Методические указания по написанию рефератов




Для закрепления полученных теоретических и практических навыков магистрант должен самостоятельно выполнить индивидуальное задание (реферат) и защитить его преподавателю перед экзаменом, во время практического занятия или на научной конференции.

Написание рефератов должно способствовать закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного мышления и умения решать поставленные перед студентом задачи. Содержание выполненной работы дает возможность углубить уровень знания изучаемой проблемы, показать знание литературы и сведений, собранных магистрантом, выполняющим реферативную работу.

Требования, предъявляемые к реферату, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию; требования к оформлению.

При написании реферата целесообразно придерживаться сложившейся традиции оформления структуры научного произведения, основными элементами которой, в порядке их расположения, являются следующие:

1.Титульный лист

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение

6. Список использованной литературы.

Титульный лист является первой страницей реферата и оформляется по строго определённым правилам. В верхней части титульного листа указывается название учебного заведения, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа, факультет, затем посередине название темы исследования, с правой стороны фамилия и инициалы, а также ученая степень и звание научного руководителя. Внизу титульного листа – город и год написания работы.

На втором листе помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение (1-2 стр.). Здесь обосновывается выбор темы, раскрывается ее значимость и актуальность соответственно применительно к учебному курсу и, главное, к степени решения научного вопроса. Даётся краткая характеристика использованной литературы. Определяются объект и предмет исследования; формулируется проблема, цель и задачи реферативной работы.

Основная часть (12-15 стр.) состоит из 2-3 глав, разделенных на параграфы. Глава, при целесообразности, может не содержать параграфов. Здесь, посредством реферирования, глубокого сравнительного анализа литературы, раскрывается тема в историческом времени и пространстве, уровень ее разработанности в теории и на практике. Определяются точки роста соответствующих теорий и концепций.

Заключение (1,5 – 2 стр.). Последовательное, логически стройное изложение полученных итогов в их соотношении с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.

Список использованной литературы. Список литературы должен включать, монографии, статьи, учебники, другие первоисточники по проблемам дисциплины. Особое внимание уделяется периодической печати, которая отражает проблематику, затронутую в реферате. Применяется алфавитный способ группировки источников: по алфавиту фамилий авторов и заглавий, а также с их нумерацией арабскими цифрами.

Особое внимание следует уделить изучению, использова­нию, цитированию литературы, точному указанию литератур­ных ссылок. Может быть использована, разумеется, любая от­носящаяся к теме литература, но желательно изучение и включение в список публикаций последних двух-трех лет. Цитирование должно быть точным с обязательным указанием страницы, на которой находится цитата (или отрезок текста, на которой дается ссылка); если ссылка дается на источ­ник в целом, то страницы могут не указываться, но в любом случае должны быть точно и полно указаны выходные данные используемого источника: автор, заглавие, место, издательство, год издания книги; автор, заглавие статьи, год, номер журнала, газеты, сборника и т.п. Целесообразно список литературы формировать по ходу встречаемости ссылок в тексте реферата, указывая в тексте в скобках номер ссылки и цити­руемую страницу, а в списке литературы под этим номером полностью и точно указать источник. Например. «Мы все больше специализируемся не по наукам, а попроблемам»,–отмечает В.И. Вернадский (1, с. 67). В 1917 г. Эйнштейн писал Вейлю: «Вопрос о том, следует ли рассматривать электрон как особую точку и допустимы ли во­обще в физическом описании истинные сингулярности, пред­ставляет огромный интерес» (Цит. по: 4, с. 280).

Общий объем реферата 15–20 страниц машинопис­ного текста. Письменная работа выполняется на компьютере с использованием текстового редактора Microsoft Word.

Основные требования к оформлению: размер бумаги – А4 (210 х 297 мм); кегль 14; расположение бумаги – книжное; отступы сверху и снизу – 20 мм, отступ слева – 30 мм, отступ справа – 10 мм; абзацы в тексте начинаются с отступом в 15 мм от левой границы тек­ста; межстрочный интервал – 1,5 пункта; выравнивание текста должно быть сделано по ширине; нумерация страниц работы – сквозная. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация начинается с титульного листа, на самом титульном листе номер страницы не проставляется. Проставление номеров страницы начинается со страницы номер 2 (Оглавление). Номера страниц проставляются только на верхнем колон­титуле листа ровно посредине страницы.

Каждая основная структурная часть работы начинается с нового листа (оглавление, введение, глава, заключение, список литературы). Реферат представляется преподавателю в срок, установленный календарным планом-графиком реализации учебной дисциплины.

Изучение учебной дисциплины «Философия и методология научного исследования» позволяет сформировать у магистрантов:

- знания о содержании и когнитивном потенциале основных методов современной науки, принципов формирования научных гипотез и критериев выбора теорий, сущности научного познания, взаимодействия науки с производством и другими областями культуры;

- умения использовать в исследовательской работе современные научные методы и эвристический потенциал других форм регуляции познавательной деятельности в науке; осуществлять методологическое обоснование научного исследования;

- стремление к личностному развитию; способности применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности.

Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:

1) посещать все лекционные и практические занятия, поскольку весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения знаний по дисциплине;

2) все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать (либо на бумажных, либо на машинных носителях информации);

3) обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;

4) проявлять активность на интерактивных лекциях и практических занятиях, а также при подготовке к ним необходимо помнить, что конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому магистранту;

5) в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.

Для успешного проведения практических занятий с творческой дискуссией нужна целенаправленная предварительная подготовка магистрантов.

Обучающиеся получают от преподавателя конкретные задания на самостоятельную работу в форме проблемно сформулированных вопросов, которые потребуют от них не только поиска литературы, но и выработки своего собственного мнения, которое они должны суметь аргументировать и защищать (отстаивать свои, и аргументировано отвергать противоречащие ему мнения своих коллег).

Практическое занятие в сравнении с другими формами обучения требует от магистрантов высокого уровня самостоятельности в работе с литературой, инициативы, а именно: умений работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, делать собственные обобщения и выводы. Все это создает благоприятные условия для организации дискуссий, повышает уровень осмысления и обобщения изученного материала.

При проведении практических занятий в виде дискуссий занятий реализуется принцип совместной деятельности студентов. При этом процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому такое занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. При этом приветствуется общий поиск ответов группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такие занятия обеспечивают контроль за усвоением знаний обучающимися.

Готовясь к практическому занятию, студенты должны:

1. Познакомиться с рекомендуемой преподавателем литературой.

2. Рассмотреть различные точки зрения по изучаемой теме, используя все доступные источники информации.

3. Выделить проблемные области и неоднозначные подходы к решению поставленных вопросов.

4. Сформулировать собственную точку зрения.

 

 

Терминологии по дисциплине:

Мировоззрение

Материализм (материя, движение, пространство, время, отражение)

Идеализм (субъективный и объективный)

Рационализм

Сенсуализм (эмпиризм)

Иррационализм

Экзистенциализм

Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм

Фрейдизм (бессознательное, сублимация)

Культура, Цивилизация, Формация

Диалектика

Метафизика

Схоластика

Герменевтика, герменевтический круг

Феноменология, феноменологическая редукция

Онтология

Гносеология

Агностицизм, Скептицизм

Аксиология, Научная картина мира, Этос науки

Детерминизм

Истина (классическая, когерентная, конвенциональная, прагматическая)

Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм

Научная парадигма, научная революция, рациональность

Научно-исследовательская программа

Классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука

Коэволюция, ноосфера

Ризома, нарратив, симулякр

Синергетика

Сингулярность

Интернализм, экстернализм

Субъект, объект познания

Объект, предмет научного исследования

Научная теория, нормальная наука

Верификация, конвенция, фаллибилизм, фальсификация (как научные принципы)

Моделирование, абстрагирование, аксиоматизация, формализация (как методы)

Наблюдение, объяснение, описание, эксперимент (как методы)

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Философия и методология научного исследования»

1. Понятие и функции науки.

2. Наука в системе культуры.

3. Специфика научного познания. Философия и наука.

4. Особенности предмета, средств, методов науки, субъекта научной деятельности.

5. Критерии научности.

6. Классификация наук.

7. Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний.

8. Становление первых форм теоретической науки в античности.

9. Формы и особенности средневековой науки

10. Эпоха Возрождения: подготовительный этап к обоснованию новой науки.

11. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

12. Классический и неклассический этапы в развитии науки.

13. Особенности постнеклассической (современной) науки.

14. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различия.

15. Проблема как форма на­учного знания.

16. Гипотеза как форма научного знания. Виды и функции гипотезы.

17. Научная теория, ее структура, типы и функции.

18. Основания науки и их структура. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.

19. Понятия научного метода и методологии науки. Общелогические методы и приемы исследования.

20. Эмпирические методы исследования, их виды и функции в научном познании.

21. Методы теоретического исследования.

22. Общенаучные методологические программы в структуре современного научного исследования.

23. Этапы научного исследования.

24. Источники научной информации, их виды.

25. Специфика сбора, обработка и анализа научной информации.

26. Основные требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: