I. Характеристика процесса обучения




Лекция №5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1. Характеристика процесса обучения.

2. Содержательные компоненты обучения.

3. Закономерности обучения.

4. Принципы обучения.

5. Методы обучения.

6. Формы обучения.

7. Виды и стили обучения.

8. Образовательные технологии.

9. Типы организации социальных отношений в процессе обучения.

10. Формы организации обучения в школе и вузе.

 

I. Характеристика процесса обучения

Дидактика — это отрасль педагогики, направленная на изу­чение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку но­вых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, физике, иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно являет­ся самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание—учение».

Преподавание — это деятельность учителя по:

• передаче информации;

• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

• стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

• оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективно­го учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение – это деятельность ученика, которая подразумевает:

• освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков, компетенций;

• самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учеб­ных достижений;

• осознание личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окру­жающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, компетенциях, системе отношений и личностном развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (спо­собов) учебной работы, путями их переноса и нахождения – умениями, навыками и компетенциями;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критерия­ми. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и ака­демическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обу­чаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпа­дения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Акаде­мическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обу­чения — это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечива­ющего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и вос­питания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения — общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходи­ма учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности; т.е. система знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующая норме (заданному в образовательном стан­дарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следу­ющими уровнями:

• различения или узнавания предмета (явления, события, факта);

• запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, систем­ность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

• степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной де­ятельности;

• темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обу­чения;

• уровень образованности или профессионального мастерства;

• готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индук­тивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на на­блюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного матери­ала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, прин­ципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: