МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ




МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ

Р. Р. Калинииа

«Рисунок воспитателя»

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?

Материалы: белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик

 

Проведение диагностики

После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»

Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)

 

Анализ рисунка

При анализе рисунков необходимо учитывать особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?»

Размер фигуры воспитателя: чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим для ребенка данный воспитатель. Однако это може6т быть как положительная эмоциональная значимость (любовь, привязанность), так и отрицательная (настороженность, страх). Чтобы определить знак эмоциональной значимости, необходимо проанализировать другие параметры рисунка.

Если фигура воспитателя изображена маленькой (занимает менее 1/5 части листа), это может говорить о негативном отношении к воспитателю, малыш как бы стремится приуменьшить его значение в собственной жизни.

Детализация фигуры воспитателя. Подробное прорисовывание фигуры воспитателя, ее декорирование с изображением множества деталей (сережки, узоры на одежде, наличие различных украшений и т.д.) свидетельствуют об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю, привязанности к нему (девочки нередко любимых воспитательниц изображают принцессами в роскошных нарядах и с невероятными прическами). Схематическое изображение фигуры воспитателя «нечаянный» пропуск основных частей тела при рисовании например рук, рта, глаз, зачастую указывают нам на несложившиеся отношения между ребенком и воспитателем, на негативные эмоции ребенка, связанные с данным педагогом.

Показатели агрессии. Еще одним способом выражения негативного отношения к воспитателю в рисунке – это изображение признаков его угрожающего поведения. В научной литературе такие признаки обозначаются как показатели агрессии. К ним можно отнести:

· выделенный, заштрихованный красный рот (обычно такие воспитатели легко переходят на крик или используют в общении с детьми нелестные для них эпитеты),

· длинные пальцы или ногти на руках,

· взлохмаченные волосы,

· угрожающая поза фигуры

Качество линий. При анализе рисунков различают линии хорошего качества, линии с сильным нажимом, слабые прерывистые и штриховку. Как показывает опыт использования данного теста в детском саду, линии хорошего качества свидетельствуют о психологическом, в том числе и эмоциональном благополучии. Большое количество штриховки на рисунке (особенно при изображении фигуры воспитателя) свидетельствует о состоянии тревоги, в котором находится ребенок при общении с данным воспитателем. Сильный нажим (когда линии продавливают «дорожки» на листе бумаги) скорее будут свидетельствовать о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой диагностикой, либо с особенностями темперамента ребенка, либо с другими причинами. Слабые прерывистые линии часто свидетельствуют либо об ослабленном состоянии ребенка, либо о наличии у него неуверенности, нерешительности как личностной характеристики, которая проявляется в большинстве жизненных ситуаций, а не только при общении с воспитателем

Наличие дополнительных изображений. В связи с тем, что ребенку предлагается нарисовать только воспитателя, необходимо обратить внимание на изображение предметов, пейзажа и т.д. вокруг его фигуры. Преобладание на рисунке предметов мебели, домов и др. неодушевленных предметов, среди которых «затерялась» небольшая фигура воспитателя, может свидетельствовать о нежелании ребенка тесно общаться с ним, возможно о негативных эмоциях, переживаемых ребенком при общении с воспитателем. Тем самым ребенок как бы оттягивает момент встречи (пусть даже в таком опосредованном виде) с несимпатичным ему человеком. Если рядом с воспитателем изображен сам ребенок, цветы, зелень, птицы – это показатель доверительности и симпатии. Если вы видите у фигуры педагога несуществующие части - какие-то наросты, выпуклости, нехарактерные для человеческой фигуры, то это тревожный знак и негативное мнение ребенка об этом педагоге.

Использование цвета. При анализе цветовой характеристики рисунка необходимо учитывать как количество использованных цветов при изображении фигуры, так и их психологическое значение.

Что касается количества, то этот показатель связан с декорированием фигуры воспитателя: чем более приятен ребенку педагог, тем больше сил и времени он тратит на его изображение, используя различные цвета. Особенно у детей старшего возраста можно наблюдать ощутимый контраст при изображении любимого и нелюбимого воспитателя: при рисовании первого используются почти все карандаши, и в основном яркие, а при изображении второго – буквально два, и то не самых приятных (нередко это сочетание черного и красного цветов). Психологическое значение цветов:

Желтый – яркие положительные чувства, интерес, веселость, стремление к общению.

Красный – активность, как положительная (радостный), так и отрицательная (агрессивность), возбуждение.

Синий – спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении.

Зеленый – настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира.

Фиолетовый – чувственность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.

Коричневый – напряжение, антипатия, чувство вины.

Серый – безликость, безразличие, слабость, усталость, пассивность, стремление побыть в одиночестве.

Черный – негативизм, отторжение, страх, протест, отвержение.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ

Р. Р. Калинииа

«Рисунок воспитателя»

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?

Материалы: белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик

 

Проведение диагностики

После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»

Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: