Местные органы власти и управления




 

Накануне Октябрьской революции на местах существовали городские и земские органы самоуправления, Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления.

II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд также объявил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства на местах. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.

Власть на местах переходила к Советам. Уже к концу 1917 г. насчитывалось 30 исполкомов губернских Советов, 121 городской исполком, 286 уездных, 6088 волостных исполкомов. Вместе с район­ными и областными Советами на местах было образовано 7550 органов управления, в которых работало свыше 100 тыс. трудящихся. Строи­тельство новых органов государственной власти и государственного управления на местах проходило в условиях ожесточенной классовой борьбы, наталкивалось на разного рода трудности, вызванные хозяй­ственной разрухой, отсутствием подготовленных кадров и т. д.

Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных в том числе и из местных Советов. Местные Советы создавали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), что усиливало их власть.

Советское государство избирательно подошло к земским и городским органам самоуправления. Там, где они активно выступили против Советской власти, их упраздняли. Если они были лояльны, их временно сохраняли, пока местные Советы не создали своего аппарата. Этот процесс завершился к августу 1918 г.

Строительство государственного аппарата на местах характери­зовалось активным стремлением трудящихся к созданию полновласт­ных органов государственной власти и государственного управления. Широкое местное правотворчество приводило к разнообразию структуры аппарата местных Советов, они порой копировали центральный аппарат (так, во многих губерниях и даже уездах и волостях создавались свои Советы народных комиссаров, порой с наркоматом по иностранным делам).

В целях унификации местных органов власти НКВД обратился 24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов и разослал инструкции "О правах и обязанностях Советов". В ней отмечалось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов. Это был важный шаг к единой государственной системе с иерархией властных полномочий.

На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на который они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю текущую работу по управлению.

Местные Советы могли производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, производить аресты, распускать общественные организации, призывавшие к активному противодействию или свержению Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государственном финансировании.

Первой по числу депутатов партией в местных Советов были большевики. Так, по данным съездов губернских Советов в 19 губерниях в первой половине 1918 г., большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров - около 25%. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены представители эсеров (правых и центра) и РСДРП (меньшевиков), и предлагалось всем Советам "удалить представителей этих фракций из своей среды".

Центральные органы Советского государства активно воздейство­вали на местные органы, максимально пробуждая и организуя их ини­циативу и революционные действия. Налаживая руководство местными органами, Совет Народных Комиссаров исходил из указаний В. И. Ленина о том, что местные Советы являются полновластными органами, которые сами должны решать все местные дела.

Конституция РСФСР 1918 г. содержала специальный раздел, нормы кото­рого регулировали организацию аппарата местного управления. Орга­нами этого аппарата в областях, губерниях (округах), уездах (районах) и волостях были соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты. В городах и селениях — Советы депутатов, избиравшие исполнительные комитеты.

Исполкомы находились под контролем соответ­ствующих Советов. Существенное значение для правильной организации работы органов государственной власти на местах имело четкое консти­туционное закрепление их статуса. Ст. 56 Конституции РСФСР 1918 г. устанавливала: «В границах своего ведения съезд Советов (областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной терри­тории власть; в период же между съездами такой властью является исполнительный комитет».

В соответствии со ст. 61 Конституции областные, губернские, уезд­ные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имели предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех поста­новлений соответствующих высших органов Советской власти; б) приня­тие всех мер к культурному и хозяйственному подъему данной террито­рии; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: