Условия эффективного детско-родительского общения




 

Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношения к нему влияют множество факторов. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

1) Детский опыт самих родителей.

2) Нереализованные потребности родителей.

3) Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится.

Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

Исследование эффективного детско-родительского общения производилось на базе государственного учреждения образования школа №10, г. Молодечно. В исследовании принимали участие родители учащихся 5 класса (9 человек). Из них 5 женщин и 4 мужчины.

Метод тестирования “Стратегия семейного воспитания” относится к классическим и применен для выяснения стиля воспитания ребенка в семье.

Тестируемым дается тест “Стратегия семейного воспитания”, где им предлагается ответить на 10 вопросов:

Применение методики показало преобладание стилей.

Авторитарный стиль – 65%.

Авторитетный стиль – 17%.

Либеральный стиль – 15%.

Индифферентный стиль – 3%.

1)Авторитарный: Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

2) Авторитетный: Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

3) Либеральный: Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениями. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

4) Индифферентный: Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.

Исходя из этого мы видим, что для определения стиля воспитания в данных семьях был использован метод тестирования, из которого мы узнали, какими же взрослыми все-таки хотят видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя. Данные стили отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения.

 

 

Заключение:

Рассмотрев данную тему, изучив ее особенности и раскрыв разные варианты развития сюжетов связанных с возникающими на этом фоне проблемами, можно и нужно отметить важность такого процесса как воспитание ребенка в семье. Следует уделять внимание тому, как проходит этот процесс и следует заняться еще более углубленным изучением детской психологии, чем это есть сейчас. Да, одного конкретного метода, стратегии или способа воспитания выявить нельзя из-за человеческой индивидуальности и особенности подхода к каждому, что дает еще больше поводов к заинтересованности и изучению данной темы. Следует стремиться к гармонии в семейных отношениях и наполнять добрыми чувствами детей, что бы у них появлялась любовь к жизни и, не было ощущения, что везде все против них.

Каких немыслимых вершин сможет достичь человечество, если приобретет этот баланс в отношениях с семьей и окружающими. У людей не будет желания сражаться за то, что бы преуспеть друг перед другом, а будет желание стремиться к общему, глобальному успеху. Не придется одному человеку выполнять тяжелую работу, каждый будет делать понемногу на благо всех и в этом будет сила, этого будет хватать. Люди смогут уметь довольствоваться необходимым, не будут обкладывать себя ненужными вещами, которые утяжеляют их жизнь, а налегке, зная, что всегда рядом кто-то кто поможет, будут наслаждаться ею.

Воспитывая в детях добро, воздается огромная помощь психике и внутреннему миру маленького человека. Ведь как счастлив тот, кто не переживает по мелочам, не завидует другому, благодарен за то, что у него есть и не требует большего, если это не необходимо.

Так же, может решиться и зависимость нынешнего поколения от компьютерных игр, ведь воспитывая правильное мировоззрение в ребенке, просто не будет ни времени, ни желания посадить его перед телевизором, что бы он не мешал делать домашние дела. С родителями, которые всей душой открыты своему чаду, ребенок с радостью будет включаться в домашние дела сам, что бы подражать поддержанию чистоты, ведь наведение порядка заложено в каждом, надо только его к этому подтолкнуть.

Конфликт поколений был есть и будет до тех пор, пока родители будут позволять, что бы ребенок учился жизненному опыту исключительно сам, по причине, что он их слушать не хочет, а потом будут удивляться, почему он отличается от них. Они не смогут его понять, ведь до этого в его жизнь не вникали. Нужно опыт не навязывать, а на собственном примере прививать с детства даже в игровой форме. Да, самообразование в жизни у ребенка тоже будет, но если дать правильный старт, то впоследствии он совершит намного меньше ошибок.

По сути, из-за зависти, из-за первоначального негативного настроя к окружающим и возникают ситуации, заставляющие озлобиться. Человечество настолько друг другу не доверяет, что предпочитает обман и скрытность в обмен на открытость и честность. Да, это сформировалось и закрепилось уже на уровне поколений, но, идя в ногу с эволюцией, мы можем это исправить. Есть все условия, что бы человечество росло и дальше, более семимильными шагами, чем сейчас, только его нужно направить, сплотить. Эволюционировать человечество тоже начинало массовостью, сплочённостью, а потом уже подразделилась на более мелкие группы.

Воспитывая нового человека, следует помнить, что именно в этот момент тот, кто занимается воспитанием - подобен Богу. В его руках жизнь, судьба и взгляд на окружающий мир воспитанника. То, что он заложит, то и будет сопровождать ребенка всю жизнь. Нет хороших или плохих детей, все они рождаются с одинаковым чистым листом, в котором уже пишут по-разному настроенные люди, а в листах этих людей писали когда-то другие, по этому виноватых в данной проблеме нет, можно только изучив эту проблему не повторять ошибок, и вложить лучшее в будущее поколение.

 

 

Приложения:

Первый вопрос контрольный, так как он покажет нам какую роль в данной семье занимает воспитание:

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А). Преимущественно воспитанием?

Б). Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В). Главным образом врожденными задатками.

Г). Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А). Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б). Абсолютно с этим согласен.

В). Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г). Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А). Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

Б). Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).

В). Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г). Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А). Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б). Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В). Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г). Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А). Если попросит, можно и дать.

Б). Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В). Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г). Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

Шестой вопрос один из контрольных вопросов, который поможет нам выявить на сколько самостоятелен ребенок:

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А). Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б). Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В). Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г). Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Седьмой вопрос контрольный, он так же определяет какую роль в этой семье занимает воспитание и общение.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А). Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б). Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В). Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г). Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы вы ее?

А). Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б). Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В). Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г). Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А). Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б). Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В). Расстроюсь.

Г). Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А). Безусловно.

Б). Стараюсь.

В). Надеюсь.

Г). Не знаю.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. труды автора А.В. Петровского

2. труды автора Кузина Валерия Федеровича: Лекция "Особенности развития подростков среднего возраста и семейные отношения"

3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986.

4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика, 1987.

5. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. М., 1990.

Интернет ресурсы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: