Методические рекомендации по тактической разработке активных коммерческих туров.




 

Тактической разработкой активного туристского путешествия назы­вается документ, содержащий подробное описание цели, средств, сил и действий, необходимых для полного и безопасного прохож­дения намеченного маршрута. Тактическая разработка (ТР) содержит в себе информацию как о предпоходных тактических действиях, так и час­тично о том, что следует делать группе в ходе самого путешествия.

В коммерческом использовании активных видов туризма тактические разработки маршрутов имеют первостепенное значение и являются само­стоятельным туристским продуктом. Именно завершенная тактическая разработка является начальным этапом подготовки и продажи активного тура, как на внутреннем, так и международном туристском рынке. Без ТР невозможно определить стоимость тура, составить соответствующий прайс-лист, осуществить рекламные мероприятия, подготовку необходи­мого материально-технического обеспечения, соответствующей бригады сопровождения и, наконец, осуществить собственно путешествие.

 

Содержание тактической разработки тура:

(на примере водного маршрута по р. Чусовая, Средний Урал)

Этап Рекомендации Пример
Выбор маршрута путешествия Начинать ТР целесообразно с обоснования выбора предлагаемого маршрута по следующим критериям: безопасность, познавательный инте­рес, устойчивость хорошей погоды в летнее время, близость подъездов к начальной и конечной точкам активной части путешествия и т.п. Водный маршрут по р. Чусовая на участке п. Кын – г. Чусовой подходит для начинающих туристов, т. к. не имеет категорийных препятствий, но при сплаве на байдарках будет интересен как новичкам, так и опытным туристам ввиду наличия простых шивер и перекатов. На маршруте в изобилии встречаются природные и исторические достопримечательности (скалы с видовыми площадками, пещеры, стоянки древних людей, карстовые озера, музей под открытым небом и т. д.). Участок от п. Кын до г. Чусового удобен своей транспортной доступностью (прямой поезд г. Н. Новгород – г. Чусовой), кроме того этот участок не попадает в охранную зону природного парка р. Чусовая.
Определение основных параметров маршрута 1. Вид туризма и категория сложности. 2. Протяженность и продолжительность – эти параметры напрямую зависят друг от друга. Продолжительность длительного (не ПВД) взрослого коммерческого тура в среднем составляет от 7 до 16 дней. Протяженность маршрута заданной продолжительности будет, в первую очередь, зависеть от категории людей, которым адресован тур (дети, семьи с детьми, молодежь, сборные взрослые группы и т.п.), вида туризма, но и в рамках одного вида может существенно различаться из-за географических особенностей района (например, при сплаве по рекам Нижегородской области с коммерческой группой оптимально планировать от 12 до 20 км в день, тогда как на реках с большей скоростью течения можно преодолеть 30-40 км в день). 3. Сроки путешествия. На сроки путешествия будут во многом влиять климатические особенности района путешествия. Например: совершать пеший поход в конце августа в Нижегородской области довольно комфортно, а в Саянах в этот же период времени может наступить зима; горные коммерческие походы не следует планировать в лавиноопасные периоды года; начало июля – хорошее время для водных походов, но в некоторых районах Урала реки в это период сильно мелеют и т. д. Кроме того, при определении сроков похода стоит учитывать расписание движения поездов/самолетов/автобусов. 4. Рекомендуемое кол-во туристов в группе. Очевидно, что слишком большая группа является маломобильной и трудноуправляемой, а при расчете на очень малую группу стоимость путевки существенно возрастет, и тур станет неконкурентоспособен. Есть и другие факторы, накладывающие ограничения на кол-во людей в группе, например, кол-во мест в машинах при транспортной заброске (на старт маршрута возит только один УАЗ «буханка» с кол-вом пассажиров 8 чел, соответственно, взять больше 7-ми клиентов (+1 инструктор) мы не сможем. При прохождении маршрута через разнообразные заповедники и нацпарки следует изучить, не накладывают ли правила их посещения ограничения на суточное кол-во туристов, посещающих на охраняемые территории.   5. Кол-во инструкторов. Зависит от сложности похода (если планируется категорийный поход, то кол-во инструкторов увеличивается, например, в сложном водном походе желательно, чтобы на каждом плавсредстве были 1-2 инструктора), кол-ва туристов (в простых походах на 10-15 клиентов достаточно 2-х инструкторов, на 20-25 уже необходимо 3-4), возраста туристов (в детских походах оптимально: 1 инструктор на 5-6 детей, но не менее 3 инструкторов на группу), мероприятий на маршруте (например, если планируется посещение вертикальной пещеры, целесообразно наличие 3х инструкторов даже при небольшой группе; если в походе планируются радиальные выходы с оставлением лагеря группой, то инструкторов должно быть минимум 2 – один ведет группу, 1 охраняет лагерь).  
Вид туризма Водный с посещением пещер
Категория сложности 1 (первая) категория
Протяженность 130 км
Продолжительность активной части 10 дней
Сроки по НН   по Уралу 21.07 – 31.07.2017 20.07 – 01.08.2017
Кол-во туристов 10-12 человек
Кол-во инструкторов 2 человека

 

 

Нитка маршрута Составление нитки маршрута. Необходимо описать “нитку” самого маршрута путешествия с его основными физико-географическими пунк­тами и естественными препятствиями (реки, озера, перевалы, ледники, бо­лота, леса и т.п.). Указываются основные населенные пункты прибытия/отбытия, наиболее крупные населенные пункты по пути следования, основные достопримечательности, определяющие препятствия. Г. Н. Новгород – г. Чусовой – п. Кын – к. Мултык – д. В. Ослянка – Сылвицкий перекат – к. Ермак – к. Горчак – к. Гнутый – д. Усть-Койва – устье р. Койва – к. Поныш (пещ. Чудесница) – к. Плакун – Голубое озеро – г. Чусовой – г. Н-Новгород.
Развернутый график движения Рекомендуется оформить в табличном виде. Приложение 1.
Карты, схемы, лоции На основной карте прорисовывается маршрут с местами ночевок (иногда обедов), указываются пути аварийного схода с маршрута. На карте отмечаются достопримечательности и экскурсионные объекты, основные препятствия на маршруте. В зависимости от вида туризма и наполнения маршрута прикладываются лоции и схемы порогов, хребтовки, кроки перевалов, топосъемки пещер и т. д. Приложение 2.
Запасные варианты и аварийные сходы с маршрута Запасной вариант маршрута бывает один или несколько и прокладываются они через менее слож­ные естественные препятствия, чем основной, но в тот же конечный пункт. Запасной вариант маршрута рассчитан на более короткое по времени про­хождение, чем основной, либо является более легким технически. Используется этот вариант чаще всего при рез­ком ухудшении погоды или несоответствии физических (технических) возможностей участников похода сложности или протяженности основно­го маршрута. При разработке аварийных сходов с маршрута следует помнить, что чрезвычайное происшествие (ЧП) может произойти на любом участке маршрута, при этом его вероятность на сложных участках выше. Поэтому аварийных сходов должно быть несколько, и все они должны содержать ответы на вопросы, как и какими путями группа сможет макси­мально быстро выйти из любой точки района путешествия. Разрабатывая аварийные сходы, необходимо для начала опреде­лить так называемую точку возврата — место, с которого эвакуация опти­мальна по пройденному уже пути к исходному пункту маршрута. Это бу­дет первый аварийный сход с маршрута. Остальные подобные варианты высчитываются по признакам максимальной простоты и кратковременно­сти пути к ближайшему населенному пункту или временному пребыванию людей, откуда возможна эвакуация транспортными средствами. Аварийные сходы с маршрута высчитываются до той точки, от ко­торой наилучшим вариантом эвакуации является движение по основному маршруту до конечного пункта.  
Доставка группы на маршрут Доставка группы на маршрут может осуществляться как маршрутным транспортом (начиная с самолета, заканчивая пригородными автобусами), так и транспортом заказным (автотранспорт, катер, вертолет, кони, ослы и т. д.). При заброске маршрутным транспортом необходимо уделять особое внимание стыковке расписаний и направлений (особенно при забросках с пересадками). При пересадке с одного транспорта на другой важно закладывать достаточное кол-во времени на переезд(с вокзала в аэропорт, например), на погрузку, получение багажа, а также непредвиденные ситуации. Нужно помнить – поезда могу опаздывать, авиарейсы задерживаться, а рейсовые автобусы в принципе не имеют точного времени прибытия в конечный пункт. При выборе варианта заброски следует учитывать климатические особенности района и время года (зимой могут быть заметены перевалы и закрыты дороги для проезда автобусов, в осенний период может быть остановлено движение паромов и т. д.). Также стоит уделять внимание вопросам комфорта и безопасности. Планируя заброски/выброски общественным транспортом, по возможности, следует избегать ночных, особенно многочасовых, пересадок. При расчете стоимости заброски не нужно забывать о мелочах, например, при пересадке в Москве с вокзала на вокзал, стоимость проезда на метро лучше заложить в смету заранее, а не добирать с клиентов на месте. Также необходимо учитывать правила провоза грузов в различных видах транспорта. Если вся группа планирует лететь самолетом, а в походе готовить на газовых горелках, то нужно предусмотреть закупку газа по прилету на место, либо выбрать другой вид транспорта. Особенно негабаритны грузы у туристов-водников, сдать в багаж в самолете 90-килограмовый рафт будет проблематично, да и в поезде в обычный вагон плавсредства не всегда возможно разместить. Стоит предусматривать покупку багажных билетов или отправку громоздкого снаряжения к точке старта транспортной компанией. При забросках заказным транспортом важно подобрать надежного перевозчика. Лучше всего, если у перевозчика имеется несколько единиц транспорта, чтобы в случае выхода из строя планируемого автобуса, он мог прислать замену. Также не стоит забывать о грузоподъемности того или иного транспорта(как вертолет, так и ишак могут поднять строго определенный вес, необходимо уточнять у перевозчика максимальную грузоподъемность транспорта), а также о его объемах (в 13-местную ГАЗель, конечно, садится 13 человек, а вот 13 человек с тринадцатью 120-литровыми рюкзаками- уже с трудом). При заброске непосредственно к месту старта нужно внимательно изучить подъезды. Нередко в горных районах может потребоваться транспорт повышенной проходимости, да и в наших равнинных районах вместо комфортабельного экскурсионного автобуса чаще приходится остановить свой выбор на ПАЗике. Заброска. Н. Новгород – Чусовой: Поезд №012Я «Ямал», Москва – Новый Уренгой. Отправление из г. Н. Новгород – 20.07 в 20:11 (время мск) Прибытие в г. Чусовой – 21.07 в 13:58 (время мск). По местному времени в 15:58. Стоимость плацкартного места – 1607 р Ж/д вокзал г. Чусовой – ТК «КИТ» - п. Кын: Заказной микроавтобус «Форд», 950-454-43-31, ООО «АвтоМир». Транспорт будет подан в 14:00 (мск) к ж/д вокзалу г. Чусовой. Стоимость заброски – 12000 руб.   Выброска. Ж/д вокзал г. Чусовой – ТК «КИТ» - ж/д вокзал г. Чусовой(для отправки снаряжения транспортной компанией): Заказная грузовая ГАЗель, 935-144-87-10, ИП Шурыгин. Транспорт будет подан в 07:30 (мск) к ж/д вокзалу г. Чусовой. Стоимость – 1000 руб. г. Чусовой – г. Н. Новгород: Поезд №083*Е «Северный Урал», Приобье - Москва. Отправление из г. Чусовой – 31.07 в 09.45 (время мск). По местному времени в 11:45 Прибытие в г. Н. Новгород – 01.08 в 03:22. Стоимость плацкартного места – 1098 р
Взаимодействие с МЧС При проведении активных туров руководитель группы/инструктор/проводящая организация обязаны зарегистрировать группу в территориальном отделении МЧС. При прохождении маршрута по нескольким областям, необходимо уведомить отделения МЧС каждой области. В первую очередь необходимо найти номера телефонов регистрирующих органов. В некоторых регионах достаточно продиктовать данные группы по телефону, в некоторых требуется отправить заявку в произвольной форме на электронную почту, в некоторых существуют специальные бланки заявлений, которые необходимо заполнить, где-то считается обязательным по прибытию в район похода лично зарегистрироваться в ближайшем пункте МЧС. Планируя маршрут, необходимо согласовать с местным МЧС форму подачи заявки, контрольные сроки, время выходов на связь. Планируя точки выхода на связь, необходимо изучить карту покрытия мобильной связи в данном регионе и предусмотреть сохранность телефонов в заряженном состоянии, чтобы из-за пропуска сеанса связи из-за севшей батарейки внезапно не начались поисковые работы. В случае невозможности связи с МЧС на маршруте по мобильному телефону, следует иметь спутниковый телефон либо планировать места выхода на связь в населенных пунктах, где имеются почтовые отделения. od-kss@mail.ru – электронный адрес для отправки заявки на регистрацию в ГУ МЧС России по Пермскому краю. Телефон для связи с оперативным дежурным – 8(342) 2682-59 Заявка на регистрацию в приложении 3.
Страховка от несчастного случая На данный момент при проведении активных туров проводящая организация обязана страховать от несчастного случая несовершеннолетних участников тура. Взрослых участников тура допустимо не страховать в том случае, если в договоре они подписали отказ от страхования. Но, все же, крайне рекомендуется страховать всех участников коммерческих походов. В информации о туре и в договоре с клиентом должна быть указана информация о страховой компании. В стоимость маршрута включена страховка от несчастного случая Страховое АО «ВСК», страховой полис выписывается на группу и находится у инструктора.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: