Тема 1. Фонетика как наука




 

Звуковая система любого языка может изучаться с трёх разных сторон, поэтому мы говорим о тройном аспекте изучения звуковой системы.

1. Любой звук речи – это явление физическое. Изучением звуков речи как физических явлений занимается акустическая фонетика (Физический аспект).

2. Любой звук речи – это отражение функции нервной системы человека. Изучением биологического аспекта звуковой системы занимается артикуляционная фонетика (Биологический аспект).

3. Любой звук речи – это языковое явление. Лингвистика изучает звуки со стороны их смыслоразличительной функции: бор-бар. Этим занимается функциональная фонетика (Социальный аспект).

 

 

Фонетика – учение о звуковой стороне языка; изучает звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки – такты и фразы.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловую, а значит идеальную сторону языка (значения, заключённые в словах, предложениях и значимых частях слова – морфемах). Фонетика имеет дело с материальной стороной языка. Звуковая сторона – единственно материальное, что существует в языке. Не зная закономерностей фонетики, нельзя изучать другие уровни языка. В этом заключается теоретическое значение фонетики как фундаментальной лингвистической дисциплины. Каково практическое значение фонетики как науки?

На протяжении эпох язык изменяется, изменяется и его звуковая система. Исследование того, как происходило это изменение, какие звуковые единицы были в языке прежде и чем они заменялись потом, как менялись чередования звуков в разные эпохи, составляет предмет исторической фонетики.

Фонетическую систему можно изучать и в современном её состоянии. Установление звуковой системы языка на определенном этапе её развития – это задача описательной фонетики.

Бывает необходимо (например, при изучении иностранного языка) сравнить звуковой строй разных языков, установить сходство и различия между ними. Для чего это нужно? Сопоставление изучаемого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы понять особенности чужого языка. Но в то же время такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка (До конца урока осталось 5 минут). Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории (мать в европейских языках). Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Существует ещё и общая фонетика, предметом исследования которой является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассматривает звуки речи с акустической точки зрения и со стороны восприятия их человеком. Общая фонетика устанавливает закономерности изменения звуков в речевом потоке, определяет классификацию звуков и т.д.

 

Звучащая речь может изучаться с двух точек зрения: с позиции говорящего и с позиция слушающего. Изучением речи с позиции говорящего занимается артикуляционная фонетика, с позиции слушающего – акустическая и перцептивная фонетики.

 

 

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука. Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, приспособленная для производства звуков.

Нижний уровень речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании воздушных колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний уровень речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускульные плёнки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и разведены и воздух свободно проходит через гортань. В таком же положении находятся голосовые связки при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает музыкальный тон, участвующий в образовании гласных и звонких согласных звуков.

Верхний уровень речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его оканчивается твёрдым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идёт через рот. Так образуются ротовы́е звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идёт через нос. Так образуются носовые звуки.

В образовании звуков участвуют также губы, при этом бо́льшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней при образовании звуков [б], [п], [м], может сближаться с верхними зубами при образовании [в], [ф]. Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку: [у], [o].

Зубы участвуют во образовании звуков [з], [c].

Наиболее подвижный орган речи – язык. В его строении выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращённый к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль, они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука (язык), другие пассивны, они неподвижны при образовании данного звука, но являются тем местом, где работает активный орган (зубы, твёрдое нёбо). Губы же и нёбная занавеска могут играть то активную, то пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна; при артикуляции [у] обе активны, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Каковы методы артикуляционных исследований?

Артикуляцию звуков можно изучать методом самонаблюдения, анализируя своё мышечное чувство (зеркало).

Артикуляцию можно изучать и при помощи инструментальных методов: киносъёмка, лингвограмма (фото языка: язык, нёбо и зубы смазываются определенным составом, потом можно определить площадь смыкания языка с нёбом и зубами), одонтограмма (фото зубов), искусственное нёбо (специально снабжено датчиками, позволяющими определить места прикосновения языка), ларингоскопирование (чтобы увидеть работу гортани, зеркало на длинной тонкой ручке) и др.


 

 

С точки зрения акустических свойств, звук – это волновые колебания упругой среды (воздуха, воды, голосовых связок…), которые могут вызывать слуховые ощущения. Колеблющееся тело непрерывно образует звуковые волны, которые, достигая нашего уха, воздействуют на барабанную перепонку, и мы слышим звук. Акустические характеристики звука: высота, сила, длительность и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звуки ниже 16 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки) мы не слышим, хотя некоторые животные (дельфины, летучие мыши, собаки, лисы и др.) слышат и эти звуки.

По высоте определяется и характеристика певческих голосов: у мужчин бас (диапазон 80 – 350 Гц), баритон (110 – 400 Гц), тенор (130 – 530 Гц); у женщин контральто (170 – 700 Гц), меццо-сопрано (220 – 880 Гц), сопрано (260 – 1050 Гц), колоратурное сопрано (330 – 1400 Гц). При этом наиболее известные певцы-басы берут самую низкую ноту на частоте около 50 Гц, лучшие певицы могут спеть самую высокую ноту на частоте около 2 000 Гц.

Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. В некоторых языках высота звука и её изменение в пределах слога служит средством различения слов (вьетнамский, корейский языки).

Сила звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой звука связана его громкость. Если чуть-чуть тронуть струну гитары, возникнет слабый звук, но если сильно оттянуть и затем отпустить струну, то звук будет гораздо громче: амплитуда колебаний в этом случае будет больше.

Сила звука связана с давлением, которое производит звуковая волна, на поверхность тела, в том числе и на барабанную перепонку. Чем сильнее звук, тем большее давление он производит. Уровень звукового давления соотносится с единицей силы децибелом.

Порог слышимости – 0 дБ, шёпот – 10 – 20 дБ, обычная речь – 40 – 60 дБ, шум на улице крупного города – более 80 дБ, близкий удар грома – 120 дБ, порог болевого ощущения в ушах – 130 дБ, рёв космического корабля на расстоянии 45 м – 180 дБ.

Длительность звука – это его продолжительность во времени. Длительность звуков измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах. В некоторых языках (английском, немецком, французском, чешском и др.) различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длительнее безударных. Так, длинность ударного [a] в слове «сад», произнесённом в нормальном темпе, может составлять 150 мс, длительность первого гласного в слове «сады» – 100 мс, а длительность первого гласного в слове «садовод» – 50 мс.

Тембр звука – это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром (соотношением между основным тоном и обертонами).

Если оттянуть и отпустить натянутую струну, то она начнёт колебаться, возникнет звук. Если прижать струну посередине и заставить колебаться оставшуюся часть, мы услышим звук, который в 2 раза выше основного тона струны: частота колебаний половинки струны в 3 раза больше, чем всей струны. В результате на основной тон струны накладываются тоны, образуемые колебаниями частей струны. Эти ионы называются дополнительными тонами, или обертонами. Основное свойство обертонов заключается в том, что их частота всегда в кратное число раз выше частоты основного тона. Например, если частот основного тона 100 Гц, то обертоны будут возникать на частотах 200, 300, 400 Гц и т. л.

Соотношение основного тона и обертонов по амплитуде может меняться в зависимости от свойств резонатора. Резонатор – это полое тело, например: пустая комната, морская раковина, корпус гитары… Резонатор может усиливать или глушить некоторые компоненты звука.

Наши ротовая и носовая полости и глотка тоже резонаторы, Вытягивая или растягивая губы, опуская нижнюю челюсть, перемещая язык в ротовой полости, подключая носовую полость, мы меняем форму и объём речевого резонатора и усиливаем или ослабляем таким образом разные составляющие сложного звука, возникшего в гортани или ротовой полости. Так возникают звуки речи.

Каким образом изучается акустическая сторона речи? В основном, инструментальными методами.

C помощью звукозаписывающей аппаратуры речь может быть зафиксирована и воспроизведена. Звучащую речь можно увидеть на мониторе компьютера в виде отображения акустических характеристик звуковых сигналов.

Осциллограмма даёт изображение изменяющейся во времени звуковой волны. По осциллограммам обычно измеряют длительность звуков или их отдельных участков. На ней хорошо видны различия между разными гласными, различными типами согласных.

Спектрограмма изображают все частоты звука с их амплитудами.

Интонограмма показывает изменение тона на отрезке речевого потока.

 

 

Мы установили, что артикуляционная фонетика занимается изучением речи с позиции говорящего, акустическая – с позиции слушающего, причем акустическая фонетика описывает звучащую речь как физическое явление. Акустические параметры речи достаточно точно фиксируются современными приборами. Но есть ещё один аспект изучения звучащей речи – то, как она воспринимается не акустическими приборами, а другими людьми. Этим занимается перцептивная фонетика (от лат. perceptio – восприятие). Предмет перцептивной фонетики – восприятие речи слушающими, установление соотношений между произнесёнными звуками и услышанными.

Какие факторы влияют на восприятие речи?

Во-первых, разрешающие способности человеческого слуха. Как мы выяснили, они довольно ограниченны. Человеческое ухо обычно способно отличить один звук от другого, если разница между ними не меньше полутона – одного из 12 звуков музыкальной октавы.

Во-вторых, на восприятие речи влияют акустические характеристики звука (об этом мы уже подробно говорили).

Кроме того, восприятие звучащей речи человеком зависит ещё и от языкового опыта слушающего. Звуки родного языка узнаются достаточно хорошо. Если же это звуки чужого языка или даже другого диалекта своего языка, отличающиеся от привычных звуков, они могут идентифицироваться с трудом. Часто непонимание связано не с незнанием слова, а с необычным с точки зрения слушателя, его звучанием.

Yellow blue bus – я люблю вас

Хотят ли русские войны – Котятки грустные больны.

На степень разборчивости речи влияют и условия общения, которое может происходить при наличии посторонних, мешающих пониманию звуков: шум уличного движения, музыка, звуковые помехи при телефонном разговоре, большое расстояние между говорящими и т.д. В результате таких помех могут возникать ослышки – неверно воспринятые слова.

Анализ ослышек помогает выявить некоторые стороны фонетической системы языка.

На восприятие речи влияет смысловой контекст, который может вызывать ожидание определенного слова. Я расскажу вам об аварии (о Баварии).

Перцептивная фонетика изучает очень интересное явление – звуковой символизм.

Вот пример одного эксперимента. Маленьким детям показали две матрёшки, отличающиеся размером: одна – большая, другая – совсем маленькая. Сказали: «Вот две сестрички, одну зовут А, другую И. Отгадай, какую зовут И?», и большинство детей показало на маленькую матрёшку.

Многие люди связывают звуки, чаще всего гласные, с определённым цветом. Так, звуку [а] обычно соответствует красный цвет, [о] – светло- жёлтый, [у] – сине-фиолетовый, [и] – голубой, [э] – жёлто-зелёный, [ы] – тёмно-коричневый. Противопоставление согласных чаще строится на других признаках: светлый – тёмный, маленький – большой, хороший – плохой…

С высокими звуками связаны представления о светлом, высоком, лёгком, тонком, гладком, горячем, с низкими звуками – о тёмном, глубоком, тяжёлом, толстом, шероховатом, холодном.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: