Особенности педагогического взаимодействия при достижении личностных результатов.
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО:
Развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира – ЦЕЛЬ и основной РЕЗУЛЬТАТ образования.
Ипостаси личности:
1. Индивид – все те биологические, генетические особенности ребенка (рост, вес) т.е. то, что дано при рождении.
2. Личность – человек как социальное существо, проявляемое в общении с себе подобными (злой, дружелюбный, общительный и т.д.).
3. Индивидуальность – человек во всем своем многообразии, индивидуальности. Совмещение личности и индивида.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают». (А. Г. Асмолов).
4. Субъект – характеризуется атрибутивными характеристиками:
· Уникальность
· Ответственность
· Самостоятельность
· Активная жизненная позиция
· Инициативность
· Наличие свободы выбора
· Разный опыт воспитания
· Разный жизненный опыт
· Разнообразие общения
Модель общения субъект-субъект: Я принимаю тебя субъектом, т.е. таким, какой ты есть, и общаюсь с тобой учитывая, твои особенности.
Объект – на то что нацелено внимание, отношение с жесткими рамками, не относятся к ребенку как субъекту с особенностями.
От субъектно-объектного общения ребенок закрывается и развития личности не происходит, т.е. и изменений в нем не будет. От жестокого обращения ребенок не хочет меняться и т.д.
Развитие – процесс необратимых последовательных, качественных, количественных, закономерных изменений психики и поведения человека.
Источники развития ребенка – Обучение.
«Обучение ведет за собой развитие» Л.С. Выготский.
Произвольность – умение управлять своими действиями, соподчинение мотивов.
Основная ведущая деятельность дошколят –игра, которая ведет развитие, если ее лишить то останавливается и развитие. Обучение через игру.
Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону
Младшие школьники –личность развивается через обучение.
Если стадии не пройдены, то происходит застревание.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Предметные – учебные знания, программа.
2. Метопредметный - коммуникативные: умение слушать\слышать, вступать в диалог, умение работать в группе и т.д.
Регулятивные – умение ставить цель, умение оценивать результаты, самоконтроль.
Познавательны е – синтез, сравнивание, анализ, познание мира.
3. Личностные – влияет на развитие предметных и метопредметных результатов.
Личностные результаты образовательной деятельности:
Система ценностных отношений обучающихс я – к себе, другим ученикам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Ценностное – то, что важно, приоритет. Бесценные вещи становятся ценностью.
Самооценка – ценность себя. Формирование у младших школьников зависит от родителей и учителей, в подростковой возрасте она динамична и позже зависит от раннего опыта.
У 1кл. она должна быть завышенная. Диагностика «лесенка».
Это предполагает, что у нас есть:
1. Понятие личностного развития
2. Модель личностного развития
3. Психолого-педагогические инструменты личностного развития
4. Средства измерения и оценивания прогресса или результата личностного роста.
Личностное развитие, как образовательный результат:
Универсальные учебные действия. Ценностные ориентации.
Управление совей деятельностью на основе ценностей.
Субъектная позиция
Определение субъектной позиции: Управление собственной деятельностью на основе ценностей.
Устойчивая система отношения человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, а так же совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются принятые личностные ценности.
Развитие субъектности.
Субъектность + Ценности => Субъектная позиция.
Структура деятельности: от замысла к результату и рефлексии.
Цель -> Образ результата + критерии его оценивания -> План -> Действия -> Оценивание результата -> Рефлексия.
Субъект собственной деятельности
Ценность -> Цель + ценностный образец -> Образ результата + критерии его оценивания -> План -> Действия на основе ценностного образца -> Оценивание результата -> Рефлексия.
Роль ценностей в управлении деятельности:
Образец – ориентация на ценностную модель выстраивания отношений человека с другими людьми и самим собой.
Принцип выбора – сравнение ценностей, определение личных предпочтений и реализации деятельности на основе выбранной ценности.
Приоритет – определение стратегической линии собственного развития на основе ценностей.
Профессиональный приоритет педагога:
1. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
2. Умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально - ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
3. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
4. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивиру я их учебно-познавательную деятельность.
Основной «инструмент» формирования субъектной позиции – образовательная ситуация.