Внимательно посмотрите видео урок.
Изучите теоретический материал.
3. Выполните задания в документе Word и отправьте его на электронную почту преподавателя!!!
Практическое занятие № 4.
Тема: «Философия и глобальные проблемы современности».
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия
Глобальными называют те проблемы, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Например, угроза термоядерной катастрофы, угроза деградации природной среды и экологического самоубийства человечества, продовольственная проблема, проблемы борьбы с опасными для человечества заболеваниями и т.д. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне.
Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:
1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:
а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;
б) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.
2. Проблемы взаимодействия общества и природы:
а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием);
в) освоение мирового океана и космического пространства.
3. Проблемы взаимоотношений людей и общества:
а) проблема роста народонаселения;
б) проблема охраны и укрепления здоровья людей;
в) проблемы образования и культурного роста людей.
В первой группе проблем мы назвали проблемы интерсоциальные, преимущественно политические проблемы. И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Достаточно сказать, что 1/4 ученых мира вовлечены в подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И, наконец, военные расходы - главное препятствие на пути положительного решения всех глобальных проблем.
Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушении равновесия биосферных процессов. Сегодня человек стал крупнейшей планетарной силой. Достаточно сказать, что ежегодно из недр Земли извлекается около 10 млрд. т. полезных ископаемых, расходуется 3-4 млрд. т. растительной массы, выбрасывается в атмосферу около 10 млрд. т. промышленной углекислоты. В Мировой океан и реки сбрасывается более 5 млн. т. нефти и нефтепродуктов. Обостряется с каждым днем проблема питьевой воды. Воздушная атмосфера современного промышленного города представляет собой смесь дыма, ядовитых испарений и пыли.
Исчезают многие виды животных и растений. Великое равновесие природы нарушено до такой степени, что появился мрачный прогноз об "экологическом самоубийстве человечества". Все громче раздаются голоса о необходимости отказаться от всякого промышленного вмешательства в естественное равновесие, остановить технический прогресс. Однако решить экологическую проблему путем отбрасывания человечества к средневековому состоянию - утопия. И не только потому, что люди не откажутся от достижений технического прогресса. Дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические, происходили, и будут происходить дальше, не зависимо от человека, поэтому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем.
Задание для практического занятия:
(выполнить в документе Word и выслать на почту преподавателя)
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Философ ___________________ был создателем учения о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и преобразовании современной биосферы в ноосферу.
2. Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Есть ли у вас конкретные возражения по этому поводу? Какие именно?
3. Существует две точки зрения на пути решения глобальных проблем:
- в программах и моделях латиноамериканских ученых содержатся рекомендации по ограничению добычи и разработки не возобновляемых природных ресурсов, снижению загрязненности окружающей среды, по развитию человека и человечества в целом;
- организация экономического сотрудничества отстаивает позицию, что в ближайшие 50 лет, до 2020 – 2030 годов не следует сокращать темпы экономического роста, так как эти 50 лет явятся переходным периодом, когда произойдут коренные изменения в технологиях производства, в энергетике, в сельском хозяйстве.
Какая из этих точек зрения, на Ваш взгляд, имеет будущее? Почему? Ответ аргументируйте.
4. Можно ли считать распространение коронавируса COVID-19 глобальной проблемой современности? Приведите аргументы.