Как отмечалось в лекции 6, одной из научных парадигм, объясняющих способности человека как совокупность независимых факторов, является теория множественности интеллектов американского психолога Говарда Гарднера (1983 г.), который определил интеллект как комплекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере жизнедеятельности. Ценность и развитие способностей определяются общественными нормативами, препятствующими или способствующими актуализации следующих семи их комплексов:
лингвистических;
логико-математических;
пространственных;
музыкальных;
телесно-кинестетических;
интер- (или меж-) личностных (понимание других людей);
интраперсональных (понимание себя).
Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии.
Строение интеллекта представляет собой систему трех уровней.
Первый уровень образует совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. Это природный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования природного уровня интеллекта в наибольшей степени, по сравнению с другими, обусловленная особенностями ВНД субъекта, складывается из двух основных показателей:
• степени выраженности каждой познавательной способности;
• степени тесноты связей между ними.
В чистом виде сложно вычленить работу именно этого уровня; можно говорить исключительно о некотором превалировании или тенденции к доминированию в тех или иных случаях природной основы интеллекта, например, когда формируется симультанный образ окружающей действительности, т. е. разглядывания, вслушивания, соизмерения, сравнивания тонов, полутонов, оттенков и т. д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первая и вторая стадии: обнаружение объекта и различение, выделение в объекте отдельных признаков, т. е. до тех пор пока не включались перцептивные действия), когда субъект запечатлевает, непосредственно и непроизвольно запоминает и воспроизводит, а также когда имеет место мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т. е. инсайт, творчество. Кроме того, это непроизвольное, непреднамеренное оперирование вторичными образами: поворачивание, переворачивание, трансформация старых образов и возникновение новых при отсутствии сознательной регуляции этого процесса. Наконец это неосознаваемая концепция психической активности на чем-либо. Кроме того, именно на этом уровне необходимо искать истоки интуиции.
Природным уровнем интеллектуальной активности трудно управлять. Природный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поворотах мысли и т. д. Качественное своеобразие природного интеллекта в поведенческом и деятельностном планах проявляется разнообразно: от инсайта конструктора до мгновенного схватывания гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, картины художником и т. д.
Второй уровень интеллектуальной активности обусловлен появлением системы операционных механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различной в зависимости от того, в каком виде субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т. д. Поэтому второй уровень интеллекта представляет собой единство операционных механизмов и той системы репрезентаций, которой владеет данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной активности (вербального, понятийного, логического интеллекта) определяется следующими показателями:
• разнообразием способов обработки информации;
• степенью владения ими или каким-нибудь одним;
• широтой и глубиной репрезентационной картины личности (картины мира личности), т. е. уровнем организации знаний субъекта;
• характером доминирующего уровня обработки информации: понятийного, ассоциативного, образного, наглядного или др.;
• удельным весом «участия понятий» в процессе репрезентации новой информации личностью.
Третий уровень интеллекта составляет регуляция интеллектуальной активности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: целеполагания, ориентировочных, принятия решения, антиципации, планирования, контроля, оценки и коррекции. Это внутренняя регуляция, которая составляет ядро регуляции активности. Внутренняя регуляция включается благодаря внешней: потребностям, мотивам, чувству долга, Я-концепции, волевым качествам, эмоциональным реакциям. Система разного рода побуждений личности и интеллектуальной активности и действий внутренней регуляции познавательных способностей составляет третий уровень интеллекта. Если точкой отсчета развития второго уровня интеллекта можно считать появление обобщений (как следствие развития мышления и речи), то принципиальным моментом для развития регулирующего уровня интеллекта является развитие познавательных способностей как систем функциональных и операционных механизмов. По мере развития структуры операционных механизмов совершенствуется и регуляция интеллектуальной активности, превращаясь в саморегуляцию. Развитие и формирование третьего уровня интеллекта обусловлено характером взаимодействия внешней и внутренней регуляции, базирующегося на двух факторах:
• рефлексии субъектом своих познавательных процессов и результатов поведения в целом;
• выработке субъектом собственных критериев, показателей, ориентиров интеллектуальной деятельности.
Третий уровень интеллекта – образование, которое одновременно и динамизирует, и стабилизирует интеллектуальную активность. И то, и другое зависит от силы, развитости и степени соответствия внешней и внутренней регуляции. Следствием гармонизации внешней и внутренней регуляции является интеллектуальная интенция как некая глубинная направленность субъекта на определенную идею или объект. Экспериментально показано, что в процессе формирования интеллектуальных интенций определяющую роль играет актуальное состояние мотивационной сферы личности. Таким образом, регулирующий слой интеллекта представляет собой некую атмосферу взаимоотношений познавательных способностей личности и той картины репрезентаций, которая вмещает разнообразные семантические структуры, состоящие из понятий, образов, признаков, эмоций, предметов, жестов и т. д. Итак, интеллект – это динамичная, открытая, «непредсказуемая» система познавательных способностей и хранящейся у человека информации. Эта система развивается при непрерывном взаимодействии личности с окружающим миром. Строение интеллекта можно описать взаимодействием и взаимообусловленностью трех уровней: природного, вербального и регулирующего (схема 1).
3. | Регулирующие механизмы познавательных способностей | Картина мира личности | |||||
2. | Операционные механизмы познавательных способностей | ||||||
1. | ФМ* перцептивных способностей | ФМ мнемических способностей | ФМ мыслительных способностей | ФМ аттенционных[12] способностей | ФМ имажинитивных[13] способностей | ФМ способностей представления | |
*ФМ – функциональные механизмы
Схема 1. Строение интеллекта (в общем виде)
Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Выделяют следующие типы интеллектуальной активности: инсайтники, логики, эрудиты, творцы, регуляторы (тип, характеризующийся доминированием третьего уровня интеллекта).
Инсайтники характеризуются доминированием природного интеллекта, довербальным мышлением. Успешно «мыслят руками», менее успешно перерабатывают информацию. Как правило, наблюдательны, внимательны к деталям, апатичны. Слабо управляют интеллектуальной активностью. Могут быть эффективны во всех видах деятельности, где необходимо наглядно-действенное мышление.
Логики – доминирование второго уровня интеллекта. Ярко выражена логическая обработка информации. Быстро, надежно и точно осмысливают любую информацию. Совершают мало ошибок. Умеют рассматривать проблему со всех сторон. Успешно работают с цифрами. Хороши на управленческих должностях, в качестве руководителей. Умеют убеждать, доводить свои мысли до подчиненных.
Эрудиты – доминирование второго уровня интеллекта за счет количества знаний. Обладают развитой памятью, которая является ведущей способностью данного типа интеллектуальной активности. Они хороши на преподавательских должностях, в музейном, библиотечном, театроведческом деле; успешны в качестве литературных редакторов и критиков.
Творцы – доминирование природного интеллекта при заметном развитии других уровней.. Способны продвигаться в предмете деятельности, в ее содержании. Ищут новые пути реализации деятельности. Редко бывают успешными на управленческих должностях. Эффективны в любой деятельности, которая сопряжена с экстремальными требованиями, с необходимостью поиска новых путей. Хороши в адвокатской практике, журналистском деле, наиболее успешны в диалоге с сильным менеджером.
Регуляторы – доминирование третьего уровня интеллекта. Успешны во всех видах деятельности сферы «человек–человек». Отличаются взвешенностью решений. Умеют управлять собой, собственными эмоциями и ситуацией. Отличные руководители и менеджеры.
Рассмотренные примеры типических проявлений интеллектуальных процессов со всей очевидностью показывают, что для реализации любой деятельности необходимы не только способности, но и личностные качества.
Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии.
Так, например, в результате активного взаимодействия сознательной и бессознательной сфер психики формируются следующие характерные признаки творческой личности:
1) независимость (личные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений);
2) открытость ума (восприимчивость к новому и необычному);
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в этих ситуациях);
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
5) уверенность в своих способностях и сила характера; смешанные черты женственности и мужественности;
6) мотивация процессом деятельности и личная увлеченность.
Вопросы для самопроверки:
o Какие психологические системы профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков) в наибольшей степени обеспечивают формирование ИСД?
o Объясните, почему собранные воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических свойствах личности В.С. Мерлин назвал концепцией интегральной индивидуальности?
o Назовите требования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы по каждому уровню интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.
o Поскольку ИСД начинает формироваться в подростковом возрасте, приведите примеры проявления индивидуального стиля в учебной деятельности (самостоятельное изучение учебного материала).
o По каким причинам может измениться ИСД?
o Какие условия необходимы для формирования эффективного ИСД?
o Что такое «зона неопределенности» и как она связана с ИСД?
o Как способности человека и особенности нервной системы влияют на эффективность формирования ИСД?
o Назовите этапы формирования ИСД.
o Предложите план исследования ИСД при помощи таких методов психологии труда как: метод тестов, экспертный метод, биографический метод.
o Охарактеризуйте сущность каждого типа интеллекта (первый, второй, третий).
o Предложите профессии, наиболее подходящие для каждого типа интеллектуальной активности: инсайтники, логики, эрудиты, творцы, регуляторы.
Литература:
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 | |
Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 | |
Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 |
[1] Мерлин Вольф Соломонович (1898-1982) – представитель уральской школы психологии (Пермский педагогический институт), изучал проблему индивидуальности как объект интегрального междисциплинарного исследования
[2] Шадриков Владимир Дмитриевич
[3] Решение – выбор одной альтернативы из нескольких
[4] Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – русский психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы
[5] Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский врач, психолог, разработчик отечественной характерологии, исследователь индивидуально-психологических различий
[6] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 164-165
[7] Типы конституции по Кречмеру: астеник, пикник, атлетик и диспластик
Типы конституции по Шелдону: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный
[8] Слово «гендер» английского происхождения «gender» имеет два значения: «род», грамматическое понятие, и «пол» – в смысле особенностей поведения мужчин и женщин. «Гендер» необходимо, таким образом, отличать от «пола биологического» (в английском языке обозначаемого словом «sex»). Словосочетания «гендерные различия», «гендерная роль» отражают набор ожидаемых типичных (и в этом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин.
[9] В.С.Мерлин считает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью.
[10] Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО (Москва), заведующий лабораторией психологии саморегуляции деятельности Института управления (Набережные Челны)
[11] Гуревич Константин Маркович (род. 19 октября 1906 г.) - доктор психологических наук, профессор, Почётный член РАО с 6 апреля 1995 г.
[12] Аттенционные способности - способности внимания
[13] Имажинитивные способности (от лат. имажинация – воображение) – способности воображения