Интеллект и индивидуальный стиль деятельности




Как отмечалось в лекции 6, одной из научных парадигм, объясняющих способности человека как совокупность независимых факторов, является теория множественности интеллектов американского психолога Говарда Гарднера (1983 г.), который определил интеллект как ком­плекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере жизне­деятельности. Ценность и развитие способностей определяются об­щественными нормативами, препятствующими или способствующи­ми актуализации следующих семи их комплексов:

лингвистических;

логико-математических;

пространственных;

музыкальных;

телесно-кинестетических;

интер- (или меж-) личностных (понимание других людей);

интраперсональных (понимание себя).

Различная степень выраженности познавательных спо­собностей и различные уровни интеллектуальной активнос­ти составляют типы проявлений интеллекта как относитель­но стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности мож­но рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии.

Строение интеллекта представляет собой систему трех уровней.

Первый уровень образует совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. Это природный, невербальный интеллект. Эффективность функционирова­ния природного уровня интеллекта в наибольшей степени, по сравнению с другими, обусловленная особенностями ВНД субъекта, складывается из двух основных показателей:

• степени выраженности каждой познавательной способ­ности;

• степени тесноты связей между ними.

В чистом виде сложно вычленить работу именно этого уровня; можно говорить исключительно о некотором пре­валировании или тенденции к доминированию в тех или иных случаях природной основы интеллекта, например, когда формируется симультанный образ окружающей дей­ствительности, т. е. разглядывания, вслушивания, соизме­рения, сравнивания тонов, полутонов, оттенков и т. д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первая и вторая стадии: обнаружение объекта и различе­ние, выделение в объекте отдельных признаков, т. е. до тех пор пока не включались перцептивные действия), когда субъект запечатлевает, непосредственно и непроизвольно запоминает и воспроизводит, а также когда имеет место мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгно­венное понимание, т. е. инсайт, творчество. Кроме того, это непроизвольное, непреднамеренное оперирование вторич­ными образами: поворачивание, переворачивание, транс­формация старых образов и возникновение новых при от­сутствии сознательной регуляции этого процесса. Наконец это неосознаваемая концепция психической активности на чем-либо. Кроме того, именно на этом уровне необходимо искать истоки интуиции.

Природным уровнем интеллектуальной активности трудно управлять. Природный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поворотах мысли и т. д. Качественное своеобразие природного интеллекта в поведенческом и деятельностном планах проявляется раз­нообразно: от инсайта конструктора до мгновенного схва­тывания гармонии, смысла, индивидуальности или дис­гармонии художественного образа, картины художником и т. д.

Второй уровень интеллектуальной активности обуслов­лен появлением системы операционных механизмов по­знавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различной в зави­симости от того, в каком виде субъект вплетает информа­цию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т. д. Поэтому второй уровень интеллекта представляет собой единство операци­онных механизмов и той системы репрезентаций, которой владеет данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной активности (вербального, понятийно­го, логического интеллекта) определяется следующими показателями:

• разнообразием способов обработки информации;

• степенью владения ими или каким-нибудь одним;

• широтой и глубиной репрезентационной картины лич­ности (картины мира личности), т. е. уровнем организации знаний субъекта;

• характером доминирующего уровня обработки инфор­мации: понятийного, ассоциативного, образного, наглядно­го или др.;

• удельным весом «участия понятий» в процессе репрезен­тации новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта составляет регуляция интел­лектуальной активности. Каждый известный способ обра­ботки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: целеполагания, ориентировоч­ных, принятия решения, антиципации, планирования, контроля, оценки и коррекции. Это внутренняя регуляция, которая составляет ядро регуляции активности. Внутрен­няя регуляция включается благодаря внешней: потребностям, мотивам, чувству долга, Я-концепции, волевым качествам, эмоциональным реакциям. Система разного рода побуждений личности и интеллектуальной активности и действий внутренней регуляции познавательных способ­ностей составляет третий уровень интеллекта. Если точ­кой отсчета развития второго уровня интеллекта можно считать появление обобщений (как следствие развития мышления и речи), то принципиальным моментом для раз­вития регулирующего уровня интеллекта является разви­тие познавательных способностей как систем функцио­нальных и операционных механизмов. По мере развития структуры операционных механизмов совершенствуется и регуляция интеллектуальной активности, превращаясь в саморегуляцию. Развитие и формирование третьего уров­ня интеллекта обусловлено характером взаимодействия внешней и внутренней регуляции, базирующегося на двух факторах:

• рефлексии субъектом своих познавательных процессов и результатов поведения в целом;

• выработке субъектом собственных критериев, показате­лей, ориентиров интеллектуальной деятельности.

Третий уровень интеллекта – образование, которое од­новременно и динамизирует, и стабилизирует интеллекту­альную активность. И то, и другое зависит от силы, разви­тости и степени соответствия внешней и внутренней регуляции. Следствием гармонизации внешней и внутрен­ней регуляции является интеллектуальная интенция как некая глубинная направленность субъекта на определен­ную идею или объект. Экспериментально показано, что в процессе формирования интеллектуальных интенций оп­ределяющую роль играет актуальное состояние мотивационной сферы личности. Таким образом, регулирующий слой интеллекта представляет собой некую атмосферу вза­имоотношений познавательных способностей личности и той картины репрезентаций, которая вмещает разнообраз­ные семантические структуры, состоящие из понятий, об­разов, признаков, эмоций, предметов, жестов и т. д. Итак, интеллект – это динамичная, открытая, «непредсказуемая» система познавательных способностей и хранящейся у человека информации. Эта система развивается при непрерывном взаимодействии личности с окружающим миром. Строение интеллекта можно описать взаимодействием и взаимообусловленностью трех уровней: природного, вербального и регулирующего (схема 1).

3. Регулирующие механизмы познавательных способностей     Картина мира личности
2. Операционные механизмы познавательных способностей
1. ФМ* перцептивных способностей ФМ мнемических способностей ФМ мыслительных способностей ФМ аттенционных[12] способностей ФМ имажинитивных[13] способностей ФМ способностей представления
               

*ФМ – функциональные механизмы

Схема 1. Строение интеллекта (в общем виде)

Различная степень выраженности познавательных спо­собностей и различные уровни интеллектуальной активнос­ти составляют типы проявлений интеллекта как относитель­но стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Выделяют следующие типы интеллектуальной активности: инсайтники, логики, эрудиты, творцы, регуляторы (тип, характеризующийся доминированием третьего уровня ин­теллекта).

Инсайтники характеризуются доминированием при­родного интеллекта, довербальным мышлением. Успешно «мыслят руками», менее успешно перерабатывают ин­формацию. Как правило, наблюдательны, внимательны к деталям, апатичны. Слабо управляют интеллектуаль­ной активностью. Могут быть эффективны во всех видах деятельности, где необходимо наглядно-действенное мышление.

Логики – доминирование второго уровня интеллекта. Ярко выражена логическая обработка информации. Быстро, надежно и точно осмысливают любую информацию. Совершают мало ошибок. Умеют рассматривать проблему со всех сторон. Успешно работают с цифрами. Хороши на управленческих должностях, в качестве руководителей. Умеют убеждать, доводить свои мысли до подчиненных.

Эрудиты – доминирование второго уровня интеллекта за счет количества знаний. Обладают развитой памятью, ко­торая является ведущей способностью данного типа интел­лектуальной активности. Они хороши на преподавательских должностях, в музейном, библиотечном, театроведческом деле; успешны в качестве литературных редакторов и кри­тиков.

Творцы – доминирование природного интеллекта при за­метном развитии других уровней.. Способны продвигаться в предмете деятельности, в ее содержании. Ищут новые пути реализации деятельности. Редко бывают успешными на уп­равленческих должностях. Эффективны в любой деятельно­сти, которая сопряжена с экстремальными требованиями, с необходимостью поиска новых путей. Хороши в адвокатской практике, журналистском деле, наиболее успешны в диалоге с сильным менеджером.

Регуляторы – доминирование третьего уровня интеллек­та. Успешны во всех видах деятельности сферы «человек–человек». Отличаются взвешенностью решений. Умеют уп­равлять собой, собственными эмоциями и ситуацией. Отличные руководители и менеджеры.

Рассмотренные примеры типических проявлений интел­лектуальных процессов со всей очевидностью показывают, что для реализации любой деятельности необходимы не толь­ко способности, но и личностные качества.

Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности мож­но рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии.

Так, например, в результате активного взаимодействия сознатель­ной и бессознательной сфер психики формируются следующие ха­рактерные признаки творческой личности:

1) независимость (личные стандарты важнее стандартов группы, не­конформность оценок и суждений);

2) открытость ума (восприимчивость к новому и необычному);

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым си­туациям (конструктивная активность в этих ситуациях);

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

5) уверенность в своих способностях и сила характера; смешанные черты женственности и мужественности;

6) мотивация процессом деятельности и личная увлеченность.

 

Вопросы для самопроверки:

o Какие психологические системы профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков) в наибольшей степени обеспечивают формирование ИСД?

o Объясните, почему собранные воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических свойствах личности В.С. Мерлин назвал концепцией интегральной индивидуальности?

o Назовите требования профессиональной деятельности преподавателя высшей школы по каждому уровню интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

o Поскольку ИСД начинает формироваться в подростковом возрасте, приведите примеры проявления индивидуального стиля в учебной деятельности (самостоятельное изучение учебного материала).

o По каким причинам может измениться ИСД?

o Какие условия необходимы для формирования эффективного ИСД?

o Что такое «зона неопределенности» и как она связана с ИСД?

o Как способности человека и особенности нервной системы влияют на эффективность формирования ИСД?

o Назовите этапы формирования ИСД.

o Предложите план исследования ИСД при помощи таких методов психологии труда как: метод тестов, экспертный метод, биографический метод.

o Охарактеризуйте сущность каждого типа интеллекта (первый, второй, третий).

o Предложите профессии, наиболее подходящие для каждого типа интеллектуальной активности: инсайтники, логики, эрудиты, творцы, регуляторы.

Литература:

  Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
  Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
  Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

 

 


[1] Мерлин Вольф Соломонович (1898-1982) – представитель уральской школы психологии (Пермский педагогический институт), изучал проблему индивидуальности как объект интегрального междисциплинарного исследования

[2] Шадриков Владимир Дмитриевич

[3] Решение – выбор одной альтер­нативы из нескольких

[4] Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) – русский психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школы

[5] Лазурский Александр Федорович (1874-1917) – русский врач, психолог, разработчик отечественной характерологии, исследователь индивидуально-психологических различий

[6] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 164-165

[7] Типы конституции по Кречмеру: астеник, пикник, атлетик и диспластик

Типы конституции по Шелдону: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный

[8] Слово «гендер» английского про­исхождения «gender» имеет два значения: «род», грамматическое понятие, и «пол» в смысле особенностей поведения мужчин и женщин. «Гендер» необходимо, таким образом, отличать от «пола биологического» (в английском языке обозначаемого словом «sex»). Словосочетания «гендерные различия», «гендерная роль» от­ражают набор ожидаемых типичных (и в этом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин.

[9] В.С.Мерлин считает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно авто­номных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества чело­века, которые определяют выбор им социальной роли, ее приня­тие личностью.

[10] Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО (Москва), заведующий лабораторией психологии саморегуляции деятельности Института управления (Набережные Челны)

[11] Гуревич Константин Маркович (род. 19 октября 1906 г.) - доктор психологических наук, профессор, Почётный член РАО с 6 апреля 1995 г.

 

[12] Аттенционные способности - способности внимания

[13] Имажинитивные способности (от лат. имажинация – воображение) – способности воображения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: