Закон гармонизирующего диалога




Определения риторики, ее история и появление как науки.

Риторика родилась в Древней Греции.

«Мало знать самому, нужно уметь передать информацию другому»

Вопросы риторики:

1) Как сказать так, чтобы тебя слУшали?

2) Как сказать так, чтобы тебя слЫшали?

3) Как сказать так, чтобы слЫшали и слУшали?

4) Как сказать так, чтобы тебя понимали?

«Способность говорить равноправна способности думать»

Тенденции с античного мира:

1) Риторическая

2) Софистическая

Софистическая тенденция:

1) Победить любой ценой

2) Право на истину у говорящего

3) Слово как инструмент

Риторическая тенденция:

1) Стремление к истине

2) Слово не должно быть обращено против слушателя

3) Технология сотрудничества

Риторика – как формат эффективного общения + русский язык

 

 

Речь (вершина айсберга)

РИТОРИКА

 

 


Психология Мировозрение философии

(точки опоры)

Риторика оторвалась от философии => риторика – 2 наука после философии.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ

 

1) Риторика – наука о правильной, красивой, целесообразной и эффективной речи.

Правильно – это наука о русском языке и культуре речи (не связано с риторикой)

Красиво – не прямая связь с риторикой

Целесообразность (уместность) – наука о стилистике (не совсем риторика)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ – результативность => риторика – наука об эффективной речи.

 

2) Риторика – наука об убеждающей речи. (Аристотель)

 

3) Риторика – наука о всякой вещи красно говорить. (М. В. Ломоносов)

! Средство выразительности – способ привить внимание слушателя.

4) Риторика (поэтика) – способ пробудить в слушателе его собственное внутреннее слово, т.е. говорить с человеком и затронуть его интересы. (Авдонский)

 

5) Риторика – надфилологическая, персоналитическая наука. (А.А. Горький)

 

РЕЧЕВОЙ ИДЕАЛ

Речевой идеал – это стихийно сложившиеся в обществе представление о качествах, которые характеризуют хорошую речь.

3 качества хорошей речи античного мира:

 

1) Этос – нравственное этническое составляющее речи/лучше слушается и запоминается => мировоззрение, соблюдение нравственных, этнических начал.

 

2) Пафос – отречие эмоциональности => артистизм (внешний – мимика, убежденность, жесты/эмоции; внутренний – пластика).

 

3) Логос – правильность речи.

1 позиция – соответствие речевым нормам языка.

2 позиция – правильность постановленного текста.

 

Искусство оратора и риторический канон

Риторический подход к речи – следование за истиной/сотрудничество.

! Уважение к слушателю – внимание к самому слушателю, но и к его ценностям (то, что ему важно) + позитивность и заинтересованность + понимание значимости.

!!!«Не пробуждай в слушателе низкого и низменного»!!!

Самый финальный аргумент оратора – его собственная жизнь + литература.

Качества оратора:

1) Кругозор;

2) Безупречность;

3) Личностные качества;

4) Высокие моральные ценности.

Что такое идеал?

Выбор Решение Ответственность (ВРО) делает нас эффективными.

Риторический канон

Риторический канон – это создание и презентация связанного в высказывании. (Как создать и презентовать)

Рит. канон состоит из 5 частей

Первые 3 части описывают создание письменного текста

4 и 5 части относятся к устному тексту

1.Инвенцио 2.Диспозицио 5.Текст 3.Элокуцио 4.Леморио
Изобретение содержания текста: а) тема б) работа с материалом (поиск; оценка; отбор; выбор) в) опред. и убежденнос. Расположение изобретенного текста: а) если текста нет => план б) схема ВРО в) экспролет   Украшение изобретенного текста: а) редактирование текста б) текст-идеал       план Запоминание В основе любого текста лежит мысль

 

+ Акцио – произношение речи

Законы риторики

Выбор языковых средств зависит от:

Личностные факторы

Язык Речь Образование Слушатель

Этикет

Воспитание

Акцио. Законы эффективного общения

Законы риторики – наиболее общие закономерности, построение эффективного речевого взаимодействия.

Законы носят практико-ориентированный характер, т.к. формулировались в ходе наблюдения за эффективным общением и проверялись в ходе этого же самого общения.

Законы носят иерархический характер. Центральное место имеет 1 закон, остальные второстепенные.

Законы:

1) Закон гармонизирующего диалога (гармония и диалог)

S – субъект, О – объект.


S S S O

 


! Чтобы общение было эффективным, оно должно строиться в формате сотрудничества на основе совместной деятельности.

 

2) Закон продвижения и ориентации адресата.

Для того, чтобы общение было эффективным, слушатель должен знать на каком этапе речи он находится.

План речи:

 

 


А Б

Цель: Провести слушателя из точки А в точку Б.

Стрелочки – интервал времени на тему разговора, которая является основной.

Промежутки между стрелочками – перерывы с небольшими отступлениями (шутки, истории из личного опыта, приведение различных примеров и т.д.). Они нужны чтобы слушателю было интересно вас слушать, также эти перерывы помогают расслабиться вам и вашему оппоненту.

 

3) Закон эмоциональности.

(Смотреть в пафос)

 

4) Закон удовольствия.

Чтобы общение было эффективным, оно должно доставлять удовольствие (хотя бы одному – говорящему)

! Любование страха – риторическое кокетство.

 

Закон гармонизирующего диалога

1) Способы воздействия;

2) Уровни общения (авторитарный, либеральный, демократический);

3) Параметры интеллекта, уровень общения (сила/слабость, дружественность/враждебность, позиционность/деловитость).

! Признаки хорошего общения – группа ведет себя тихо и управляема.

1.1 Стратегия страха не перспектива – это в минус;

1.2 Стратегия интереса вседозволенность;

2.1. Уровни продуктивного общения;

Уровень общения предъявляет и поддерживает говорящий.

2.2. Говорящий несет ответственность за все, что случилось в аудитории.

2.3. Процесс формирования определенного уровня общения - длительный и требует усилий со стороны говорящего.

 

УРОВНИ ОБЩЕНИЯ

Ур.общ/Сво-ва Авторитарный Либеральный Демократичный
Говорящий + + / - +
Слушатель - + +
Свойства Дискомфорт для слушателя (-); Право на истину только у говорящего (-); Высокий уровень дисциплины(+); «Делай по образцу» (-); Тишина и управляемость/ Стремление избежать порицания (-).   Стресс Низкий уровень дисциплины и управления (-); Не репродуктивный процесс обучения (-); Не творческий процесс обучения (-); Качество обучения низкое (-). Разумность требований учителя; Уважение личности слушающих; Соблюдение гармонизирующего диалога; Соблюдение этоса и речевого идеала.

 

 

! Говорящий должен быть сильнее слушателя.

Признаки силы:

1) Естественность темпа речи и скорости говорящего;

Реакция на конфликтную ситуацию;

Механические движения

Много лишних движений (суетливость) СЛАБОСТЬ

Многословие

 

2) Сила – право на паузу.

Перераспределение речевой инициативы/ Передать право на речь (сила говорящего);

Отнять право на речь (слабость говорящего).

 

3) Сила – спокойствие.

«Слабость – кричит / повышает голос, когда Сила - удивляется»

Сила визуального контакта тоже очень важна.

4) Установление и поддержка.

Эффект «лошадки» - не поворачивайся спиной + руки, взгляд, корпус нужно использовать для удержания внимания.

Эффект окопы – использование междометий с одобрительной интонацией.

Прием Леккора – сокращение дистанции как способ воздействия.

 

 

Теория риторического поля:

Каждый слушатель в группе принимает на себя и порицание и одобрение, высказанное говорящим кому-то другому.

 

Дружественность/Враждебность

 


Параметр совпадения интересов

! Если слушатель ощущает единство интересов своих и говорящего, то посыл говорящего ощущается как дружественность.

 


Позиционность/Деловитость

Описывание цели говорящего

Деловитость – нацеленность на результат.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: