там можно полазить и есть форум




Смешанное восходящее родословие

Родословие можно оформить в виде древа

Степень родства

Родословная таблица - это словесный пересказ таблицы, куда добавлены сведения о каждом имени. При каждом сведении указывают источник, из которого оно взято. При каждом имени с левой стороны ставится номер по порядку. В России родословные росписи появились в конце XV века. В сороковые годы XVI века появились родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшим назначениями на военную службу. При Петре I создана Герольдмейстерская контора, которая существовала, меняя названия, до 1917 года.

Родословная роспись: Шипилов (пример)

Поколение 1 ___

Шипилов Осип

Пол: мужской. •

Родился Михаил (2-1)• Умер___

Поколение 2 ___

2-1. Шипилов Михаил ОсиповПол: мужской. •

Родился. Отец: Шипилов Осип. •

Родился Иван (3-2)• Умер___

Поколение 3 ___

3-2. Шипилов Иван МихайловичПол: мужской.

• Родился. Отец: Шипилов Михаил Осипов. •

Родился Василий (4-3)•

Родился Никита (5-3)• Умер___

Поколение 4 ___

4-3. Шипилов Василий ИвановичПол: мужской,

основное занятие: майор. Источники: Родословная Шипиловых (ЦАНО Студенческая 15), фонд 639 о 125 д 6501 л 116-167. Д 6564 Л374-375•

Родился. Отец: Шипилов Иван Михайлович. • Женился•

Родился Богдан (6-4)•

Родился Мирон (7-4)•

Родилась Ирина (8-4)•

Родилась Аграфена (9-4)•

Родилась Авдотья (10-4)• Умер

Жена: Шипилова Татьяна Ивановна. • Умерла

5-3. Шипилов Никита ИвановичПол: мужской. •

Родился. Отец: Шипилов Иван Михайлович. • Женился•

Родился Федор (11-5)• Умер

Жена: Несветаева Мария Ивановна.

Жена Никитиы Шипилова• Вышла замуж. Муж: Несветаев Илья. • Умерла___

Поколение 5 ___

6-4. Шипилов Богдан ВасильевичПол: мужской. •

Родился. Отец: Шипилов Василий Иванович, мать: Шипилова Татьяна Ивановна.

• Родился Петр (12-6)• Умер

7-4. Шипилов Мирон Васильевич (?-08.07.1773)Пол: мужской. В 1746 году недоросль•

Родился. Отец: Шипилов Василий Иванович, мать: Шипилова Татьяна Ивановна. • Женился•

Родилась Надежда (13-7)• 08.07.1773: Умер Жена: Шипилова Аграфена Андреева.

Источники: Родословная Шипиловых (ЦАНО Студенческая 15), фонд 177 опись 766 дело 162• Умерла

8-4. (Шипилова) Ирина ВасильеваПол: женский. •

Родилась. Отец: Шипилов Василий Иванович, мать: Шипилова Татьяна Ивановна. • Умерла

9-4. (Шипилова) Аграфена ВасильеваПол: женский. • Родилась. Отец: Шипилов Василий Иванович, мать: Шипилова Татьяна Ивановна. • Умерла

10-4. (Шипилова) Авдотья ВасильеваПол: женский. •

Родилась. Отец: Шипилов Василий Иванович, мать: Шипилова Татьяна Ивановна. • Умерла

11-5. Шипилов Федор НикитинПол: мужской, основное занятие: капрал нарвского полка. • Родился. Мать: Несветаева Мария Ивановна, отец: Шипилов Никита Иванович. • Умер___

…………………………….

https://www.svrt.ru/index.html — союз возрождения родословных

Традиций

там можно полазить и есть форум

УКАЗАТЕЛЬ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
(XVI в. - 1917 г.)


ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Акт о смерти переселенца
2. Акт (свидетельство) об усыновлении (удочерении)
3. Алфавит жителей (лицам) города на год
4. Алфавитный список студентов (именная ведомость об учениках (учащихся)
5. Анкета политически неблагонадежного
6. Анкета (сведения) о прибывших и выбывших иностранцах
7. Аттестат зрелости
8. Аттестат служебный (аттестационный лист)
9. Билет переселенца
10. Брачный обыск (предбрачное свидетельство)
11. Брачные документы
12. Ведомость мещанских управ о мещанах, принадлежащих к расколу
13. Ведомость о выбывших из гимназий учениках до окончания курса
14. Ведомость о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе
15. Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции (городовая)
16. Ведомости о поведении
17. Ведомость (список) о прибывшем на жительство еврее
18. Ведомость о состоящих под надзором полиции
19. Ведомость о способностях
20. Ведомость об иностранцах, принявших русское подданство и исключенных из подданства России
21. Ведомость учреждения о чиновниках
22.Венечная память (знаменная грамота)
23. Вид на жительство
24. Вопросный лист для переселенцев
25. Врачебная карточка
26. Входное свидетельство
27. Десятни
28. Диплом об образовании
29. Домашний акт на раздел имущества
30. Домовая книга
31. Донесение о смерти ученика
32. Жалованная грамота
33. Жеребьевой список рекрутского участка мещанского сословия
34. Завещание
35. Запись о крещении / рождении
36. Записи о родившихся старообрядческой общины за год (книги)
37. Запись о браке / венчании
38. Запись брака старообрядческой общины за год (книги)
39. Запись об умершем / погребенном
40. Записи об умерших старообрядческой общины за год (книги)
41. Заявление о приписке к призывному участку
42. Заявление о финансовых претензиях
43. Именной список потерь нижних чинов
44. Исповедная роспись (ведомость)
45. Карточка переселенца
46. Кладбищенская книга
47. Классный журнал
48. Клировая ведомость
49. Книга водворения
50. Книга выдачи свидетельства на погребение
51. Книга для записывания раскольников всех сект и скопцов, проживающих в городе (годовая)
52. Книга записи умерших
53. Книга о разделе крестьян
54. Книга регистрации родившихся и умерших государственных крестьян
55. Кондуит ученика
56. Лист журнала правления кредитного общества
57. Личное дело учащегося
58. Личное дела чиновника
59. Межевая книга (межевой план)
60. Метрика (метрическая выпись, метрическое свидетельство)
61. Метрическая запись
62. Метрическая книга
63. Метрическая тетрадь
64. Обывательская книга (городовая)
65. Окладной лист
66. Опись дворовым людям, находящимся при доме, имении и т. д., составлявшаяся при разделе имения
67. Открытый лист
68. Отпускной билет
69. Паспорт
70. Паспорт заграничный
71. Паспортная книга
72. Переписные книги
73. Переписные листы первой всеобщей переписи населения 1897 г.
74. Подорожная
75. Полевой журнал
76. Полюбовная запись
77. Посемейно-имущественный список крестьянина
78. Посемейный список (семейный список)
79. Послужной список монашествующих и послушников
80. Призывной список
81. Проезжая грамота
82. Проходной вид
83. Прошение о выдаче отдельного вида на жительство
84. Прошение о принятии на службу
85. Прошение об отставке или увольнении
86. Прошение родителей
87. Прошение (ходатайство) о переселении
88. Прошение учащегося (гимназиста, студента)
89. Разбор рекрутских послуг
90. Раздельная запись (раздельная грамота)
91. Ревизская сказка
92. Регистрационная книга для записи крестьян деревни
93. Решение духовного суда (протокол) о расторжении брака
94. Родословные книги (губернские)
95. Роспись рекрутов
96. Сведения о запасном ратнике
97. Сведения о лице, поданом в розыск
98. Сведения о рекруте
99. Свидетельство нотариуса о благонадежности
100. Свидетельство о выполнении воинской повинности
101. Свидетельство (выпускное)
102. Свидетельство о приписке к призывному участку
103. Свидетельство о смерти
104. Свидетельство об исключении (из учебного заведения)
105. Свидетельство (удостоверение) об отпуске на волю крепостных людей
106. Свидетельство об увольнении в отпуск
107. Свидетельство (раскольникам)
108. Свозная книга
109. Скорбный лист (история болезни)
110. Список бедных учеников
111. Список дворянских родов (по алфавиту)
112. Список крестьян, ходатайствующих о переселении
113. Списки новобранцев, поступивших в роту
114. Списки переселенцев
115. Списки подданных держав, воюющих с Россией
116. Списки призывников
117. Списки приписанных к заводу (фабрике) крестьян
118. Статейный список
119. Увольнительный билет (при демобилизации)
120. Увольнительное свидетельство
121. Укрепительное постановление
122. Уставная грамота
123. Формулярный (аттестационный, послужной) список
124. Ходатайство о возвращении на земельные участки из Сибири
125. Челобитная

 

ОПИСАНИЕ:
1. Акт о смерти переселенца - документ административного учета переселенцев, составляющийся в случае кончины переселенца. Содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место жительства и место приписки, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, возраст, место службы, чин, дату смерти, причину смерти, место погребения (не всегда)

Архивные учреждения субъектов Российской Федерации (далее: региональные архивы): фонды переселенческих управлений.

2. Акт (свидетельство) об усыновлении (удочерении) - документ учета гражданского состояния населения, фиксировавший факт усыновления. Содержит сведения об усыновителе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст, место крещения, место жительства, семейное положение, степень родства, сословие, факт усыновления. Сведения об усыновляемом, как правило очень краткие: фамилия (не всегда), имя, отчество, возраст и дата крещения.

Примечание. Усыновитель имел право передать усыновленному свою фамилию, если тот не пользуется большими сословными правами по сравнению с усыновителем. Передача усыновленному фамилий потомственных дворян могла последовать только по царскому указу, по просьбе усыновителя в порядке, установленном законом.

Федеральные архивы: фонды департамента Герольдии, личные фонды.

Региональные архивы: фонды окружных судов, личные фонды.

3. Алфавит жителей (лицам) города на год - документ административного учета жителей каждой части города. Велся в виде книги частными приставами. Состоял из четырех частей. В первую заносились сведения о лицах, которым "воспрещено жить в обеих столицах": фамилия, имя, отчество (эти сведения повторялись и в других частях алфавита), сословная принадлежность, чин, звание, подданство. Во вторую заносились сведения о лицах, принадлежащих к 5-ому классу Табели о рангах: имя, отчество жены, имена детей, чин, служебное положение, место жительства, куда выбыл. В третью заносились сведения о лицах, разыскиваемых по приказам и циркулярам оберполицмейстера, а также о лицах, высланных из города: звание, цель розыска, приметы. В четвертую часть заносились сведения о евреях: фамилия, имя, звание, сведения о семье, какой гильдии купец и какого цеха мастер или подмастерье, где проживает (дом), когда прибыл.

Примечание. Существовали разновидности документа и с более подробной информацией: фамилия, имя, отчество, состав семьи, возраст, место жительства, сведения о перемещениях, где проживает (дом).

Региональные архивы: фонды частных приставов.

4. Алфавитный список студентов (именная ведомость об учениках (учащихся) - документ учета ведомства народного просвещения, составлявшийся в университетах, институтах, лицеях по отделениям, классам, курсам. В нем сообщались данные: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность и сведения о семье, время поступления, место жительства, где получал подготовительное образование, сведения об успеваемости, куда поступил учится, на какое содержание.

Составлялись списки об учащихся, окончивших курс по годам, месяцам, и пересылались в учебные округа. С 50-х гг. в ведомость была внесена графа о национальности студентов иностранного происхождения. До 60-х гг. XIX в. эти списки имели название "именные ведомости об учениках (учащихся)". С 1874 г. фамилии студентов размещались по алфавиту в пределах факультета и семестра. В 80-е гг. в данный документ добавились следующие сведения: отметки о стипендиях, пособиях и освобождении от оплаты за учение.

Региональные архивы: фонды канцелярий учебных округов, учебных заведений.

5. Анкета политически неблагонадежного - документ полицейского учета. Массовый характер документ приобрел с конца 40-х гг. XIX в. Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, звание, время рождения, место постоянного жительства (его самого и родственников), место прописки по званию и по отбытию воинской повинности, привлекался ли к дознаниям, время ареста, время освобождения из-под стражи, настоящее местонахождение. Составлялась в полицейских управлениях, представлялась генерал-губернаторам.

Федеральные архивы: III отделение Собственной е. и. в. канцелярии, Министерства внутренних дел.
Региональные архивы: фонды канцелярий генерал-губернаторов, полицейских управлений.

6. Анкета (сведения) о прибывших и выбывших иностранцах - документ административного учета иностранцев, фиксировавший их прибытие и выбытие из Российской империи. Составлялась в годы Первой мировой войны 1914 - 1917 гг. в полицейских управлениях и содержала сведения: фамилия, имя, отчество, вероисповедание, национальность, состав семьи, сведения об имущественном положении, место жительства, подданство.

Региональные архивы: фонды губернских правлений, полицейских управлений.

7. Аттестат зрелости - документ учета учащихся ведомства народного просвещения, свидетельствовавший об окончании учебного заведения (гимназии, училища, пансиона). Содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, сословную принадлежность, сведения о семье, вероисповедание, дату рождения, дату поступления в учебное заведение, дату окончания, перечень предметов, отметки. Состав информации мог быть более сокращенным: фамилия, имя, отчество, происхождение, предмет курса, отметки, дата выдачи документа об образовании. Дубликаты этих документов сохранились в фондах учебных заведений.

Региональные архивы: фонды учебных заведений, личные фонды.

8. Аттестат служебный (аттестационный лист) - документ, отражавший служебные отношения лица и служивший основанием для его награждения, повышения, понижения и увольнения со службы. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, возраст, вероисповедание, национальность (иногда), семейное положение, степень родства (не всегда), сословие, владение землей, недвижимостью, образование, место службы, должность, чин, награды, указание на судимость, оценка характера и способностей.

Примечание. Существовали различного рода аттестационные документы с примерно одинаковым информационным наполнением.

Федеральные архивы: фонды государственных учреждений, Ставки Верховного главнокомандующего, военно-учебных заведений (РГВИА), Главного комитета по устройству и образованию войск, исполнительной экспедиции, инспекторского департамента Военного министерства, департамента Главного Морского штаба, коллекция аттестатов РГА ВМФ, личные фонды и др. Региональные архивы:

фонды государственных учреждений.

9. Билет переселенца - документ полицейского учета, выполнявший функции паспорта для переселенцев. Содержит следующую информацию о переселенце: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, сведения о семье (дети, родители, другие родственники), сословная принадлежность.

Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.

10. Брачный обыск (предбрачное свидетельство) - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Его форма, восходящая к венечным памяткам (венечная память, или знамя - так в Древней Руси назывался указ или разрешение на венчание брака, дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. Кроме брачных обысков или предбрачных свидетельств, при вступлении в брак были необходимы и другие документы. Эти документы, как правило, собирались в делах приходских церквей под названием "брачные документы". Однако в практике небольших приходских церквей нередко можно встретить брачные документы в обыскных книгах. В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись отдельно.

Региональные архивы: фонды духовных консисторий, приходских и полковых церквей, личные фонды.
11. Брачные документы - документы учета гражданского состояния населения. Полный набор документов, прилагаемых к обыску состоял из: 1) прошения о вступлении в брак; 2) разрешение начальства (с подписью и печатью); 3) свидетельства или удостоверения о разрешении на вступление в брак жениху, выданного купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям; 4) паспорта, если жених или невеста были из другого прихода; 5) метрического свидетельства о рождении; 6) свидетельства об исповеди и причастии; 7) свидетельства об оглашении с подписями причта и церковной печатью; 8) свидетельства о номере брака после вдовства или развода; 9) указа консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.); 10) указа консистории о расторжении брака и разрешении вступить в новый; 11) свидетельства о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год; 12) показания - обязательства для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи. Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во второй брак другого; о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям; об окончании учебных заведений и др.

Региональные архивы: фонды духовных консисторий, приходских и полковых церквей, личные фонды.

12. Ведомость мещанских управ о мещанах, принадлежащих к расколу - документ административного и сословного учета населения. Составлялись предположительно с середины 40-х гг. XIX в. Содержали следующие данные: фамилия, имя, отчество, возраст, место жительства, родственники, какая секта, когда стал раскольником.

Региональные архивы: фонды канцелярий генерал-губернаторов, мещанских управ.

13. Ведомость о выбывших из гимназий учениках до окончания курса - документ учета учащихся ведомства народного просвещения. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, сословная принадлежность, сведения о семье, возраст, время выбытия из гимназии, по какой причине, сколько классов окончил. Гачиная с 1837 г., ведомости поступали в канцелярии учебных округов еженедельно, с 1851 г. - раз в полгода. До 1887 г. один экземпляр этой ведомости направлялся в Министерство народного просвещения.

Федеральные архивы: фонд Министерства народного просвещения, Региональные архивы: фонды канцелярий учебных округов, учебных заведений.

14. Ведомость о выбывших из учебных заведений воспитанниках из дворян, подлежащих обязательной службе - документ административного и сословного учета учащихся. На основании указов Сената с 1852 г. до 1856 г. воспитанники гимназий из дворян западных губерний обязаны были поступать на военную или гражданскую службу, поэтому и велись ведомости о выбывших. Состав информации: фамилия, имя, сословная принадлежность, сведения о семье, вероисповедание, возраст, с какого курса убыл.

Федеральные архивы: фонды Сената, Министерства народного просвещения,
Региональные архивы: фонды учебных заведений.

15. Ведомость о лицах, состоящих под надзором полиции (городовая) - документ полицейского учета. Составлялась полицейскими управлениями и частными приставами. Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, чин, звание, сословная принадлежность (для иностранцев подданство), место жительства, по какому распоряжению и за что именно подвергнут надзору, с какого времени состоит под надзором, срок надзора, вид надзора (гласный или секретный), где учрежден надзор (по месту жительства или выслан из другой губернии), чем занимается, получает ли от казны содержание, имеет ли семейство и где оно находится, если умер, то где и когда, если выбыл из-под надзора, то по каой причине и по чьему разрешению, аттестация (сведения о поведении).

Федеральные архивы: III отделение Собственной е. и. в. канцелярии.
Региональные архивы: фонды канцелярий генерал-губернаторов, полицейских управлений уездных исправников.

16. Ведомости о поведении - документ учета учащихся ведомством народного просвещения. С 1834 г. представлялись в канцелярию округа. В инструкции инспектору студентов (1835) эти ведомости получили название "Кондуитные списки". В них содержались сведения: фамилии, имена студентов, время пребывания в университете, их поведении, исполнении "обязанностей в посещении лекций и церкви". В 1850 г. в формуляре "Кондуитных списков" было уменьшено число граф, содержались данные: имена и фамилии студентов, их поведение.

Региональные архивы: фонды учебных заведений.

17. Ведомость (список) о прибывшем на жительство еврее - документ административного учета населения. Составлялась в уездном полицейском управлении и направлялась в губернское управление. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, звание, возраст, по какому документу проживает, с какого времени, чем занимается, из кого состоит семейство, сведения о няне (если она была), возраст членов семьи, чем каждый член семьи занимается, образование, ученая степень, имущественное положение, с какой целью прибыл на жительство, в какое место и когда.

Региональные архивы: фонды полицейских управлений, губернских правлений.

18. Ведомость о состоящих под надзором полиции - документ полицейского учета. Составлялась еженедельно уездными исправниками и подавалась генерал-губернатору.

Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, чин, звание, сословная принадлежность (для иностранцев подданство), место жительства, по какому распоряжению и за что именно подвергнут надзору, с какого времени состоит под надзором, срок надзора, вид надзора (гласный или секретный), где учрежден надзор (по месту жительства или выслан из другой губернии), чем занимается, получает ли от казны содержание, имеет ли семейство и где оно находится, если умер, то где и когда, если выбыл из-под надзора, то по какой причине и по чьему разрешению, аттестация (сведения о поведении).

Федеральные архивы: III отделение Собственной е. и. в. канцелярии.
Региональные архивы: фонды канцелярий генерал-губернаторов, полицейских управлений уездных исправников.

19. Ведомость о способностях - документ учета учащихся ведомством народного просвещения. Характеристики о способностях, поведении и образе мыслей учеников, оканчивающих курс гимназий и намеренных поступать в университет. В них сообщались сведения: фамилия, имя, возраст, вероисповедание, сословная принадлежность, время поступления в гимназию, место жительства. Кроме этого, требовалось сообщать об участии родственников в политических беспорядках, любимых занятиях и т.д.

Региональные архивы: фонды учебных заведений.

20. Ведомость об иностранцах, принявших русское подданство и исключенных из подданства России - документ административного учета иностранцев. Составлялась ежегодно, сведения вносились помесячно губернскими правлениями, сводились за год и представлялись ежегодно в Собственную е. и. в. канцелярию. Содержали данные: фамилия, имя, отчество, семейное положение, сведения о детях (их имена), звание, место службы, когда прибыл в Россию, к какому причислен сословию.

Федеральные архивы: фонд Собственной е. и. в. канцелярии. Региональные архивы: фонды губернских правлений, канцелярий генерал-губернаторов.

21. Ведомость учреждения о чиновниках - документ административного учета чиновников. Основным документом переписи учреждений России, проводившейся в 1754-1756 гг. по указу императрицы Елизаветы Петровны, была ведомость о высшем и среднем звене чиновников, чьи должности были перечислены в Табели о рангах. В ведомости указаны: точные данные о возрасте чиновников, образовании, начале службы и ее дальнейшем прохождении, окладах, количестве крестьян, наличии детей и их образовании и службе. Ведомости начали поступать в Сенат и Герольдмейстерскую контору в 1754 г. Сохранились присланные в 1754-1756 гг. ведомости о чиновниках ряда губернских канцелярий, большинства провинциальных и уездных воеводских канцелярий.

Федеральные архивы: фонды Сената (РГАДА),
Герольдмейстерской конторы (РГАДА).

22.Венечная память (знаменная грамота) - документ учета гражданского состояния населения. В брачно-семейном праве являлся разрешением для заключения брака. Выдавался архиереями, соборными протопопами и церковными старостами на имя приходского священника на руки вступавшим в брак, и этим обстоятельством объясняется то, что эти документы почти не откладывались в учрежденческих архивах и являются редким источником. При заключении браков взимались венечная пошлина, с целью учета которой в духовных правлениях велись специальные книги венечных пошлин. Существенным недостатком этого источника является отсутствие указаний на возраст новобрачных и дату совершения обряда. В остальном они могут восполнить лакуны метрических книг о браке. Свое существование венечные памяти и книги венечных сборов закончили с отменой Екатериной II венечных пошлин в 1765 г.

Региональные архивы: фонды архиерейских домов, духовных правлений, личные фонды.

23. Вид на жительство - документ полицейского учета населения. В 1894г. было принято Положение о видах на жительство. Этот документ существовал наряду с паспортами и выдавался в местах постоянного проживания главе семьи, на крестьянский двор. В документ вносились сведения о жене получателя, сыновьях и мужского пола родственниках, приемышах и опекаемых до достижения 18 лет., дочерях до 21 года, лицах преклонного возраста или тех, кто по состоянию здоровья не мог обходиться без посторонней помощи. Лица мужского пола, не достигшие 17-летнего возраста, женского пола, не достигшие 21 года, могли получить отдельные виды на жительство только по просьбе родителей. В этом случае оформлялся отпускной билет.

По закону 1897 г. по распоряжению губернатора, градоначальника или обер-полицмейстера отдельный вид на жительство мог быть выдан жене лица, находящемся в безвестном отсутствии или страдающего умопомешательством, или по другим причинам. Не отделенным членам крестьянских семейств, даже совершеннолетним, отдельный вид на жительство мог быть выдан только с согласия хозяина крестьянского двора или по распоряжению земского начальства (мирового посредника). В учреждениях хранились дубликаты этих документов.

Примечание. Раскольникам вместо вида на жительство выдавались свидетельства: фамилия, имя, отчество, место жительства, родственники, проживающие с ним.

Региональные архивы: фонды канцелярий генерал-губернаторов, градоначальников, обер-полицмейстеров, личные фонды.

24. Вопросный лист для переселенцев - документ административного учета переселенцев. Составлялся чиновниками переселенческих управлений. В нем содержались следующие сведения о переселенце: фамилия, имя, отчество, место рождения, вероисповедание, семейное положение, сословная принадлежность.

Региональные архивы: фонды переселенческих управлений.

25. Врачебная карточка - документ учета профессиональной группы населения. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, вероисповедание, национальность, место жительства, семейное положение, сведения о детях и других родственниках, образование, место службы, чин, должность, владение землей и недвижимостью. Составлялись и хранились во врачебном отделении губернского правления на лиц, служивших врачами..

Региональные архивы: фонды губернских правлений (врачебные отделения).

26. Входное свидетельство - документ учета учащихся ведомством народного просвещения. Выдавалось лицу, ставшему студентом; возобновлялось каждое полугодие после внесения платы за обучение. Содержит информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, факультет (курс), сословная принадлежность и сведения о семье.

Региональные архивы: фонды учебных заведений, личные фонды.

27. Десятни - списки уездных "служилых людей" (дворян, детей боярских, казаков) приказного периода Русского государства XVI - XVII вв. Десятни появились в середине XVI в. в связи с военной реформой Ивана IV. Составлялись во время их смотров (разборов), верстания (верстать - равнять, сравнивать), назначения и выдачи жалования. Велись в разрядном приказе или Разряде, ведавшем "служилыми людьми", военным управлением, а также южными ("украинскими") городами. Верстальные десятни составлялись при верстаниии "новиков" (подросших дворян и детей боярских, начиная с 15 лет) при назначении импоместных и денежных окладов. Разборные десятни составлялись во время смотров дворян и детей боярских с целью определить их способность к военной службе. В этих десятнях, кроме имен и окладов, содержатся сведения о физическом состоянии каждого лица, о его вооружении, о "даточных людях" (даточный - сданный в солдаты), им поставляемым, о детях мужского пола, о количестве поместий и вотчин, сведения о прежней службе.

Федеральные архивы: фонд Разрядного приказа.

28. Диплом об образовании - документ, фиксировавший образовательный уровень лица. Содержит следующую информацию: фамилия, имя, отчество, время обучения в учебном заведении, сословная принадлежность и сведения о семье, вероисповедание, присвоенную квалификацию (специальность), дату выдачи диплома. В учебных заведениях в книгах учета выдачи дипломов об образовании хранились дубликаты этих документов.

Региональные архивы: фонды учебных заведений, личные фонды.

29. Домашний акт на раздел имущества - документ, фиксировавший имущественные отношения семьи. Этот документ получил широкое распространение XIX - XX вв. во всех сословиях. В нем указывались: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, владение землей и недвижимостью.

Региональные архивы: фонды нотариальных контор, судебных учреждений, личные фонды.

30. Домовая книга - документ административного учета населения городов XVIII - начала XX вв. Составлялась в каждой из полицейских частей города частными приставами. Содержала следующие сведения: фамилия, имя, отчество, чин, звание, место жительства, состав семьи.

Региональные архивы: фонды частных приставов, полицейских участков.

31. Донесение о смерти ученика - документ учета учащихся ведомства народного просвещения. Поступало в учебное заведение от родителей и содержит сведения: фамилия, имя умершего ученика, дата смерти, сведения о родителях (фамилия, имя, место службы). Составлялось в произвольной форме.

Региональные архивы: фонды учебных заведений.

32. Жалованная грамота - документ, закреплявший имущественные права и привелегии лица и его наследников. Наиболее часто встречающимся документом приказного периода была жалованная грамота. Среди жалованных грамот, оформлявших земельные отношения и права феодальной собственности можно назвать: а) вотчинные, б) поместные льготные, в) заповедные обельные, г) несудимые. К грамотам, фиксировавшим имущественные отношения между феодалами, можно отнести: дельные, отдельные (на раздел имущества), вкладные и данные (на передачу имущества церкви). Жалованные грамоты торговому сословию касались вопросов разрешения вести торговлю и, в частности, заграничную, освобождения от повинностей и пошлин, предоставления привелегий при разбирательстве исков и т. д. Содержит сведения: фамилия, имя, отчество, данные о службе или роде деятельности, сведения о семье, о заслугах предков (иногда подробные родословия). Составлялись в произвольной форме.

Федеральные архивы: фонды приказов, департамента Герольдии РГАДА), личные фонды. Региональные ахивы: личные фонды.

33. Жеребьевой список рекрутского участка мещанского сословия - документ воинского и сословного учета. Содержит: фамилию, имя, отчество, дату рождения, возраст, вероисповедание, семейное положение, сведения о родственниках, образование, нахождение под судом, сведения о здоровье. Списки составлялись в сословных учреждениях и передавались в учреждения, ведавшие исполнением воинской повинности.

Региональные архивы: фонды губернских рекрутских комитетов, губернских
(областных), уездных (окружных) и городских по воинской повинности присутствий, городских дум, городских управ, мещанских старост.

34. Завещание - документ, фиксировавший последнюю волю человека и являвшийся правовой основой в вопросах наследования. В приказной период он назывался духовная запись, затем велись книги записи духовных завещаний, а позднее: домашнее духовное завещание, нотариальное духовное завещание. Набор сведений в этих документах, как правило одинаков: фамилия, имя, отчество, место жительства, семейное положение, сведения о родственниках, сословие, место службы, владение землей и недвижимостью.

Региональные архивы: фондв губернских судов, судебных палат, губернских по
опекунским делам присутствий, уездных судов, нотариальных контор, личные фонды.

35. Запись о крещении / рождении - документ учета гражданского состояния населения. Рождения и крещения детей фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т. е. она свидетельствовала о двух разных событиях: 1) о естественном событии рождения и 2) о церковном совершении таинства крещения. У православных отмечались дни рождения и крещения (близнецы записывались одной записью), звание, сословие, имя и исповедание родителей, имя, звание и сословие восприемников. Набор сведений у представителей других исповеданий был меньше: у мусульман указывалось только время рождения и имена родителей.

При внесении в метрическую книгу записи крещения подкидыша, родители которого не обнаружены, или вообще внебрачных детей, чьи матери по каким-либо причинам скрывали свое имя и звание, в метрической записи все равно указывали имя крещенного, время и место рождения, удостоверение родовспомогательного заведения, сведения от полиции или свидетельские показания. В графе о родителях писали: "родители неизвестны".

Формуляр имел следующие графы: 1) номер записи (раздельно для мужского и женского пола); 2) полные даты рождения и крещения ребенка; 3) имя с указанием дня святого (метрики конца XIX - начала XX вв.); 4) место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя отчество матери с указанием на законность брака и вероисповедание; 5) место жительства, социальная принадлежность восприемников, их фамилии, имена, отчества; 6) имя священника, совершившего таинство; 7) подписи свидетелей (по желанию).

Региональные архивы: фонды духовных консисторий, приходских и полковых церквей.

36. Записи о родившихся старообрядческой общины за год (книги) - документ полицейского учета и учета гражданского состояния старообрядцев. В 1844 г. полицмейстерам указывалось заводить книги (подобно метрическим) в старообрядческих церквях и выдавать свидетельства о рождении и смерти. Именные списки (о родившихся и умерших) должны были представляться у обер-полицмейстеру. Надзор за записями совершался частными приставами, которые подписывали метрические записи. Формуляр записи: месяц, число и место рождения, месяц и число крещения, имя младенца, его пол, звание, имя, отчество и фамилия и место жительства родителей или замужней матери, звание, фамилии, имена, отчества восприемников, их подписи.

Региональные архивы: фонды губернских правлений, управ благочиния.

37. Запись о браке / венчании - документ учета гражданского состояния населения. Включалась во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных запись о браке включала: фамилии, имена, отчества жениха и невесты, их родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт. У мусульман в записи указывались только имена супругов, родителей и свидетелей, время брака и условия договора между родителями.

Формуляр записи: 1) номер брака по порядку; 2) точная дата совершения таинства; 3) место жительс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: