Основание Смольного института благородных девиц.




В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано "Воспитательное общество благородных девиц", которое позже стало называться "Смольный институт благородных девиц". Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, "..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Смольный институт занимал поначалу помещения, которые при Елизавете Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.

Выступающая центральная часть фасада украшена восьмиколонным портиком, завершённым фронтоном, а сильно выдвинутые боковые флигели образовывали парадный двор, правда, уже давно превращённый в сад. Нижний этаж служит пьедесталом для стройных колонн, поднятых на высоту двух верхних этажей. Колонны украшают боковые флигели.

Интересно планировочное решение, характерное для учебных заведений конца XVII – начала XIX в.: все классы и спальни, сгруппированные для каждого возраста отдельно, располагались по сторонам широкого коридора. Из внутренних помещений выделяется двухсветный белококонный Актовый зал в южном крыле здания. Прямоугольный по форме, он делится двумя рядами колонн на три части: центральную и две боковые. Потолок плоский и гладкий, а в боковых галереях – кессонированный.

Великолепны по форме люстры в виде чаш. По стенам проходит лепной фриз. Над входами – фигуры летящих Слав. Белизна стен, потолка и колонн, благородная простота отделки, обилие света, блеск паркета – всё это производит незабываемое впечатление.

Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Сейчас площадь перед Смольным представляет собой разросшийся сад с цветниками и прямыми дорожками. Сад ограждает металлическая решётка на каменном цоколе, а вход оформляют пятиколонные торжественные пропилеи, расположенные по обе стороны центральной аллеи. Их проект был разработан в 1923 году архитекторами В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом. Входные портики-павильоны, созданные в традициях классической архитектуры, органично вошли в ансамбль Смольного, связав воедино полукруглую площадь, партерный сад и зданиеСмольного.

С 1996 года здание стало резиденцией губернатора города.

38.

39. Алекса́ндровский дворе́ц — дворец в городе Пушкине, в Царском Селе.

Александровский дворец (также известный как Новый дворец, Царскосельский дворец) был построен в 1792—1796 годах по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Проект дворца составил знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги. Дворец располагается в городе Пушкин в городской черте Санкт-Петербурга. К дворцу прилегает обширный парк с озером. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

 

40.

41. Один из самых прекрасных и совершенных архитектурных ансамблей не только в России, но и в мире- Дворцовая площадь- на протяжении нескольких столетий была и остается главной площадью города. Создание этого чуда архитектуры - заслуга талантливого архитектора К. И. Росси, по проекту которого был создан целый ряд ансамблей в центре Петербурга. В 1819 году Росси было поручено составить проект застройки площади, прилегающей с юга к Зимнему дворцу. Основой замысла единого архитектурного ансамбля стало прославление побед русского оружия в войне 1812 года.

К этому времени южная сторона площади была застроена жилыми домами второй половины 18 века. Часть из них пришлось снести, а часть была включена в новый ансамбль. Благодаря изобретательности Росси многие стены и оригинальные интерьеры существовавших на тот момент построек были сохранены. По проекту Росси в 1819-1829 годах вдоль южной границы площади вырос единый протяженный фасад здания Главного штаба, "разорванный" посередине огромной триумфальной аркой. Величественное здание полукругом охватывает Дворцовую площадь, образуя дугу, длина которой около 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой. Отделка фасадов Главного штаба в такой же степени проста и лаконична, как и торжественна. На фоне монотонного ритма протяженного фасада тем сильнее выделяется нарядная центральная арка, увенчанная Колесницей Славы с шестеркой вздыбленных коней (скульпторы В. Демут-Малинковский, С. Пименов

Все постройки Росси на Дворцовой площади выполнены в стиле русского классицизма. Тем более поразительно, как гениальному архитектору удалось связать в единую композицию барочный, щедро украшенный Зимний дворец и строгое, "аскетическое" здание Главного штаба.

На площадь выходит главный фасад Зимнего дворца, прорезанный аркой парадного проезда. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов.

В 1834 году в память победы над Наполеоном над площадью вознеслась Александровская колонна, созданная в 1830-1834 годах по проекту О. Монферрана - 47,5 метров,

вес - более 600 тонн. Этот колоссальный гранитный монолит держится без всяких креплений, только за счет своего собственного веса.

В 1837-1843 годах на восточной стороне площади архитектор А. Брюллов построил здание Штаба гвардейских войск, архитектура которого соответствует зданиям Росси и прекрасно дополняет ансамбль Дворцовой площади. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача — возвести новое строение, которое бы гармонировало одновременно с Главным штабом в стиле классицизма и барочным Зимним дворцом. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.

42. Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801—1811 годах архитекторомА. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие[2] культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет,звонница расположена в западном крыле колоннадыФасады собора облицованы серым пудожским камнемВнутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

43. Палладианство

Значение искусства Палладио для архитектуры Европы и России трудно переоценить. И если в Европе влияние его построек и теоретических трудов распространено неравномерно, то для России оно, можно сказать, стало определяющим. Палладио перекинул мост между античностью и нашей эпохой. Прилежный исследователь памятников Рима, он овладел языком античной архитектуры в совершенстве. И стал изъясняться на нем, создавая здания для своего времени. Его часто считают создателем канона, но это ошибочное мнение — «Четыре книги об архитектуре» Палладио лишь демонстрируют примеры и дают советы, а его постройки никогда не следуют канону, всякий раз по-новому постулируя и решая архитектурную задачу.

Вилла Фоскари, или Малконтента, Мира. Андреа Палладио. 1559

В русской архитектуре уроки Палладио услышали и усвоили не сразу. Но уже екатерининский классицизм пропитан палладианством, а его отголоски слышны до конца николаевской эпохи. Кваренги, итальянец, прекрасно знает Палладио и прилежно следует ему в своем творчестве, найдя пропорции, примиряющие южный темперамент с низким северным небом. Камерон, шотландец, прибывает из Великобритании, где палладианство — национальный стиль, и создает в России архитектуру, бесконечно свободную от ордерных условностей и потому совершенно античную. Львов вдохновенно переводит «Четыре книги» на русский язык. Палладианство становится до такой степени привычным, что вскоре уже невозможно представить себе русской усадьбы без портика или без колоннад, связывающих главный дом с флигелями. Сегодня для нас это знакомый образ усадебного дома, архетип. И почти никто не помнит, что он позаимствован у вилл Палладио в Венето.
44. Биржа на стрелке В 1800-х Ж.Ф. Тома де Томон создал на Стрелка Васильевского острова сомасштабный просторам Невы ансамбль, ставший значимым центром Санкт-Петербурга — здание Биржи и площадь перед ней с Ростральными колоннами и спусками к воде

Первое здание фондовой Биржи было деревянным, построено здесь ещё в 1730-х годах. В начале 1780-х годов было принято решение о строительстве нового каменного здания, первоначальный проект которого разработал Джакомо Кваренги. Здание Биржи начали возводить в 1783 году. Она планировалась овальной формы, располагалась главным портиком в сторону Зимнего дворца. Зодчий создал здание, которое не сформировало вокруг себя единый архитектурный ансамбль. В 1788 году работы были приостановлены. Новый проект Биржи был поручен архитектору Ж. Ф. Тома де Томону, который, в отличие от Кваренги, создал единый архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова, доминантой которого и стало здание Биржи. Официальное открытие Биржи состоялось лишь 15 июля 1816 года.

Тома де Томон развернул Биржу к главной водной магистрали города, реке Неве. Величественное классическое здание, прямоугольное в плане, было поднято на высокий гранитный стилобат и опоясано колоннадой дорического ордера. Главный вход ведет в вестибюль здания, ограниченный по торцам экседрами, а оттуда в центральный зал. Большепролетный прямоугольный в плане зал перекрыт цилиндрическим кессонированным сводом. Свет в него попадает сверху через световой фонарь и полуциркульные окна. На фоне гладких стен эффектно выделяются портики ионического ордера, обрамляющие дверные проемы. Под цилиндрическим сводом в проемах больших полуциркульных окон помещаются скульптурные группы.

 

45. Здание центробанка в Саратове

 

В 1910 году дом №13 по Театральной улице г.Саратова, известный как дом Мокшанцева, был куплен под застройку городского общественного банка, открытого в 1864-м и не имевшего собственного помещения. На конкурс были представлены проекты здания банка В.А. Люкшина, А.М. Салько, П.М. Зыбина и других. Правление банка остановилось на проекте саратовского архитектора П.М. Зыбина, который получил первую премию. В 1911 году начались строительные работы. В следующем строительном сезоне постройка была доведена до крыши, начались отделочные работы. Художники Казанцев и Поздников начали исполнять лепные и скульптурные работы. К осени 1913 года завершились внутренняя отделка и оборудование помещений.

Фасад здания – подчеркнуто строгий, фронтальный, симметричный. Центральный его стержень – портальная лоджия с парой колонн большого ордера, глубокой нишей фронтона и меньшими – в боковых пилонах. В нишах помещались одиночные скульптуры и многофигурная композиция (скульптор В. Федоров; не сохранилась). Жесткая, суховатая композиция оттенена элементами и приемами куда более демократичного раннего модерна. Планировка дома также вполне современна – просторный операционный зал с окружающими его помещениями уходит далеко в глубину квартального пространства – функция определяет форму плана

В октябре 1913 года городской общественный банк открыл операции в собственном доме. Банк обслуживал саратовских купцов и промышленников, выдавал им краткосрочные кредиты, долгосрочные ссуды под залог городской недвижимости, выполнял комиссионные поручения по биржевым и торговым сделкам.

После октября 1917 года в бывшем банке некоторое время помещался финансово-экономический институт, а в 1938 году здание — одно из лучших в городе — стали переоборудовать под Дворец пионеров и школьников. 8 октября 1940 года состоялось его открытие. Недолго дети занимались в новом дворце. С начала войны он был отдан под госпиталь, над которым шефствовали кружковцы. После капитального ремонта в 1946 году дворец снова распахнул двери для детей. В конце 90-х ХХ столетия он был переименован в Дом творчества юных.

 

46.

47. Горный институт

В самом конце набережной Лейтенанта Шмидта высится монументальное здание Горного института.

В XVIII веке на этом месте находились два однотипных дома графов Шереметевых. В 1773 году здесь разместилось Горное училище, впоследствии Горный кадетский корпус, с 1866 года переименованный в Горный институт.

В 1806-1811 годах архитектор А. Н. Воронихин возвел здание, использовав старые дома и объединив их в единое целое.

Главный фасад оформлен величественным двенадцатиколонным дорическим портиком, завершенным тяжелым треугольным фронтоном (прежде на нем находилось барельефное изображение двуглавого орла с широко распластанными крыльями и императорской короной). К нему ведет широкая многоступенчатая лестница. По ее сторонам установлены скульптурные группы «Борьба Геркулеса с Антеем» (скульптор С. С. Пименов) и «Похищение Прозерпины Плутоном» и два барельефных фриза - «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» и «Венера, пришедшая к Вулкану за доспехами» (скульптор В. И. Демут-Малиновский).

Выбор мифологических сюжетов для скульптур Горного института раскрывает назначение здания как школы, где готовили инженеров по освоению земных недр. Герои композиции: Плутон - властелин подземного царства, Антей - сын богини Земли Геи, Вулкан - бог кузнечного ремесла и подземного огня.

В композиционном решении скульптурных групп много общих черт. Своими размерами они уравновешивают друг друга. Сходны и их силуэты. Опорные фигуры Антея и Прозерпины оторваны от земли, возвышаются над двумя другими фигурами и отклонены в стороны.

Справа от лестничного спуска располагается скульптурная группа «Борьба Геракла с Антеем».

Здание Горного института на набережной Лейтенанта Шмидта занимает первый от Финского залива квартал, застроенный в 1720х годах жилыми домами по типовому проекту Д. Трезини. Здесь были построены пять двухэтажных жилых зданий на подвалах с высоким крыльцом.

Основанное в 1773 году Екатериной II Горное училище разместили в выкупленных у графа П. Б. Шереметева двух домах. К этому времени они были объединены в одно здание, находящееся на углу набережной и 22-й линии. В 1773-1774 годах эти дома были перепланированы для нужд учебного заведения.

В 1787 году со стороны 22-й линии к училищу был пристроен двухэтажный с мезонином Музейный флигель. Здесь разместился Колонный зал, где выставили образцы минералов. Второе название Колонного зала - Минеральный кабинет.

В 1800х годах территорию училища расширили за счёт других зданий на набережной между училищем и 21-й линией. Их выкупили у купца Е. И. Неймана и Фурсовой. В 1804 году по повелению Александра I училище было преобразовано в Горный кадетский корпус.

Для вновь образованного Горного корпуса было принято решение о строительстве здесь нового главного здания с лицевым фасадом на набережной. Главным архитектором был назначен А. Н. Воронихин, его помощником - А. Е. Штауберт. В 1806 году Воронихиным были составлены проект и смета, утверждённые императором. В 1806-1811 годах была построена лицевая часть нового здания. Недавно приобретённые двухэтажные здания подвели под одну крышу, не нарушая при этом их несущих конструкций. Таким образом, до настоящего времени здесь со стороны двора можно видеть стены зданий 1720х годов постройки. Главный фасад оформлен величественным двенадцатиколонным дорическим портиком, завершенным тяжелым треугольным фронтоном (прежде на нем находилось барельефное изображение двуглавого орла с широко распластанными крыльями и императорской короной). К нему ведет широкая многоступенчатая лестница. По ее сторонам установлены скульптурные группы «Борьба Геркулеса с Антеем» (скульптор С. С. Пименов) и «Похищение Прозерпины Плутоном» и два барельефных фриза - «Аполлон, приходящий к Вулкану за колесницей» и «Венера, пришедшая к Вулкану за доспехами» (скульптор В. И. Демут-Малиновский).

С 1891 года строительными работами при Горном корпусе занимался архитектор А. И. Постников. В 1819-1825 годах в главном корпусе им была произведена частичная перепланировка помещений. В 1821 году к корпусу присоединили новый участок со стороны 22-й линии, где были построены новые учебные флигели. Во дворе Постниковым был построен Столовый корпус, который образовал угловой внутренний двор. Первый этаж нового корпуса заняла лаборатория Департамента горных и соляных дел; второй заняла столовая, позже переделанная в Большой рекреационный зал. В 1822-1824 годах в музейных залах были созданы живописные плафоны. В 1823 году за Столовым корпусом во дворе был устроен Английский сад с пейзажной планировкой. В 1825-1827 году на 22-й линии был построен трёхэтажный Классный флигель, вплотную приставленный к Музейному. Первый его этаж заняли прачечная, баня и кухня; второй - классы и канцелярий; третий - учебные классы, обсерватория и большой столовый зал. В 1825-1829 году на 21-й линии построен Офицерский двухэтажный флигель. В 1826 году в саду выделили отдельный участок для Директорского садика, который обнесли чугунной оградой. Вход в Английский сад украсили скульптурами сфинксов. В этом же году к северу от Классного построили Лабораторный флигель. В 1827 году их соединили галереей со стороны двора. Здесь находились лаборатория, аптека, квартира аптекаря и его помощника. В 1833 году в Лабораторном корпусе вместо обсерватории разместили оптический телеграф.

С 1834 году учебное заведение стало именоваться Институтом корпуса горных инженеров, затем - Горным институтом. В 1906 году севернее Офицерского флигеля построен новый корпус для химической лаборатории. В 1936-1937 годах Лабораторный корпус был надстроен третим этажом.

В настоящее время учебное заведение именуется Санкт-Петербургским Государственным Горным институтом, является одним из самых престижных в России. С ним связаны имена А. П. Карпинского, В. А. Обручева, П. М. Обухова, Ф. Н. Чернышова, Г. В. Плеханова.

48.

49. С 1760-х годов начался новый период в развитии русской архитектуры. Барокко постепенно уступило место другому стилю — классицизму. Строгость и простота, величие и торжественность образцов античного зодчества на многие десятилетия определили характер российской архитектуры. Классический ордер стал его главным формообразующим мотивом.

 

Эрмитаж Зимний дворец.

Именно в это время сложился в основных чертах архитектурный облик Дворцовой набережной, где в одну линию с Зимним дворцом встали здания Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра. Вместе с Невским проспектом она стала одной из парадных магистралей Петербурга, главным фасадом столицы.

 

 

В одной части здания предполагалось устроить зимний сад, а в другой разместить собрание картин.

 

Южный и северный павильон соединяют Восточная и Западная галереи, между которыми на уровне второго этажа устроен Висячий сад. В 1775 году строительство здания было завершено.

Одновременно Валлен-Деламот оформил интерьеры Эрмитажа, однако они до нашего времени не сохранились. В 1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер отделал в северном павильоне роскошный двусветный зал (он называется Павильонным), полный причудливой зрелищности и декоративности. Его украшают ряды стройных беломраморных колонн, богатые хрустальные люстры, пристенные «восточные» фонтаны, мозаичная композиция на полу, копирующая древнеримский оригинал.

Крупнейшим сооружением Петербурга конца XVIII столетия стал огромный Михайловский замок. Он был построен как дворец императора Павла I в 1797–1800 годах на месте разобранного деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны. Возведение здания началось по проекту В. И. Баженова, однако уже через три месяца строительство возглавил В. Бренна, который при ведении работ во многом руководствовался своим замыслом. При постройке замка использовался мрамор, заготовленный для первого Исаакиевского собора, а также материалы из разобранного дворца Екатерины II в Пелле (ныне Отрадное).

Все фасады здания решены по-разному. Главным фасадом является южный, прорезанный парадным въездом во внутренний двор. Его средняя часть отмечена массивным портиком, покоящимся на мощном рустованном основании. По сторонам въезда высятся приставные обелиски, создающие эффект тяжеловесной силы. Портик венчает аттик с вписанным в него треугольным фронтоном, украшенным барельефом «История заносит на свои скрижали славу России» скульптора П. Стаджи. Суровость фасада усиливают ионические колоннады, объединяющие верхние этажи.

 

 

.

 

Крупнейшими сооружениями новой архитектурной эпохи в Петербурге стали Казанский собор и Горный институт А. Н. Воронихина, здание биржи Ж. Тома де Томона,

 

комплекс Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Их отличали подчеркнутая монументальность форм, большая протяженность фасадов, классическая строгость колоннад.

В истории русского зодчества эпоха классицизма заняла особое место. Она стала временем создания великих архитектурных ансамблей в Петербурге и его окрестностях. Обширные дворцовые комплексы, соединившие парадные здания, служебные постройки и пейзажные парки, совершенно преобразили облик северной столицы России, сыграли решающую роль в формировании характера застройки различных районов города. Они служили теми композиционными центрами, вокруг которых возникали новые площади и улицы, вырастали целые кварталы, выдержанные в едином стилевом ключе. В большинстве случаев дворцовые сооружения были органически связаны друг с другом, доминировали в панорамах набережных Невы и ее рукавов. В основном в этот период завершилось сложение классического архитектурного образа Петербурга, что дало право считать его одним из красивейших городов мира.

Лучше всех почувствовал красоту города А. С. Пушкин, написавший в 1833 году:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

 

 

.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: