальной музыки, особенно если он перемежается с триолями.

 

Тема №13

Темп в хоровом исполнительстве.

 

Всякое движение, в том числе и звуковое, имеет ту или иную скорость. Выразительность ритмического рисунка всегда проявляется в определенном темпе. Поэтому понятие темпа и ритма чаще всего объединяются в одно: темпо-ритм.

«Тот или иной темп – это определенная сфера образов, жанров, эмоций» - Назайкинский Евгений Владимирович.

«У каждой человеческой страсти, состояния переживания свой темпо-ритм» - Станиславский Константин Сергеевич.

Существуют три группы темпов:

- Медленные темпы. К ним относятся:

Grave – тяжело (= 40)

Largo – широко (=46)

Lento – протяжно (=52)

Adagio – медленно (=56)

Largetto – скорее, чем largo (=60)

Выражают спокойствие (Моцарт «Hostias» первая часть), безмятежность (Танеев «Адели»), неторопливость – светлые образы.

Печаль, скорбь (Пуленк «Опустевшая деревня»), философское раздумье (Смирнов «31 декабря»), грузная поступь (Россини «Stabat mater»), торжественный марш.

- Умеренные темпы

Andante – не спеша, спокойно, шагом (от 66)

Andantino – чуть скорее, чем анданте (от 69)

Sostenuto – сдержанно (от 76)

Comodo – удобно (=80)

Maestoso – величественно (=84)

Moderato – умеренно (88 – 108)

Выражают сдержанность, сосредоточенность, размеренность (Чесноков «Не умолчим никогда Богородице»).

- Быстрые темпы

Allegretto – чуть медленнее, чем allegro (от 108)

Animato – воодушевленно (=120)

Allegro – скоро (=132)

Allegro assai – весьма скоро (=144)

Allegro vivace – скоро, живо (=152)

Vivace – живо (=160)

Presto – быстро (=184)

Prestissimo – очень быстро (=208)

Эти темпы весьма разнообразны по характеру. Выражают взволнованность, радость, порывистость (Пуленк «Засуха»), страсть, легкость, живость, веселость и шутливость.

Представление о темпе всегда является качественным. Для обозначения точного темпа выставляют метроном. Разделение темпов на медленные, умеренные и быстрые осуществляется на основе внутреннего критерия соизмеримости с темпами, доступными человеку: человеческая речь, дыхание, ходьба, бег.

Большое значение для композитора и исполнителя имеет выбор правильного темпа. Шарль Мюнш в книге «Я дирижер» говорит: «Если вы не знаете, какой нужно взять темп, то лучше не играйте совсем».

Для каждого музыкального произведения существует определенная темповая зона, в пределах которой темпы исполнения будут восприниматься, как соответствующие характеру музыки. Например, в произведении Коваль «Что ты мечешься, конь бестолковый» возможен немного разный темп.

По какому принципу можно определить верный темп? Крейслер (скрипач): «там, где, ноты долгие, и их мало – не замедляйте темпа, а там, где много мелких нот – не спешите».

Виктор Краснощеков: «в пределах норм, не искажающих содержание и форму произведения темп может иметь различные варианты». Например: Моцарт «Lacrimosa»: 12/8 ее можно дирижировать на 12 и на 4.

  • На темп влияет масса исполнительской звучности, поэтому при исполнении торжественных, динамически насыщенных произведений большим хором и оркестром можно взять более широкий и медленный темп, чем при исполнении малым хором при исполнении малым хором (Петров «Петр I», финал).
  • При исполнении произведений, написанных в быстром темпе, дирижеры часто переходят на дирижирование укрупненными метрическими единицами, однако пульсация действительных единиц метра, иначе могут быть незапланированные отклонения в темпе (Арутюнян).
  • Исполняя медленные произведения, необходимо следить за тем, что бы сохранялось ощущение фразы. При чрезмерно замедленном темпе это ощущение теряется, исполнение становится вялым, статичным, мелодия распадается на отдельные звуки, ритм теряет свою импульсивность, возникает расплывчатость формы. В целях сохранения ритмического ансамбля иногда пользуются дроблением долей.
  • Иногда в моменты выполнения крещендо, диминуэндо у некоторых певцов может происходить отклонение от темпа. Вероятно, что подход к кульминации, а так же некоторые другие выразительные моменты требуют агогических отклонений, однако этим не стоит злоупотреблять, так как в вопросах изменения темпа следует руководствоваться чувством художественной меры.
  • Важным моментом является смены темпов. При сопоставлении темпов необходимо руководствоваться следующими правилами:

- Недопустимы какие-либо сокращения или удлинения окончания первого построения (Рахманинов «Алеко» - стык двух разделов «лежит в крови обагрена», «ужасное дело» - мыслить новым разделом, в новом темпе).

- Новый темп должен быть полностью организован при поступлении нового построения. Постепенное вхождение в новый темп недопустимо.

- Трудным моментом является многократное возвращение к первоначальному темпу (Свиридов «Крестианские ребята» из кантаты памяти С. Есенину).

- Наибольшую трудность представляют продолжительные изменения, охватывающие целые периоды.

 

Агогика

 

- от греческого увод, унесение. Незначительное отклонение от темпа в процессе исполнения. Под этим подразумевается:

- Колебания в скорости движения

- Изменение длительностей звуков внутриметрических долей

При хорошем исполнении даже самые крупные отклонения от темпа в течении короткого отрезка времени слушатель не воспринимает как нарушение логики движения. Агогика подчинена целям художественной выразительности.

К области агогики относят:

- Внезапное ускорение темпа (stretto – сжато, pue mosso – боее подвижно)

- Постепенное ускорение (stringendo -)

- Постепенное замедление (ritenuto)

Среди специальных агогических указаний:

- a piacere (свободно)

- adlibidum (по желанию)

- rubato (дословно - «похищенное время» - свободно, не строго)

- apriccioso (капризно)

- Fermata (остановка) – это выразительное агогическое средства. Ферматы бывают снимаемые (после которой следует цезура) и не снимаемые (без цезуры). Ставится на ноте, на паузе, над тактовой чертой (люфт, пауза), между нотами. Продолжительность зависит от характера произведения, от его стиля и от исполнительского вкуса. Чем короче длительность и быстрее темп, тем дольше фермата.

Темпоритм в музыке XVII – XVIII веков, музыка Иоганна Себастьяна Баха и его современников стилистически требует ровного и строгого исполнения. Сочинения романтиков исполняются значительно свободнее, еще более заметен этот эффект в сочинениях современных композиторов, что связано с драматургией произведения (Свиридов «Мери», Смирнов «31 декабря 1900 года»).

Агогика имеет свои закономерности: так например устремленность к кульминации может сопровождаться ускорением, а завершающее построение – замедление темпа. Наиболее значительные звуки, важные по смыслу слова могут подчеркиваться некоторым «оттягиванием» (агогический акцент), а слабые окончания за счет этого сокращаются.

Общее правило: ускорение должно уравновешиваться последующим замедлением.

 

Связь темпа со звуковедением и дыханием.

 

Скорость движения музыки влияет на характер дыхания.

  1. Медленный темп, спокойная, плавная, широкораспевная мелодия – дыхание берется спокойно, выдох равномерный. Когда продолжительность звучания в хоре превышает физические возможности голоса, нужно пользоваться «цепным дыханием» (Ленский «Родина», «Молодой месяц»).
  2. Быстрый темп, подвижные мелодии, наличие пассажи – легкое, активное, короткое дыхание, оно должно быстро возобновляться (Бойко «зимнее утро»).
  3. Драматическое произведение, насыщенное многочисленными акцентами, пунктирной ритмикой, требующее подчеркнутого произношения слов – длинное, активное дыхание, взрывная подача (Пуленк «Засуха»).

 

 

Тема № 14.

Динамика.

 

Динамика, нюанс – оттенок. В музыке означает распределение силы звука. Различные степени силы звука делают произведение содержательным и выразительным. Основными динамическими оттенками являются:

- Piano – тихо. Основывается на прикрытом, сдержанном звуке. В нижнем регистре оставляет впечатление мягкое и несколько приглушенное. В среднем приобретает спокойное и ровное звучание. В верхнем легкое и нежное (все условно, зависит от характера произведения). Начинать вырабатывать этот нюанс рекомендуется с унисонно-октавного звучания на распевке.

- Pianissimo – наиболее трудный оттенок. Его звукообразовании основывается на еще более прикрытом звучании, оставляет впечатление чрезвычайной нежности, звуковой невесомости, может быть доведено до полного замирая (morendo, smorzando). Приемы выработки те де, что и на piano.

- Forte – сильно – производит впечатление уверенности. В нижнем регистре звучит тяжеловесно, грузно. В среднем – крепко. В верхнем – достигает большой силы и напряжения. Вырабатывать этот нюанс рекомендуется с унисонно-октавного звучания, постепенно переходя к гармоническому построению.

- Fortissimo – более сложный оттенок, тянет к форсированному звучанию. Трудность выработки: недопустимость чрезмерной звуковой перегрузке, которая приводит к форсированному звучанию.

- Mezzo forte – средняя сила звука. Mezzo piano – не очень тихо. Имеют относительную силу звучания. Их сила может быть установлена при наличии выработанного основного piano или forte.

Существует такое понятие, как переменная динамика. К ней относятся:

- Crescendo

Рекомендуется основываться ритмической организации усиления звука

- Diminuendo

 

Некоторые виды динамики еще более совершенствуют вокально-хоровую технику, расширяя выразительные возможности и способствуя наилучшему раскрытию замысла композитора:

  1. Акцент («удар») – в зависимости от сделанных в партитуре указаний может быть общим для всего хора или частным для отдельных хоровых партий. Техническая выработка этого вида должна строиться на основе быстрого сокращения начальной силы звука. («Колокола» - Кектар)
  2. Sforcando – внезапное forte на звуке или аккорде. Этот нюанс исполняется громче, чем акцент.
  3. Fp – оттенок, часто применявшийся композиторами-классиками XVIII – XIX веков. Особенность исполнения – одновременно и ритмически точно на одном звуке быстро сфилировать звучание

Обычно композитор указывает только общий нюанс. Разработка динамической линии во всех ее подробностях, возможные дополнения к указаниям автора – все это является материалом для творчества дирижера. В этом проявляется его дарование и художественная индивидуальность.

 

 

Тема №15

Работа с хором.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: