Определения риторики, ее история и появление как науки.
Риторика родилась в Древней Греции.
«Мало знать самому, нужно уметь передать информацию другому»
Вопросы риторики:
1) Как сказать так, чтобы тебя слУшали?
2) Как сказать так, чтобы тебя слЫшали?
3) Как сказать так, чтобы слЫшали и слУшали?
4) Как сказать так, чтобы тебя понимали?
«Способность говорить равноправна способности думать»
Тенденции с античного мира:
1) Риторическая
2) Софистическая
Софистическая тенденция:
1) Победить любой ценой
2) Право на истину у говорящего
3) Слово как инструмент
Риторическая тенденция:
1) Стремление к истине
2) Слово не должно быть обращено против слушателя
3) Технология сотрудничества
Риторика – как формат эффективного общения + русский язык
Речь (вершина айсберга)
РИТОРИКА |
Психология Мировозрение философии
(точки опоры)
Риторика оторвалась от философии => риторика – 2 наука после философии.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ
1) Риторика – наука о правильной, красивой, целесообразной и эффективной речи.
Правильно – это наука о русском языке и культуре речи (не связано с риторикой)
Красиво – не прямая связь с риторикой
Целесообразность (уместность) – наука о стилистике (не совсем риторика)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ – результативность => риторика – наука об эффективной речи.
2) Риторика – наука об убеждающей речи. (Аристотель)
3) Риторика – наука о всякой вещи красно говорить. (М. В. Ломоносов)
! Средство выразительности – способ привить внимание слушателя.
4) Риторика (поэтика) – способ пробудить в слушателе его собственное внутреннее слово, т.е. говорить с человеком и затронуть его интересы. (Авдонский)
5) Риторика – надфилологическая, персоналитическая наука. (А.А. Горький)
РЕЧЕВОЙ ИДЕАЛ
Речевой идеал – это стихийно сложившиеся в обществе представление о качествах, которые характеризуют хорошую речь.
3 качества хорошей речи античного мира:
1) Этос – нравственное этническое составляющее речи/лучше слушается и запоминается => мировоззрение, соблюдение нравственных, этнических начал.
2) Пафос – отречие эмоциональности => артистизм (внешний – мимика, убежденность, жесты/эмоции; внутренний – пластика).
3) Логос – правильность речи.
1 позиция – соответствие речевым нормам языка.
2 позиция – правильность постановленного текста.
Искусство оратора и риторический канон
Риторический подход к речи – следование за истиной/сотрудничество.
! Уважение к слушателю – внимание к самому слушателю, но и к его ценностям (то, что ему важно) + позитивность и заинтересованность + понимание значимости.
!!!«Не пробуждай в слушателе низкого и низменного»!!!
Самый финальный аргумент оратора – его собственная жизнь + литература.
Качества оратора:
1) Кругозор;
2) Безупречность;
3) Личностные качества;
4) Высокие моральные ценности.
Что такое идеал?
Выбор Решение Ответственность (ВРО) делает нас эффективными.
Риторический канон
Риторический канон – это создание и презентация связанного в высказывании. (Как создать и презентовать)
Рит. канон состоит из 5 частей
Первые 3 части описывают создание письменного текста
4 и 5 части относятся к устному тексту
1.Инвенцио | 2.Диспозицио | 5.Текст | 3.Элокуцио | 4.Леморио |
Изобретение содержания текста: а) тема б) работа с материалом (поиск; оценка; отбор; выбор) в) опред. и убежденнос. | Расположение изобретенного текста: а) если текста нет => план б) схема ВРО в) экспролет | Украшение изобретенного текста: а) редактирование текста б) текст-идеал план | Запоминание В основе любого текста лежит мысль |
+ Акцио – произношение речи
Законы риторики
Выбор языковых средств зависит от:
Личностные факторы
Язык Речь Образование Слушатель
Этикет
Воспитание
Акцио. Законы эффективного общения
Законы риторики – наиболее общие закономерности, построение эффективного речевого взаимодействия.
Законы носят практико-ориентированный характер, т.к. формулировались в ходе наблюдения за эффективным общением и проверялись в ходе этого же самого общения.
Законы носят иерархический характер. Центральное место имеет 1 закон, остальные второстепенные.
Законы:
1) Закон гармонизирующего диалога (гармония и диалог)
S – субъект, О – объект.
S S S O
! Чтобы общение было эффективным, оно должно строиться в формате сотрудничества на основе совместной деятельности.
2) Закон продвижения и ориентации адресата.
Для того, чтобы общение было эффективным, слушатель должен знать на каком этапе речи он находится.
План речи:
А Б
Цель: Провести слушателя из точки А в точку Б.
Стрелочки – интервал времени на тему разговора, которая является основной.
Промежутки между стрелочками – перерывы с небольшими отступлениями (шутки, истории из личного опыта, приведение различных примеров и т.д.). Они нужны чтобы слушателю было интересно вас слушать, также эти перерывы помогают расслабиться вам и вашему оппоненту.
3) Закон эмоциональности.
(Смотреть в пафос)
4) Закон удовольствия.
Чтобы общение было эффективным, оно должно доставлять удовольствие (хотя бы одному – говорящему)
! Любование страха – риторическое кокетство.
Закон гармонизирующего диалога
1) Способы воздействия;
2) Уровни общения (авторитарный, либеральный, демократический);
3) Параметры интеллекта, уровень общения (сила/слабость, дружественность/враждебность, позиционность/деловитость).
! Признаки хорошего общения – группа ведет себя тихо и управляема.
1.1 Стратегия страха не перспектива – это в минус;
1.2 Стратегия интереса вседозволенность;
2.1. Уровни продуктивного общения;
Уровень общения предъявляет и поддерживает говорящий.
2.2. Говорящий несет ответственность за все, что случилось в аудитории.
2.3. Процесс формирования определенного уровня общения - длительный и требует усилий со стороны говорящего.
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ
Ур.общ/Сво-ва | Авторитарный | Либеральный | Демократичный |
Говорящий | + | + / - | + |
Слушатель | - | + | + |
Свойства | Дискомфорт для слушателя (-); Право на истину только у говорящего (-); Высокий уровень дисциплины(+); «Делай по образцу» (-); Тишина и управляемость/ Стремление избежать порицания (-). Стресс | Низкий уровень дисциплины и управления (-); Не репродуктивный процесс обучения (-); Не творческий процесс обучения (-); Качество обучения низкое (-). | Разумность требований учителя; Уважение личности слушающих; Соблюдение гармонизирующего диалога; Соблюдение этоса и речевого идеала. |
! Говорящий должен быть сильнее слушателя.
Признаки силы:
1) Естественность темпа речи и скорости говорящего;
Реакция на конфликтную ситуацию;
Механические движения
Много лишних движений (суетливость) СЛАБОСТЬ
Многословие
2) Сила – право на паузу.
Перераспределение речевой инициативы/ Передать право на речь (сила говорящего);
Отнять право на речь (слабость говорящего).
3) Сила – спокойствие.
«Слабость – кричит / повышает голос, когда Сила - удивляется»
Сила визуального контакта тоже очень важна.
4) Установление и поддержка.
Эффект «лошадки» - не поворачивайся спиной + руки, взгляд, корпус нужно использовать для удержания внимания.
Эффект окопы – использование междометий с одобрительной интонацией.
Прием Леккора – сокращение дистанции как способ воздействия.
Теория риторического поля:
Каждый слушатель в группе принимает на себя и порицание и одобрение, высказанное говорящим кому-то другому.
Дружественность/Враждебность
Параметр совпадения интересов
! Если слушатель ощущает единство интересов своих и говорящего, то посыл говорящего ощущается как дружественность.
Позиционность/Деловитость
Описывание цели говорящего
Деловитость – нацеленность на результат.