Конспект урока №47 (16) по природоведению 7б класс 30.03.20
Тема урока: Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.
Цель: Познакомить обучающихся с растениями семейства Сложноцветные и их характерными признаками.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Сложноцветные.
- Систематизировать знания, полученные при изучении предыдущих тем.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную устную и письменную речь учащихся, внимание путем выполнения заданий на закрепление материала;
- развитие мыслительной деятельности путем нахождения причинно-следственных связей между строением картофеля и особенностями его выращивания;
- коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение заданий и сообщений по новой теме;
- развивать память учеников (работать над связным высказыванием при помощи ответов на вопросы учителя).
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению растений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: доска, тетради, ручки, учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А., иллюстрации.
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, работа со статьей учебника, упражнения.
Формы работы: беседа, работа со статьей учебника, работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.
Ход урока:
I. Подготовительный этап
Организационный момент, нэн.
• Проверка готовности к уроку.
• Психологический настрой на урок.
• Разбор даты, дня недели, месяца.
• Определение состояния погоды на момент начала урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно,
не бойтесь ошибиться. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
Давайте с вами немного вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. Для этого послушайте сказку!
1.В некотором царстве, в некотором государстве жил люд многочисленный и количество тому люду было 350 000. Жили дружно, для жизни им всего - то и нужно было солнышко да земля влажная. О каком царстве-государстве речь? (Царство растения)
2. Но не все равны были в той стороне. Господствовали над всеми 250 000 самых стойких и сильных. И над водными господствовали, и над болотными, и над лесными тенистыми. А отличались они тем, что носили яркий головной убор. О чем речь? (Отдел цветковые-250 000)
3. Но и они делились на две группы. Одни крепко стояли на земле, глубоко уходя в почву, и были среди них и гиганты, и середняки, и карлики. А другие хоть на нескольких ногах держались, да тонких. И были среди них лишь карлики. О чем речь? (Класс двудольные, класс однодольные).
4. Но и эти группы делились на семейки. И у каждой семейки был свой головной убор. О чем речь? (Семейства различаются по строению цветка).
Вспомним, какие группы растений по строению цветка мы уже изучили. (злаковые, лилейные, пасленовые, бобовые, розоцветные).
Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока «Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных». Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока.
II. Основная часть
Объяснение нового материала:
Сложноцветные главным образом травянистые растения. Среди них однолетние, двулетние и многолетние. Объединены они в одну группу по общим признакам. Эти признаки мы узнаем, вспомнив части растений и заполнив таблицу на доске.
Части растения | Признаки |
Корневая система | Стержневая |
Стебель | Прямостоячий, укороченный |
Листья | С сетчатым жилкование |
Соцветие | Корзинка |
Цветок | 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик |
Плод | Семянка |
Семя | 2 семядоли |
Начертите таблицу. Сейчас будем ее вместе заполнять. Как называется часть растения, которая находится в земле?
(учитель заполняет таблицу на доске по мере ответов учеников, ученики в тетради).
В природе много растений, относящихся к сложноцветным. Это хорошо вам знакомые одуванчик, мать-и- мачеха, различные ромашки, лопух. Среди сложноцветных немало декоративных: георгин, астра, маргаритка и другие. Ценным сложноцветным растением является подсолнечник. Из его семян получают подсолнечное масло. Поэтому человек специально выращивает подсолнечник. Высоко ценятся лекарственные сложноцветные, например календула (ноготки). Есть среди сложноцветных и сорняки.
Физ. минутка
Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
Закрепление материала
Откройте учебник на стр. 170. Прочитайте абзац.
Скажите, какие растения относятся к сложноцветным? Найдите их на рисунке 111. Запишите примеры растений в тетрадь.
Какое ценное растение выращивает человек? Какое растение высоко ценится как лекарственное?
Домашнее задание: Прочитать учебник на стр.169 – 170, ответить на вопросы.
III. Заключительный этап
Подведение итогов урока
- Что сегодня повторяли на уроке?
- Что нового узнали?
- Приведите примеры сложноцветных растений?
Выставляются оценки в журнал, дневники.
Рефлексия
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!