СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)




 

1. История создания произведения:

· факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

· связь произведения с исторической эпохой его создания;

· место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

 

3. Название произведения и его смысл.

 

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

 

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

 

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

 

7. Система образов произведения:

· персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);

· особенности имён и фамилий персонажей;

· поступки персонажей и их мотивация;

· предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

· связь персонажа с общественным окружением;

· отношение к герою произведения других персонажей;

· самохарактеристика персонажей;

· авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

 

8. Композиция произведения:

· деление текста произведения на части, смысл такого деления;

· наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

· наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

· наличие эпиграфов и их смысл;

· наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

 

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

 

11. Особенности языка произведения.

 

ПЛАН РАБОТЫНАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

2. С какой целью автор написал это произведение?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

 

ПЛАН РАБОТЫНАД РАССКАЗОМ

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

10. Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

 

 

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

 

План комплексного анализа прозаического текста

 

1. Определите тему, основную мысль текста.

2. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия.

3. Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение.

4. Укажите средства художественной изобразительности (если анализируется художественный текст).

5. Определите, к какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится текст.

6. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание).

7. Найдите в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение.

8. Найдите стилистически окрашенные слова. Какова их роль в тексте?

9. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

10. Сделайте на материале текста разные виды разбора.

11. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста.

12. Выделите ключевые слова (словосочетания), составьте план.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: