Методические указания к изучению курса, выполнению курсовой, контрольной и лабораторных работ.




 

Основным методом изучения материала курса является самостоятельная работа с литературой. При этом рекомендуется конспектировать наиболее значимые положения, подходы, утвереждения и определения. Конспект поможет систематизировать усваиваемый материал и окажется полезным при подготовке к экзамену. Содержание тем раскрывается в рабочей учебной программе.

Дисциплиной предусмотрено выполнение одной курсовой, одной контрольной и четырех лабораторных работ.

Номер курсовой и контрольной работы определяется следующим образом: берется число, образованное двумя последними цифрами зачетной книжки. Например, номер зачетной книжки 000901-10 – номер задания 10. Это число соответствует заданию №10 контрольной и курсовой работы, приведенных в учебной рабочей программе соответствующих перечнях.

Отправка выполненных работ осуществляется простой бандеролью по адресу: 220013, г. Минск, ул. П. Бровки, 6.

БГУИР, деканат ФЗО

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

Выполнение контрольной рабаты следует начинать после изучения четвертой темы данного курса - «Классификация систем».

Контрольная работа должна быть выполнена в компьютерном варианте на стандартных машинописных листах формата А4 и удовлетворять требованиям стандарта предприятия СТП-01 2010. Дипломные проекты (работы): Общие требования. Минск БГУИР, 2010.

Контрольная работа состоит из: титульного листа, содержания и списка использованной литературы. Каждый студент выбирает свою тему контрольной из перечня контрольных работ, оформляет титульный лист по образцу (Приложение А). В содержании контрольной работы необходимо кратко изложить назначение и суть сущностной классификации систем, определить цель заданной системы и построить классификацию заданной системы,используя признаки сущностнойклассификации. Список литературы приводиться в конце контрольной работы.

 

Методические указания по выполнению лабораторных работ

Работу над лабораторной работой нужно начинать с изучения теоретической части. Необходимо уяснить цель работы и требования задания. Лабораторная работа должна быть выполнена в компьютерном варианте на стандартных машинописных листах формата А4 и удовлетворять требованиям стандарта предприятия СТП-01 2010. Дипломные проекты (работы): Общие требования. Минск БГУИГ, 2010.

 

Лабораторная работа №1. Построение модели «черный ящик»

Цель работы: освоить построение модели типа «черный ящик».

1.1Теоретические сведения

Модельесть отображение свойств объектов при его изучении. При моделировании свойства одного объекта переносятся на другой таким образом, чтобы взаимосвязь свойств модели и свойств изучаемого объекта была аналогичной.Отображения объектов называются моделями, а процесс их создания - моделированием. Модель «черный ящик» - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы не известны.

Любая вещь, любой предмет, любое явление - любой познаваемый объект - всегда первоначально выступает как «черный ящик». Название модели «черный ящик» образно подчеркивает полное отсутствие сведений о внутреннем содержании "ящика": в этой модели задаются, фиксируются, перечисляются только входные и выходные связи системы со средой (обычно не описываются даже "стенки ящика", т.е. границы между системой и средой, они лишь подразумеваются, признаются существующими). Графическая модель типа "черный ящик" отображает только связи системы со средой, в виде перечня "входов" и "выходов" (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Графическая модель "черного ящика"

 

Модель типа "черный ящик", несмотря на внешнюю простоту и отсутствие сведений о внутренности системы, часто оказывается полезной. Во многих случаях достаточно содержательного словесного описания входов и выходов; тогда модель "черного ящика" является просто их списком.

Например, бытовая модель телевизора такова: входы – шнур электропитания, антенна, ручки управления и настройки; выходы – экран кинескопа и звуковые динамики. В других случаях требуется количественное описание некоторых или всех входов и выходов. Пытаясь максимально формализовать модель "черного ящика", мы приходим к заданию двух множеств Х и Y входных и выходных переменных, но никаких других отношений между этими множествами фиксировать невозможно.

При изучении систем модель "черного ящика" в ряде случаев оказывается не только очень полезной, но и единственно применимой. Например, при исследовании психики человека или влияния лекарства на живой организм мы лишены возможности вмешательства в систему иначе, как только через ее входы, а выводы делаем только на основании наблюдения за ее выходами. Это вообще относится к таким исследованиям, в результате проведения которых нужно получить данные о системе в обычной для нее обстановке, где следует специально заботиться о том, чтобы измерения как можно меньше влияли на саму систему. Другая причина того, что приходится ограничиваться только моделью "черного ящика", – действительное отсутствие данных о внутреннем устройстве системы. Например, мы не знаем, как "устроен" электрон, но знаем, как он взаимодействует с электрическими и магнитными полями, с гравитационным полем. Это и есть описание электрона на уровне модели "черного ящика".

Проблема построения модели типа «черный ящик» заключается в правильном определении цели исследуемой системы. Цель – это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Вся последующая деятельность, способствующая решению этой проблемы, направлена на достижение поставленной цели, т.е. это работа по созданию системы. Приведем несколько упрощенных примеров систем, предназначенных для реализации определенных целей (см. таблицу 1.1).

 

Таблица 1.1 – Системы и их цели

Цель Система
  В произвольный момент указать время Часы
  Обеспечить выпечку хлеба в заданном ассортименте для большого количества людей Пекарня
  Передать зрительную и звуковую информацию на большое расстояние практически мгновенно Телевидение
  Обеспечить перемещение людей в городе Городской транспорт

 

Отметим, что далеко не просто сформулировать цели так, чтобы имелось действительно очевидное соответствие между целями и системами. Например, только слова "практически мгновенно" в примере 3 отличают цель телевидения от цели кино или пересылке видеокассет. В то же время, между целью (абстрактной и конечной моделью) и реальной системой нет и не может быть однозначного соответствия: для достижения заданной цели могут быть избраны разные средства – системы. С другой стороны, заданную реальную систему можно использовать и для других целей, прямо не предусмотренных при ее создании. В инженерной практике момент формулирования цели – один из важнейших этапов создания систем. Обычно цели уточняются итеративно, с многократными изменениями и дополнениями. Любая модель, в том числе модель «черный ящик», должна отвечать следующим требованиям: 1) адекватности модели, т.е. – соответствовать действительности предсказаний, сделанных на основе моделей, и соответствовать целям проектов, сделанных на основе моделей; 2) экономичности с точки зрения расхода, энергии, материалов времени и др.

Сложность построения модели черный ящик заключается в множественности входов и выходов. Главной причиной множественности входов и выходов в модели "черного ящика" является то, что всякая реальная система, как и любой объект, взаимодействует с объектами окружающей среды неограниченным числом способов. Строя модель системы, мы из этого бесчисленного множества связей отбираем конечное их число для включения в список входов и выходов.

Критерием отбора при этом является целевое назначение модели, существенность той или иной связи по отношению к этой цели. То, что существенно, важно – включается в модель, то, что несущественно, неважно – не включается. Именно здесь возможны ошибки. Тот факт, что мы не учитываем в модели, исключаем из рассмотрения остальные связи, не лишает их реальности, они все равно действуют независимо от нас. И нередко оказывается, что казавшееся несущественным или неизвестным для нас на самом деле является важным и должно быть учтено.

Особое значение этот момент имеет при задании цели системы, т.е. при определении ее выходов. Это относится и к описанию существующей системы по результатам ее обследования, и к проекту пока еще не существующей системы. Реальная система неизбежно вступает во взаимодействия со всеми объектами окружающей среды, поэтому важно как можно раньше, лучше всего еще на стадии построения (проектирования) модели, учесть все наиболее важное.

Главную цель приходится сопровождать заданием дополнительных целей. Важно подчеркнуть, что выполнения только основной цели недостаточно, что невыполнение дополнительных целей может сделать ненужным или даже вредным и опасным достижение основной цели. Этот момент заслуживает особого внимания, так как на практике часто обнаруживается незнание, непонимание или недооценка важности указанного положения. Между тем (например: для подготовки применяли фтоор) оно является одним из центральных во всей системологии.

1.2 Пример выполнения работы

Пример построения модели «черный ящик» системы "наручные часы". Главной целью данной системы является показание времени в произвольный момент и удобство ношения на запястье. Учитывая, что выходы соответствуют конкретизации цели, фиксируем в качестве выхода показание времени в произвольный момент, а в качестве входа – зрение человека и циферблат.

Данный вход и выход относятся ко всем часам, а не только к нашим наручным часам. Чтобы выполнить цель полностью, вносим следующее добавление (вход): запястье – ремешок или браслет и (выход): удобство ношения часов на запястье. Можно добавить и еще один вход: химический состав материалов и выход: удовлетворение требований санитарии и гигиены, так как не любое крепление часов на руке допустимо с этой точки зрения.

Далее, представив себе условия эксплуатации часов, можно добавить вход: механические удары, влага, пыль; выход: достаточная в бытовых условиях прочность, пылевлагонепроницаемость. Затем, расширив понятие "условия эксплуатации часов", добавим еще два выхода: достаточную для бытовых нужд точность; легкость прочтения показаний часов при беглом взгляде на циферблат.

Можно еще более расширить круг учитываемых требований к часам, что позволит добавить несколько входов и выходов: соответствие моде и понятию красоты; соответствие цены часов покупательной способности потребителя. Очевидно, что список желаемых, т.е. включаемых в модель, входов и выходов можно продолжать. Например, можно потребовать, чтобы имелась возможность прочтения показаний часов в полной темноте, и реализация этого выхода приведет к существенному изменению конструкции часов, в которой могут быть различные варианты подсветки, считывания на ощупь или подачи звуковых сигналов. Можно рассмотреть еще и другие выходы, такие как габариты, вес и многие другие физические, химические, экономические и социальные аспекты использования наручных часов. Пример построения графической модели «черный ящик» системы «наручные часы» показан на рисунок 1.2.

 

 

Показание времени

Зрение человека –

циферблат Удобство ношения

 

Запястье – браслет Удовлетворение требований

санитарии и гигиены


Материал браслета Свечение циферблата

Механические удары, в темноте

влага, пыль

Полная темнота. Прекращение показаний времени

Пальцы рук-кнопка

подвески Неточное показание времени

 

 

Рисунок 1.2 – Графическая модель "черного ящика" системы «наручные часы»

 

 

Приведем способы устранения недостатков системы «наручные часы»:

- для восстановления показаний времени необходимо заменить батарейки;

-для восстановления точности показаний времени необходимо произвести корректировку часов системы часы по эталону.

1.3 Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. По названию и назначению заданной системы определите ее главную и основные дополнительные цели.

3. В соответствии с назначением и целями системы определите существенные связи системы с объектами окружающей среды.

4. Определите и опишите существенные входы и выходы системы.

5. Постройте графическую модель «черный ящик», заданной системы.

6. Перечислите нежелательные входы и выходы системы.

7. Установите основные способы устранения возможных недостатков.

Варианты систем для выполнения лабораторной работы:

1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

1.4 Содержание отчета

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

1.5 Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия модели и модели «черный ящик».

2. Какая модель называется познавательной, а какая прагматической?

3. Как бороться с непознаваемостью объекта?

4. Назовите определение интегративного свойства системы.

5. Назовите основные трудности построения модели «черный ящик».

6. Назовите основные требования к построению моделей.

7. Какие свойства системы отображаются при моделировании?

8. Назовите принципиальное отличие динамической модели от статической.

Лабораторная работа №2. Построение модели состава системы

Цель работы: освоить процесс построения модели состава системы.

2.1 Теоретические сведения

При рассмотрении любой системы обнаруживается, что ее целостность и обособленность, отображенные в модели черного ящика, выступают как внешние свойства. Внутренность же "ящика" оказывается неоднородной, что позволяет различать составные части самой системы.

При более детальном рассмотрении некоторые части системы могут быть, в свою очередь, разбиты на составные части и т.д. Те части системы, которые мы рассматриваем как неделимые, называются элементами. Части системы, состоящие более чем из одного элемента, называют подсистемами.

Модель состава ограничивается снизу тем, что считается элементом, а сверху – границей системы. Границы определяются целями построения модели. При необходимости можно ввести обозначения или термины, указывающие на иерархию частей. Графическое представление модели состава системы, описывающая, из каких подсистем и элементов она состоит, представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Графическая модель состава системы

 

Построение модели состава системы только на первый взгляд кажется простой задачей. Модели одной и той же системы, разработанные разными экспертами, могут различаться между собой и даже значительно. Причины этого состоят не только в различные степени знания системы: один и тот же эксперт при разных условиях также может дать разные модели. Существуют, по крайней мере, три разные причины этого.

Во-первых, разные модели состава объясняются тем, что понятие элементарности можно определить по-разному. То, что с одной точки зрения кажется элементом, с другой – оказывается подсистемой, подлежащей дальнейшему разделению.

Во-вторых, как и любые модели, модель состава является целевой, а это значит, что для различных целей один и тот же объект требуется разбить на разные части. Например, модель состава самолета с точек зрения летчика, стюардессы, пассажира и аэродромного диспетчера окажутся различными. То, что для одного обязательно войдет в модель, может совершенно не интересовать другого.

В-третьих, модели состава различаются потому, что всякое разделение целого на части, всякое деление системы на подсистемы является относительным, в определенной степени условным. Например, тормозную систему автомобиля можно отнести к ходовой части, либо к подсистеме управления. Другими словами границы между подсистемами условны, относительны.

Главная задача в построении модели состава заключается в том, что - бы правильно согласно определению и назначению системы определить цель системы. Разделение целостной системы на части полностью зависит от целей системы (это относится и к границам между частями системы и к границам самой системы).

2.2 Пример выполнения работы

Пример построения модели состава системы «Система телевидения «Орбита». Главной целью данной системы является передать зрительную и звуковую информацию на большое расстояние практически мгновенно.

Согласно поставленной цели данную систему разобьём на следующие подсистемы: «передача», «связь» и «прием». В свою очередь подсистему «передача» можно разбить на элементы системы «центральная телестудия» и «антенно-передающий центр», подсистему «связь» - на элементы «средства распространения радиоволн» и «спутники ретрансляторы», а подсистему «приема» - на элементы «местные телецентры» и «телевизоры потребителей». Модель состава системы «Система телевидения «Орбита» можно представить в виде таблицы (таблица 2.1)

Таблица 2.1 – Модель состава системы «Система телевидения «Орбита»

Система Подсистемы Элементы  
  Система телевидения «Орбита» Передающая Центральная телестудия
Антенно-передающий центр
Связь Средства распространения радиоволн
Спутники ретрансляторы
Приемная Местные телецентры
Телевизоры потребителей

 

2.3 Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. По названию и назначению заданной системы определите ее главную цель.

3. В соответствии с назначением и целью системы разбейте исследуемую систему на подсистемы и элементы.

4. Представьте исследуемую систему в графическом виде или в виде таблицы.

Варианты систем для выполнения лабораторной работы: 1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) фотоаппарат; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

 

2.4 Содержание отчета

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

2.5 Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия модели и модели состава системы.

2.Дайте определение подсистемы системы и ее элемента.

3.В чем отличие модели «черный ящик от модели состава системы?

4.Назовите основные трудности построения модели состава системы.

5. Назовите основные требования к построению моделей.

 

Лабораторная работа №3 Построение структурной схемы системы

Цель работы: освоить построение структурной схемы.

3.1 Теоретические сведения

Модели "черного ящика", состава и структуры образуют еще одну модель, которую будем называть структурной схемой системы; в литературе встречаются также термины "белый ящик", "прозрачный ящик", подчеркивающие ее отличие от модели "черного ящика", а также термин "конструкция системы", который мы будем использовать для обозначения материальной реализации структурной схемы системы.

Перед моделированием внутренней структуры, то есть перед тем как набрать и связать друг с другом компоненты, необходимо определить и понять, зачем эти компоненты нужны (чтобы не включать лишних компонентов и связей между ними). Исходя из этого, вначале должны быть прописаны функции компонентов, затем прописывается последовательность функций компонентов, необходимая для проявления интегративного свойства системы. В структурной схеме указываются все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи определенных элементов с окружающей средой (входы и выходы системы). Так как все структурные схемы имеют нечто общее, то это побудило математиков рассматривать их как особый объект математических исследований. Пришлось абстрагироваться от содержательной стороны структурных схем. Оставив в рассматриваемой модели только общее для каждой схемы, в результате получилась схема, в которой обозначается только наличие элементов и связей между ними, а также (в случае необходимости) разница между элементами и между связями. Такая схема называется графом.

Следовательно, граф состоит из обозначений элементов произвольной природы, называемых вершинами, и обозначений связей между ними, называемых ребрами (иногда дугами). На рисунке 4.1 изображен граф, вершины которого обозначены кружками, ребра — линиями.

Рисунок 4.1 - Пример графа

Часто бывает необходимо отразить несимметричность некоторых связей; в таких случаях линию, изображающую ребро, снабжают стрелкой (в таком случае ребро становится дугой). Если направления связей не обозначаются, то граф называется неориентированным, при наличии стрелок — ориентированным (полностью или частично).

Пара вершин может быть соединена любым количеством ребер; вершина может быть соединена также сама с собой (тогда ребро называется петлей). Если в графе требуется отразить другие различия между элементами или связями, то либо приписывают разным ребрам различные веса (взвешенные графы), либо раскрашивают вершины или ребра (раскрашенные графы).

Графы могут изображать любые структуры, если не накладывать ограничений на пересекаемость ребер (рисунок 4.2.).

 

 

Рисунок 4.2 - Графы, соответствующие различным структурам: а) линейной; б) древовидной; в) матричной.

 

Некоторые типы структур имеют особенности, важные для практики, они выделены из других и получили специальные названия. Так, в организационных системах часто встречаются линейные, древовидные (иерархические) и матричные структуры; в технических системах чаще встречаются сетевые структуры; особое место в теории систем занимают структуры с обратными связями, которые соответствуют кольцевым путям в ориентированных графах.

3.2 Пример выполнения работы

Рассмотрим систему «синхронизируемые часы». Перед моделированием внутренней структуры определим, интегративное свойство системы – точное совпадения показаний с эталоном времени. Считаем, что согласно интегративному свойству в состав исследуемой системы входят три элемента: датчик, индикатор и эталон времени. Структурная схема исследуемой системы представлена на рисунке 3. 3.

 

5

Датчик 1 Индикатор 6

4 времени

 
 


2 3

 
 


Эталон

времени


Рисунок.3.3 - Структурная схема системы «синхронизируемые часы»

На рисунке 3.3 описанные связи указаны стрелками 1-3 между элементами. Вход 4 изображает поступление энергии извне, вход 5 соответствует регулировке индикатора, вход 6 - показанию часов.

 

3.3 Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. По названию и назначению заданной системы определите ее интегративное свойство.

3. В соответствии с интегративным свойством исследуемой системы определите компоненты и связи системы, в том числе с объектами окружающей среды.

4. Постройте структурную схему системы

Варианты систем для выполнения лабораторной работы: 1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

 

3.4 Содержание отчета

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

 

3.5 Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия структурной схемы модели.

2. Назовите определение интегративного свойства системы.

3. Назовите порядок построения структурной схемы модели.

4. Назовите основные требования к построению моделей.

5. Приведите примеры построения структурной схемы системы в виде графа.

Лабораторная работа №4. Выбор. Сведение многокритериальной задачи

к однокритериальной

Цель работы: освоить способ определения наилучшей альтернативы «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».

4.1 Теоретические сведения

Будем представлять принятие решения как действие над множеством альтернатив, в результате которого получается подмножество выбранных альтернатив. Сужение множества альтернатив возможно, если имеется способ сравнения альтернатив и определение наиболее предпочтительных. Каждый такой способ называют «критерием предпочтения». Обратим внимание на то, что при таком описании выбора считают само собой разумеющимися, уже пройденными, два чрезвычайно важных этапа системного анализа:

1) порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять выбор;

2) определение целей, ради достижения которых производится выбор.

Будем считать, что исходное множество альтернатив уже задано и преследуемые нами цели определены настолько детально, что уже имеются критерии оценки и сравнения любых альтернатив.

Самым простым и наиболее развитым (быть может, поэтому чаще употребляемым) является критериальный язык выбора. Такое название языка связано с основным предположением, состоящим в том, что каждую отдельно взятую альтернативу можно оценить конкретным числом (значением критерия), и сравнение альтернатив сводится к сравнению соответствующих им чисел.

Пусть – некоторая альтернатива из множества . Считается, что для всех может быть задана функция , которая называется критерием (критерием качества, целевой функцией, функцией предпочтения, функцией полезности) и обладает тем свойством, что если альтернатива предпочтительнее (будем обозначать это ), то и обратно. Если теперь сделать еще одно важное предположение, что выбор любой альтернативы приводит к однозначно известным последствиям (т.е. считать, что выбор осуществляется в условиях определенности) и заданный критерий численно выражает оценку этих последствий, то наилучшей альтернативой является, естественно, та, которая обладает наибольшим значением критерия:

, (4.1)

Задача отыскания , простая по постановке, часто оказывается сложной для решения, поскольку метод ее решения определяется как характером множества , так и характером критерия .

Чаще всего на практике оценивание любого варианта единственным числом оказывается неприемлемым упрощением. Более полное рассмотрение альтернатив приводит к необходимости оценивать их не по одному, а по нескольким критериям, качественно различающимся между собой. Например, при выборе конструкции самолета проектировщикам следует учитывать множество критериев: технических, технологических, экономических, социальных, эргономических и пр.

Даже в обычной жизни при выборе мы почти никогда не используем единственный критерий: вспомним хотя бы затруднения при выборе подарка ко дню рождения или при выборе места стоянки в турпоходе. Для упрощения процесса поиска наилучшей альтернативы рассмотрим способ «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной». Итак, пусть для оценивания альтернатив используется несколько критериев . Как же тогда осуществлять выбор? Вышеуказанный способ состоит в том, чтобы многокритериальную задачу свести к однокритериальной. Это означает введение суперкритерия, т.е. скалярной функции векторного аргумента:

. (4.2)

Суперкритерий позволяет упорядочить альтернативы по величине , выделив тем самым наилучшую (в смысле этого критерия). Вид функции определяется тем, как мы представляем себе вклад каждого критерия в суперкритерий. Обычно используют аддитивные или мультипликативные функции:

, (4.3)

, (4.4)

Коэффициенты обеспечивают, во-первых, безразмерность числа (частные критерии могут иметь разную размерность) и, во-вторых, в необходимых случаях, как в формуле (5.4), выполнения условия . Коэффициенты и отражают относительный вклад частных критериев в суперкритерий.

Итак, при данном способе задача сводится к максимизации суперкритерия:

. (4.5)

4.2 Примеры выполнения работы

С помощью способа «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной» определим суперкритерий для поиска наилучшей альтернативы системы «мотоцикл». Определим и перечислим основные критерии оценки системы «мотоцикл» и их единицы измерения: стоимость (у. е.), максимальная скорость (км/ч), разгон до 100 км (с), пробег (км), вес мотоцикла (кг), мощность двигателя (л. с.), расход топлива на 100 км (л).

Суперкритерий представим в виде аддитивной функции:

. (4.6)

 

Основные значения коэффициентов и представлены в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1 - Основные критерии и значения коэффициентов и .

Наименование критерия Единица измерения Коэффициент Коэффициент
q1 Стоимость у. е. 1/1000 1/у. е.
q2 Максимальная скорость км/ч 1/30 1/км/ч
q3 Разгон до 100 км с   1/с
q4 Пробег км 1/100000 1/км
q5 Вес мотоцикла кг 1/30 1/кг
q6 Мощность двигателя л. с. 1/20 1/л. с.
q7 Расход топлива на 100 км л 1.5 1/л

 

Для определения суперкритерия нахождения наилучшей альтернативы системы «мотоцикл», используя формулу (4.3), получим следующую зависимость:

q0(х) = - q1(х) / 1000 у.е. + q2(х) / 30 км /ч - q3(х)/с - q4 (х) / 100000 км +

q5 (х)/30 кг + q6 (х)/ 20 л. с. - q7 (х)/ 1,5 л.

4.3 Порядок выполнения лабораторной работы

1. Изучите теоретическую часть данной лабораторной работы.

2. Определите существенные критерии для оценки заданных альтернатив.

3. Определите величину и размерность коэффициентов.

4. Выберите необходимую функцию для определения суперкритерия.

5. Представьте суперкритерий в виде математической зависимости.

Варианты систем для выполнения лабораторной работы: 1) процессор; 2) материнская плата; 3) ПЭВМ; 4) звуковая карта; 5) видеокарта; 6) монитор; 7) телефон; 8) автомобильная сигнализация; 9) автомат по сортировке овощей; 10) сканер.

4.4 Содержание отчета

Отчет должен включать: 1) цель работы; 2) исходные данные; 3) задачи работы; 4) теоретические сведения; 5) ход выполнения работы; 6) выводы.

4.5 Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «выбор».

2. Назовите основные требования для определения коэффициентов.

3. Назовите достоинство и недостатки способа «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

Курсовая работа является заключительным этапом изучения предмета «Общая теория систем». Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков, полученных на лекционных занятиях, развитие умения построения моделей состава и моделей структуры объектов современных информационных технологий.

Основными задачами курсовой работы являются: 1) разработка модели состава заданного объекта; 2) разработка структурной схемы заданного технического устройства или программного продукта с выявлением иерархической структуры рассматриваемого объекта; 3) выбор технического решения, наиболее полно удовлетворяющего заданию по курсовой работе. Выбор производится из нескольких возможных технических решений на основании анализа достижений в области информационной и радиоэлектронной техники.

Тематика курсовой работы по специальности определяется следующи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: