КАК ИСТОЧНИК ПО ЭТНОГРАФИИ ОБСКИХ УГРОВ




Шубин Валерий Вениаминович

 

ТОМСКИЙ КИНОАРХИВ В. Н. ЧЕРНЕЦОВА

КАК ИСТОЧНИК ПО ЭТНОГРАФИИ ОБСКИХ УГРОВ

 

 

Аннотация. Статья посвящена истории создания и последующего исследования киноархива В. Н. Чернецова ­ одного из первых учёных, кто проводил киносъёмку медвежьего праздника в 1948 г. у обских манси (вежакорской локальной группы на р. Горная Обь) и у северной группы хантов на р. Казым. На основе изучения архивных киноматериалов, хранящихся в Музее археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета (МАЭС ТГУ), делается вывод об уникальности данного исторического источника информации и необходимости приравнивания его к объектам нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа.

Ключевые слова: киноархив В. Н. Чернецова, медвежий праздник, киносъёмки, этнографические экспедиции.

 

Выдающийся отечественный этнограф и археолог Валерий Николаевич Чернецов (1905 ­­ 1970) ­ автор таких известных публикаций, как «Древняя история Нижнего Приобья» (1953), которая является первой попыткой создания периодизации археологических памятников Северо-Западной Сибири, а также работы «The Prehistory of Western Siberia» (1974), подготовленной им совместно с его женой и соавтором ­ археологом Вандой Иосифовной Мошинской, и изданной в США уже после смерти В. Н. Чернецова (Чернецов 1953; Chernetsov, Mozhinskaya1974). Также широко известной является его публикация «Bärenfest bei den ob-ugriern» [«Медвежий праздник у обских угров»] (1974) опубликованная в сборнике «Acta Etnographica Acadcmiae Scientiarum Hungaricae» в 1974 г. в г. Будапеште; перевод с немецкого и издание на русском языке были выполнены Н. В. Лукиной в 2001 г. (Чернецов 2001). Подробнее о публикациях В. Н. Чернецова см.: (Лукина, Рындина 1985: 71). Его научному творчеству была посвящена также публикация З. П. Соколовой «Воспоминания о В. Н. Чернецове (к 100-летию со дня рождения)» (Соколова 2006). Полевые экспедиционные материалы В. Н. Чернецова, собранные в период 1925 ­­ 1938 гг., были изданы в 1987 г. в Томске как «Источники по этнографии Западной Сибири», подготовкой их к публикации занимались томские этнографы ­ Н. В. Лукина и О. М. Рындина.

После смерти учёного В. И. Мошинская в период 1979 ­­­ 1980 гг. безвозмездно передала архив В. Н. Чернецова, состоящий из полевых дневников, рукописных и машинописных работ, рисунков, фото- и киноматериалов, в Томск ­ в Музей археологии и этнографии Сибири ТГУ. Обоснование передачи этих материалов из Москвы в один из музеев г. Томска Н. В. Лукина видит в следующем: «Этот Музей входит [входил в 1980-е гг.] в Проблемную научно-исследовательскую лабораторию, занимающуюся разработкой тематики, которой посвятили свою деятельность В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская» (Лукина, Рындина 1985: 71). В результате в МАЭС ТГУ сформировался богатейший архивный фонд В. Н. Чернецова под № 869, насчитывающий 157 единиц хранения (дел). Архив включает в себя 481 рисунок, 761 фотоснимок, более 600 негативов и позитивов на стекле и фотоплёнке, киноматериалы в четырёх фильмостатах количеством 22 единицы. О содержании и судьбе этнографического архива В. Н. Чернецова подробно рассказано Н. В. Лукиной и О. М. Рындиной в публикации «Этнографический архив В. Н. Чернецова» (1985) (Лукина, Рындина 1985: 72 ­­­ ­73).

Передача архива происходила в Москве в январе 1980 г. (принимала архив и перевозила его в Томск Н. В. Лукина). Во время передачи архива с Вандой Иосифовной Мошинской была проведена беседа о создании кинофильма «Медвежий праздник», который она и В. Н. Чернецов снимали в 1948 г. Запись этой беседы задокументирована и передана Н. В. Лукиной на хранение в архив МАЭС ТГУ («О кинофильме «Медвежий праздник» дело № 158. 21, 22, 26 л.)

Целью данной статьи является введение в научный оборот новых данных, характеризующих историю сборов и хранения архивных киноматериалов В. Н. Чернецова, а также систематизация имеющегося киноматериала о медвежьем празднике. В ходе проводимого исследования, в центре которого был вопрос об обстоятельствах создания этнографических фильмов В. Н. Чернецова, была собрана следующая информация:

В начале 1930-х гг. Музеем антропологии и этнографии АН СССР были организованы этнографические и археологические экспедиции в Нижнее Приобье. В те годы В. Н. Чернецов, как рассказывала В. И. Мошинская, активно работал среди хантов и манси: «Зимой 1936 – 1937 гг. он совершил поездку в пос. Ялп-ус[1] на Оби для изучения периодических обрядов семилетнего цикла. При этом он присутствовал как на периодических «играх» в Ялп-усе, так и на спорадических обрядах, которые устраивают ханты и манси при добыче каждого медведя» (Чернецов 2001: 3).

В 1940 г., после переезда из Ленинграда в Москву, В. Н. Чернецов начал работать в Институте истории материальной культуры (позднее – Институт археологии АН СССР) и занимался в основном археологическими исследованиями. При анализе археологических данных он широко привлекал этнографические, лингвистические и фольклорные материалы (Лукина, Рындина 1985, 1987).

Весной 1948 г. В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская отправились в Обь-Иртышскую экспедицию, организованную Институтом истории материальной культуры и Институтом этнографии АН СССР, в ходе которой планировалась киносъёмка археологических раскопок в лагере Сузгун, и кроме того, предполагалась съёмка фильма о медвежьем празднике. В данной поездке В. Н. Чернецов снова посетил поселок Ялп-ус (Вежакоры). Н. В. Лукина, исследуя архив В. Н. Чернецова, отметила что: «В тот год в посёлке Вежакоры на р. Обь происходили завершающие празднества семилетнего обрядового цикла, связанного с культом медведя у обских угров. В. Н. Чернецов планировал снять об этом кинофильм, но из-за распутицы попасть на празднества не удалось» (Лукина, Рындина 1985: 73). Только в июне этого же года учёные смогли добраться в поселок Вежакоры.

Как вспоминает В. И. Мошинская, «в Вежакорах Валерия Николаевича сразу узнали: «Приехал Лозум-хум » (так звали его манси)» (см. Мошинская 1980). «Популярность же учёного среди манси была такова, что старики разрешили повторить обряды для киносъёмки» – поясняет Н. В. Лукина (Лукина, Рындина 1985: 73). По мнению К. А. Сагалаева, факт некоторой постановочности не убавил научной ценности отснятого материала: «несмотря на то, что ученому удалось снять лишь повторение праздника, устроенное специально для него, он все же сумел добиться требуемой аутентичности записи» (Сагалаев 2014: 97).

Киносъёмки медвежьего праздника В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская проводили двумя кинокамерами, вероятно, для достижения непрерывной фиксации продолжительных сюжетов ритуала. Исполнителями обряда были обские манси, которые относятся к вежакорской локальной группе, именуемой по официальному названию селения Вежакоры, расположенного на левом берегу р. Горная Обь. Самоназвание этой группы – Ялпус махум (Люди священного городка); свой локальный этноним они получили от названия святого места, которое находится напротив селения Вежакоры. Все члены группы – Ялпус махум являются обязательными участниками медвежьих игрищ (Бардина 2007: 151–155).

По сообщению В. И. Мошинской, непосредственной участницей съёмок медвежьего праздника, «…часть действий выполнялась в Длинном Доме[2], там мог снимать только В. Н. Чернецов». Самой В. И. Мошинской манси не разрешили снимать и даже входить в это помещение, но зато на улице, сообщает В. И. Мошинская: «они протанцевали все танцы, что мы хотели, и всё было снято» (см. Мошинская 1980).

В киноархиве В. Н. Чернецова находится плёнка с запечатленными на ней сценами с медвежьего праздника в п. Вежакоры под названием «Народные пляски и театр обских угров», в этот ролик вошли: 15 танцевально-костюмированных сцен, два кукольных представления и интермедия «Выбегают маски и своими кривляньями развлекают зрителей».

В заключительной части медвежьего праздника, рассказывает В. И. Мошинская, были сняты уникальные кадры: «Самое интересное – финал. Он не известен почти никому из манси, так как происходит в тайне, в лесу. <…> Там хранится часть одежды исполнителей, которую они там же и надевают. Остальная одежда хранится в посёлке, у специальных людей. В лесу сняты маски в конских хвостах, они видимо символизируют менквов» (см. Мошинская 1980). В киноархиве В. Н. Чернецова этот сюжет обозначен титрами «Танец семи Менквов»,где зафиксирован обряд «посещения». ­ Действие происходит в лесу возле священного лабаза, семеро участников исполняют ритуальные танцы в масках из конских хвостов. По данным Р. К. Бардиной, у вежакорской группы «был общий дух-покровитель Консынг ойка (Когтистый старик). Местонахождение его святилища – Ялпынг-ус (Священный город) или Лув-ус (Лошадинный город), расположенный на правом берегу р. Горная Обь» (Бардина 2007: 151). Вероятно, там В. Н. Чернецов и снимал финальную часть медвежьего праздника.

В тот же год были отсняты кадры медвежьего праздника на р. Казым. В. И. Мошинская вспоминает об этом следующее: «После Вежакор заехали на Казым, сняли там танцы для медведя. Они ­ другие, чем в Вежакорах» (см. Мошинская 1980). Киносъёмки медвежьего праздника на реке Казым проходили в юртах Мозямских, жители которых ­­ ханты из рода Пентаховых, относящихся, по данным З. П. Соколовой, к фратрии Пор (Соколова 1983: 27). По мнению Н. В. Лукиной, члены фратрии Пор представляются кровными родственниками и ведут свое происхождение от одного мифологического предка, которым является – медведь (Лукина 1990: 12 – 13).

В архивных материалах В. Н. Чернецова казымские съёмки обозначены титрами «Казым», а сцены медвежьего праздника под титрами «Ханты исполнили танцы и комическую сцену из цикла «Медвежьего праздника» включающие в себя: комическую сцену «Рыбак и вор», танец «Муж с женой», танец «Обской девушки» и «Мужские и женские танцы». Помимо танцев и интермедии, там присутствуют также этнографические зарисовки на темы хантыйского быта обозначенные титрами: «Кузнец», «Выцарапавание узора на берестяной коробке», «Раскраска ольховым отваром замши для летней обуви» и др.

Как отмечает Н. В. Лукина, «основной фильм о медвежьем празднике со временем В. Н. Чернецовым был утерян, и в архиве находится второй вариант, созданный по кадрам, не вошедшим в первый фильм. Имеются и другие киноматериалы: о поездке на р. Казым, археологических раскопках и пр.» (Лукина, Рындина 1985: 73). В своей беседе В. И. Мошинская уточняет: «Новый вариант тоже показывали много раз в течение последних 15 лет. Он находится в коробках с надписью «Основной позитив» (см. Мошинская 1980).

В начале 1970-х большую работу по сохранению киноматериалов В. Н. Чернецова проделал известный советский композитор Б. А. Чайковский (муж сестры В. И. Мошинской - Янины Иосифовны). По воспоминаниям В. И. Мошинской, «Б. А. Чайковский частично сам, частично с помощью специалистов изготовил негатив с основного позитива. Этот негатив также в архиве, на коробках сделаны надписи «Негатив». С этого негатива изготовлен «Дубль-позитив» ­­ уточняет В. И. Мошинская (см. Мошинская 1980).

В конце 1980-х гг. сотрудниками киностудии «ТГУ-фильм»[3] А. Н. Михалёвым и автором данной статьи под руководством Н. В. Лукиной была проведена реставрационная работа (склейка, увлажнение, чистка) архивных киноплёнок В. Н. Чернецова. В 1990 г. на базе университетской киностудии был снят и смонтирован, в том числе из этих архивных киноматериалов, кинофильм об учёном под названием «Валерий Николаевич Чернецов» (Шубин 2016: 87).

Инициатором создания фильма и его автором выступала Н.В. Лукина. Кинофильм создавался на основе личного архива В. Н. Чернецова, состоящего из архивных фотографий, рисунков, дневников и рукописей. В фильме освещается весь творческий путь учёного, который удалось восстановить Н. В. Лукиной, в том числе и по архивным киноматериалам В. Н. Чернецова.

В эту ленту вошли также фрагменты из кинофильма «Археологи из Томска» (1983) о работе археологической экспедиции ТГУ в 1983 г. под руководством Е. А. Васильева в п. Саранпауль на р. Сосьва (места раскопок Чернецова). В фильм были включены интервью д. филол. наук Герта Зауера (Берлин, ГДР) и академика Бела Кальмана (г. Дебрецен, Венгрия) из фильма-репортажа «Международный Финно-угорский конгресс», проходившего в Сыктывкаре в 1985 г. Также фильм содержит фрагменты архивных киноматериалов о медвежьем празднике и этнографических сюжетов В. Н. Чернецова (в авторском варианте), и фрагменты последних лет жизни учёного, снятые его женой на 8 мм. черно-белую киноплёнку.

Для фильма производились дополнительные съёмки: в Москве в пер. Померанцев дом № 7 (там проживал последние 25 лет В. Н. Чернецов), а также ­ в окрестностях г. Салехард на Усть-полуйском городище, где в 1946 г. В. Н. Чернецов проводил раскопки. Кроме этого, были проведены павильонные съёмки предметов из личного архива В. Н. Чернецова (в помещении киностудии «ТГУ-фильм») и финального сюжета в читальном зале Научной библиотеки ТГУ. Съёмка фильма проводилась режиссёром-оператором А. Н. Михалёвым кинокамерой «Кинор» на 16 мм. черно-белую киноплёнку «Свема». Дикторский текст к фильму был составлен Н.В. Лукиной, её голос звучит также и в закадровых комментариях в фильме.

В 2016 г. в ходе исследовательской работы с материалами киноархива В. Н. Чернецова автором статьи была проведена раскадровка (опись кадров) киноархива, общая длина которого составляет 2350 метров (включая копии 960 метров) ­ черно-белой 16 мм. киноплёнки, основная часть которой промаркирована фирмами производителями: AGFA NITRO FILM, SAFTY AGFA SICHERHEITS FILM, КODAK AG SICHERHEITS FILM. Также был составлен список всех титров из архива в количестве 87 наименований (см. Приложение 2).

Таким образом, на сегодняшний день (2017 г.) в МАЭС ТГУ в архиве В. Н. Чернецова на хранении находятся два смонтированных кинофильма: «Народные пляски и театр обских угров» (1948), снятый в п. Вежакоры, и «Казым» (1948), снятый в юртах Мозямских на р. Казым. Эти кинофильмы сопровождаются титрами соответственно перед каждым сюжетом, что позволяет распознавать и идентифицировать каждый сюжет в отдельности. Киноархив хранится в четырех фильмостатах, благодаря чему в процессе длительного хранения киноплёнка не потеряла своих физико-механических свойств. Однако для архивирования и реставрации киноматериалов и для дальнейшего их детального исследования требуется профессиональная оцифровка всего киноархива В. Н. Чернецова, которая до настоящего времени не осуществлена.

В декабре 2014 г. ритуал Пупи-хот (Медвежьи игрища), былвключён Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[4]. Из этого следует, что уникальные архивные киноматериалы В. Н. Чернецова, а именно киносъёмки медвежьих праздников, также являются объектом нематериального культурного наследия и составляют фундаментальную источниковую базу по этнографии обских угров, которая позволит этнологам и визуальным антропологам изучить и внедрить в научный и образовательный процессы данные материалы, характеризующие культурное наследие народов Ханты-Мансийского автономного округа.

 

Список литературы

Бардина Р. К. Формирование вежакорской группы манси // Вестник Том. гос. пед. ун-та Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2007. № 3. С. 151 – 155.

Источники по этнографии Западной Сибири. Томск: Издательство Томского университетата, 1987. 284 с.

Лукина Н. В., Рындина О. М. Этнографический архив В. Н. Чернецова (к 80 -летию со дня рождения учёного) // Советская этнография. 1985. № 5. С. 70 –74.

Лукина Н. В. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., Наука. 1990. 568 с.

Мошинская В. И. «О кинофильме «Медвежий праздник». Запись Н. В. Лукиной. Москва, 1980 г. // Архивный фонд № 869 дело № 158 (21, 22, 26 л.) В. Н. Чернецова. МАЭС ТГУ.

Сагалаев К. А. Культура обских угров в зеркале визуальной фиксации // Сибирский филологический журнал. 2014 г. № 4 – С. 96 ­– 100.

Соколова З. П. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы фратрий и рода // отв. ред. В. А. Александров. М., Наука. 1983. 325 с.

Соколова З. П. Воспоминания о В. Н. Чернецове» (к 100-летию со дня рождения, 17 марта 1905 г. ­ 29 марта 1970 г.). // Советская этнография. 2006. № 3. С. 14 – 157.

Чернецов В. Н. Древняя история Нижнего Приобья // Материалы и исследования по археологии СССР. М.: 1953. № 35. C 7 ­ 72.

Чернецов В. Н. Медвежий праздник у обских угров / Перевод с немецкого и публикация Н. В. Лукина. Томск: изд. Том. ун-та, 2001. 49 c.

Шубин В. В. История визуальных фиксаций традиционной культуры юганских хантов // VI Всероссийский фестиваль науки: материалы XX Международной конференции: История. Философия. Культурология. Социальные науки. В 5 т. Том IV. – Томск, 2016. С. 86 – 91.

Tschernetzow V. N. Bärenfest bei den ob-ugriern // Acta Etnographica Acadcmiae Scientiarum Hungaricae. Budapest, 1974. T. 23 (2 ­ 4). S. 285 ­ 319. (in Ungarn)

Chernetsov V. N., Mozhinskaya V. I. The Prehistoryof Western Siberia. London.; Montreal: Arctic Institutе of North America: Mc Gheel-Queens University Press, 1974. 377 p. (in the US)

 

 

Приложение 1

Фильмография

1. «Валерий Николаевич Чернецов» 1990 г. [16 мм, ч/б, 26 мин.] Киностудия «ТГУ-Фильм» Над фильмом работали: Лукина Н. В., Михалёв А. Н., Шубин В. В.

2. «Археологи из Томска» 1983 г. (п. Саранпауль, р. Сосьва) [16 мм, цвет, 14 мин.] Киностудия «ТГУ-Фильм» Над фильмом работали: Михалёв А. Н., Васильев Е. А.

3. «Международный Финно-угорский конгресс» 1985 г. (г. Сыктывкар, репортаж) [16 мм, ч/б, 9 мин.] Киностудия «ТГУ-Фильм» Над фильмом работали: Лукина Н. В., Михалёв А. Н.

4. «Народные пляски и театр обских угров» 1948 г. (п. Вежакоры р. Горная Обь) [16 мм, ч/б, 45 мин.] Над фильмом работали: Чернецов В. Н., Мошинская В. И.

5. «Казым» 1948 г. (ю. Мозямские, р. Казым) [16 мм, ч/б, 20 мин.] Над фильмом работали: Чернецов В. Н., Мошинская В. И.

 

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: