Технические рекомендации по применению учебника.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «АВИВ»

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ШКОЛ

 

Виртуальная школа «Авив» - проект Российского еврейского конгресса по созданию электронного учебника для системы Воскресных школ. Его партнерами при реализации стали Еврейское агентство для Израиля Сохнут, Центр еврейского образования на русском языке Маханаим, а также группа компаний Ланит «ЛА боратория Н овых И нформационных Т ехнологий», специализирующаяся на выпуске электронных учебников по всем курсам школьной программы.

 

Актуальность данного проекта связана с тем, что именно дополнительное образование (в т.ч. Воскресные школы, Семейные клубы) является наиболее доступной формой приобщения юношей и девушек из еврейских семей к национальной традиции, к знаниям о культуре и истории своего народа. Выстраивая общую систему еврейского образования — от дошкольного до академической иудаики — необходимо полноценно развивать и Воскресные школы, которые могут создаваться в любом городе, где есть общинный центр, где есть группа энтузиастов, готовых при поддержке РЕК, Сохнут, КЕРОР, ФЕОР, других еврейских организаций включиться в решение этой благородной задачи: формировать национальное самосознание и культуру юного поколения евреев в странах диаспоры..

 

Электронный учебник призван сыграть важную роль в решении этой задачи. Он поможет сделать занятия в Воскресных школах и Семейных клубах более интересными, насыщенными, наглядными. Он позволит полноценно проходить программу и тем ребятам, кто по каким-либо причинам пропустил часть занятий. Но очень важно и то, что формат электронного пособия предполагает активное вовлечение преподавателей в совершенствование его контента. Наш проект призван стать необычной формой методической работы педагогов Воскресных школ. Предполагая обратную связь, он позволит обобщить и сделать общим достоянием опыт творчески работающих учителей, создать для них общее методическое пространство.

Таким образом — через сотрудничество еврейских организаций, родительской общественности, педагогов — мы хотим сделать проект живым, развивающимся.

И поэтому мы назвали его «Авив» - так в Торе упомянут первый месяц еврейского календаря, символ начинающейся весны, начинающейся жизни.

Потому что в наших детях — будущее нашего народа.

 

Специфика учебного пособия

Структура текста учебника

Облачное пространство «Дополнительные материалы»

Работа с преподавателями по развитию учебника

Технические рекомендации по применению учебника.

--------------

1. Специфика учебного пособия. В отличие от традиционного «бумажного» учебника электронное пособие обладает рядом преимуществ.

Оно позволяет включить в содержание учебного текста аудио- и видеоматериалы.

Оно позволяет концентрировать внимание учащихся на определенном фрагменте текста, анализировать его, выделять ключевые понятия и примеры, вставлять комментарии и использовать другие приемы, помогающие осваивать учебный текст на более глубоком уровне.

Электронное пособие, используя элементы всплывающих окон, гиперссылок, позволяет осваивать материал, параллельно расширяя представления детей о содержании терминов, о взаимосвязях исторических событий, о персоналиях.

В текст пособия вставляются задания для учащихся в виде различных тестов. Их количество, оформление, уровень сложности могут варьироваться, в зависимости от возрастных особенностей учебной группы и ее общеобразовательной подготовки.

Электронное пособие вписывает конкретный учебный материал в широкое информационное поле, позволяя из темы каждого урока выйти на ресурсы интернета и обратиться к нужному источнику.

 

Все эти преимущества могут быть реализованы лишь при условии владения учителями навыками работы с электронным учебником. В этом случае педагогические возможности учителя существенно расширятся — и в процессе урока, и в части домашних заданий и самостоятельной работы детей.

 

2. Структура учебного пособия. Учебное пособие «Государство Израиль» создано специалистами Центра еврейского образования на русском языке «Маханаим» с учетом учебной программы еврейских воскресных школ в диаспоре. Пособие по предмету «Государство Израиль» включает в себя уроки по ключевым разделам:

  • история возникновения еврейского государства,
  • народ Израиля и его демография,
  • государственное устройство,
  • география и природа Израиля,
  • еврейский календарь,
  • язык и культура Израиля,
  • экономика Израиля.

Перечень данных разделов рассчитан, с одной стороны, на планомерную и систематическую работу с детьми в течение учебного года, в рамках курса «Государство Израиль». В то же время учитель может выбирать отдельные разделы и конкретные темы, которые соответствуют его учебному плану в данном году и с данной группой учащихся.

 

Особенно актуальна эта ситуация с учетом неизбежной цикличности в учебном процессе воскресных школ и любых других форм системы еврейского образования. В следующем году, а также еще через год, примерно этот же состав детей будет снова посещать занятия по истории и традиции Израиля, и учитель вынужден учитывать это как в планировании тем на каждый год, так и в подборе материалов к урокам.

 

Содержание и сама концепция пособия «Знакомьтесь, Израиль!» позволяют учесть эту ситуацию, и при необходимости каждый учитель сможет выбрать на текущий учебный год определенный набор из предлагаемых уроков.

В еще большей мере это относится к проблеме возрастного состава учащихся в группах. Проблема того, как адаптировать, например, тему экономических проблем Израиля к уровню знаний и учебных навыков детей начальной школы, не имеет универсального решения. Но мы стремимся к тому, чтобы в той или иной форме любой из названных разделов мог быть рассмотрен с детьми даже младшего школьного возраста, с использованием доступного детям языка и круга примеров. Авторы пособия надеются, что учителя, лучше других знающие специфику своей учебной группы, смогут выбрать из текста уроков отрывки, фотографии, видеофайлы, которые уместно включить в ткань урока для данной возрастной аудитории.

 

 

В целом можно считать, что оптимальным возрастом для самостоятельной работы с учебником, для чтения и понимания его даже без активной помощи преподавателя, является возраст еврейского совершеннолетия. Авторы стремились к тому, чтобы ребята среднего школьного возраста, читая книгу, нашли ее интересной, умной, достаточно познавательной — даже настолько, что можно читать и обсуждать ее вместе с родителями, в семье (это важно именно для неформального образования).

В других случаях, при работе с детьми возраста начальной школы, текст учебника является в первую очередь методическим пособием для преподавателя, собранием текстов, иллюстраций, видеофайлов, заданий.

 

Каждый урок учебника включает около 7 компьютерных страниц текста, сопровождаемого иллюстрациями двух видов: либо фотографиями, как в обычных учебниках, либо ссылками на иллюстрации, чтобы не отвлекать ученика от главного содержания.

 

Например, на странице израильской археологии рассказывается о находках, сделанных при строительстве шоссе №38. Вероятно, это название говорит что-то лишь израильским детям. Во всех других случаях требуется создать зрительный образ — как выглядит сегодня то место, где были сделаны находки. Нажимая на кнопку-ссылку (стрелку), читатель получит в большом формате всплывающую фотографию, где видны и древняя земля Израиля, и ее природа, и символы сегодняшнего дня — шоссе и проезжающая по нему машина. Так создается образ Израиля — древнего и современного.

       
   
 
 

 


 

 

 

Важным для учителя элементом текста является наличие гиперссылок, где при нажатии могут открываться объяснения терминов, всплывать нужные для беседы даты.

 

       
 
   
 

 

 


 

 


Следует также иметь ввиду, что одна часть таких гиперссылок ведет на текст внутри самого учебника, а другая — на внешние ресурсы. Например, при упоминании Первого и Второго храмов кнопки-стрелки открывают соответствующие страницы внешних интернет-ресурсов, пригодные, по мнению авторов учебника, для использования в классе.

 

Отбирая эти ресурсы, авторы исходили из требований общепедагогических, а также из необходимости свести к минимуму посторонние и рекламные материалы, сопровождающие большинство сайтов.

 

Выход на такие ресурсы расширяет простор для ученика, для его самообразования. Это позволяет также учителю дифференцировать уровень сложности материала в разновозрастной аудитории.

Но при этом, готовясь к уроку, учитель должен предусмотреть, что внутренние ресурсы и ссылки учебника будут работать и в автономном режиме, достаточно лишь скачать урок заранее. Но внешние ссылки, естественно, могут открываться лишь во время он-лайн подключения к интернету.

Если в классе в момент урока такого подключения не будет, а текст внешних ссылок важен для данного урока — тогда придется внешние материалы заранее открыть и сохранить на любом носителе.

 

Важным дидактическим элементом уроков является наличие заданий-тестов, помещенных, как правило, рядом с нужным абзацем текста. В ряде случаев с этим заданием легко справится даже первоклассник — но только если он внимательно читал текст урока. Именно в этом и состоит цель задания — побудить к внимательному чтению, вернуться к нужному абзацу, закрепить таким образом материал. И, напротив, даже старшеклассник не выберет правильный пункт, если он не прочитал текст урока.

 

Количество попыток в тестах мы не ограничивали, но в будущем можно будет это сделать, если в отзывах учителей такая необходимость будет указана.

В ряде случаев в определенном блоке урока помещается набор тестовых заданий разного плана:

 
 

 


Как видим из приведенного примера, это могут быть и задания на выбор правильного варианта из нескольких предложенных, и задание развернутого вида.

 

Цель данного подхода — предложить учителю набор инструментов для работы с детьми разных возрастов, разного уровня.

Рассмотрим это на примере следующего отрывка.

 

В «Археологических сенсациях» левая кнопка-ссылка откроет внешний интернет-ресурс, а правая — видеоролик об этом же событии, который находится «внутри» учебника. Таким образом можно комплексно поработать на уроке с этим примером.

 

А задание «Дополни предложение» представлено в двух вариантах - для того, чтобы учитель выбрал, какой из них предложить детям конкретного возраста. Второй вариант выполнить чуть сложнее.

 

Первый вариант

 


 

Второй вариант:

 

В некоторых уроках задание для учащихся составлено таким образом, чтобы для поиска верного ответа требовалось прочитать страницу текста, найти нужную информацию.

Это относится, например, к заданию «Кто с кем дружит», где предлагается найти российско-израильские города-побратимы. Визуально задание выглядит довольно привлекательно: можно передвигать в правой колонке гербы городов. Но определить эти пары городов можно лишь в ходе поиска в интернете, причем готового ответов нигде нет, надо просмотреть общий длинный список городов-побратимов в России. Советуем предложить детям вот этот ресурс https://skytouristic.spb.ru/sister-cities.html

 

Иллюстративные материалы, относящиеся не к конкретным абзацам текста, а к теме всего урока, обычно открываются из единого для дизайна всего учебника элемента навигации — из больших цветков:

Готовясь к уроку, учитель выберет, какой из видеофрагментов удобно включить во время урока, а какой (вероятно - более длинный) предложить детям посмотреть дома (или — с родителями, чтобы заинтересовать их, привлечь их внимание к работе воскресной школы).

 

В ряде случаев «цветы» ведут к более сложным внешним ссылкам, и это пригодится скорее для того, чтобы найти «поле деятельности» и для старших школьников, а также в тех случаях, когда учитель предполагает дать конкретным детям более сложное задание. Но в любом случае, задача пособия состоит в том, чтобы у педагога оказался под рукой разнообразный инструментарий.

 

При работе с внешними ресурсами иногда может потребоваться предварительное ознакомление, и при необходимости просим учителей обращаться к авторской группе за помощью и комментариями. Так, в приведенном выше примере из цветка «Свитки Мертвого моря» открывается не только пригодный для любой группы школьников видеоролик, но и собственно сайт Виртуального архива, где можно со старшими школьниками (или при работе с участием родителей) посмотреть, как выглядят эти свитки.

 

Вначале открывается сайт архива:

 

 

 

Но нажав наверху кнопку выбора языка (здесь мы отметили стрелкой), дети получают все материалы на русском языке:

 


 

Рассмотрим еще ряд примеров построения уроков.

 

Нижний цветок в этом блоке навигации справа позволяет открыть хронологическую таблицу, без которой даже взрослому человеку нелегко ориентироваться в событиях, посвященных древней истории.

 

Выше - жанр «Видеопрогулка», он позволяет погрузить читателя учебника в атмосферу описываемых городов. Но, как правило, просмотр этих видеофрагментов требует достаточного времени, и это уже выбор учителя — показывать их в классе или предложить детям посмотреть дома, на своем компьютере.

 

Верхний цветок позволяет здесь привлечь к уроку совсем другой жанр материалов — песню.

Поскольку цель учебного процесса в Воскресной школе — не только образовательная, но и воспитательная, такие элементы тоже важны на уроке. Вероятно, в каждом еврейском общинном центре есть немало аудиоматериалов с песнями, подходящими для уроков этого курса.

В данном случае обратим внимание на две вещи. Поскольку подавляющее число детей в диаспоре не знает иврита — здесь предлагается интересный прием: показать ученикам звучание одного и того же произведения и на иврите, и на русском языке — для понимания текста, а не только музыкального образа.

Приведенный в указанном уроке пример особенно дорог авторам учебника: текст песни «Мой золотой Иерусалим» был переведен на русский язык в наше время, и видео снято в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, с участием известных деятелей культуры, представителей Российского еврейского конгресса, других еврейских организаций. Тема связи Эрец Исраэль и диаспоры так же важна, как и связь древнего и современного Израиля.

 

Читая материалы отдельных уроков, учитель легко заметит, что их структура зависит от тематики раздела. В одних уроках (по истории древнего Израиля) приводятся отрывки из священных текстов (безусловно, не предназначенные для самостоятельного чтения ребенком из начальной школы), в других — имеется дискуссионный материал, позволяющий организовать на уроке обсуждение, предложить ребенку занять одну из противоположных позиций. Примером такого подхода является эпизод про соблюдение требований кашрута и законов субботы в современном Израиле.

Особенно важен этот эпизод для групп, где занимаются дети постарше — тогда можно упомянуть острую дискуссию, которая ведется по данной проблеме в современном Израиле.

Поскольку события, отмеченные здесь, происходят непосредственно в наши дни, и многие важные факты имели место уже после завершения учебника, наш проект дополнен еще одним блоком - «Дополнительные материалы». Одна из его задач — оперативно поставлять учителям документы, фотографии, примеры, описывающие актуальные события, связанные с государством Израиль и с темами включенных уроков. Для того, чтобы подобный блок стал дополнением к учебнику, использовано техническое решение — облачное пространство.

3. Облачное пространство «Дополнительные материалы». Параллельно со стационарным текстом учебника в рамках проекта «Авив» создана и область облачного пространства, названная «Дополнительные материалы». Она имеет разделы как для учеников, так и для преподавателей.

 

Область Дополнительных материалов для учеников позволит решать несколько проблем:

 

а) собирать, накапливать новые материалы для работы с учащимися (в рамках темы каждого урока),

б) организовывать образовательный процесс в разновозрастной аудитории, предоставляя детям задания различного уровня,

г) организовывать деятельность учащихся в режиме выполнения «домашних заданий», позволяя сделать их персонифицированными и поисковыми.

 

Технически задача решена таким образом, что из меню учебника (Воздушный шар) по ссылке «Дополнительные материалы» или по ссылке, полученной от учителя, учащиеся попадают в пространство облачного хранения ”Dropbox”. Структура папок там повторяет оглавление учебника.

 

Система устроена так, что школьники попадают туда без создания для них почтовых аккаунтов, без авторизации. Т.о. это доступно даже младшим школьникам.

 

Привлекая эту область, учитель сможет выбрать материалы, расширяющие кругозор учащихся, предложить им в индивидуальном порядке проанализировать определенный документ или график, составить комментарий к нему.

Это существенно персонифицирует процесс обучения, позволит изучать темы уроков параллельно с детьми разного возраста.

 

Рассмотрим это на конкретном примере.

В папке «Экономика» размещены в виде PDF документы, описывающие сотрудничество Израиля и России в экономической области.

Параллельно с этим, в области Дополнительных материалов для учителей, создана аналогичная структура папок, и там учитель сможет найти текстовый файл, который поможет ему построить работу с учениками на основе данных документов.

 

Область Дополнительных материалов для учителей предполагает вход по отдельной ссылке, которая предоставляется только учителям.

На обложке учебника в нижней строке при нажатии кнопки «Вход для учителей», всплывет окно, предлагающее преподавателю прислать свой контакт на электронную почту aviv@rjc.ru

После такого уведомления преподаватель получит доступ к папке методических материалов (в режиме пользователя).

 

Рассмотрим, как это работает на уроке «Экономика».

В соответствующей папке учитель откроет текстовый файл с вопросами, которые мы рекомендуем использовать для анализа документов, помещенных в папку для учащихся.

 

Сейчас в этом файле — таблица с вопросами к двум документам по российско-израильскому сотрудничеству:

К папке «Дополнительные материалы» ЭКОНОМИКА

  Вопросы  
1-й файл «Посольство РФ в Израиле» Вопрос: По скольким направлениям экономического сотрудничества были подписаны документы между РФ и Израилем? Ответ: 6 направлений.   т. е. Ученик должен будет выбрать главное из статьи.
2-й файл «Российско-израильские экономические отношения» Найди пример сотрудничества наших стран в сфере транспортного строительства. Почему опыт России стал полезен Израилю? В ходе ответа можно спросить ребят, в каких городах России они видели метрополитен.
Какая российская компания проявляет интерес к финансированию израильских Стартапов? В статье — Яндекс. Эта тема интересна ребятам, интересующихся компьютерами и интернетом. Стартап — новая небольшая компания, созданная для разработки и внедрения самых современных технологий. Израиль — мировой лидер в области создания таких Стартапов. Иногда такие компании создают даже молодые студенты — и становятся всемирно известными.
Почему сотрудничество в области туризма росло необычайно быстро в последнее десятилетие? В статье сказано про введение безвизового режима в 2008.

 

Безусловно, у многих преподавателей появится желание сформулировать собственный вопрос, вытекающий из логики обсуждения темы на уроке, или предложить другой документ для разбора с детьми, более доступный или наглядный.

Авторы проекта приглашают учителей к совместной работе, к пополнению учебника новыми материалами.

Особенно ценным будет дополнение учебника заданиями, пригодными для младшей возрастной группы, и нам хотелось бы представить в пособии опыт отдельных школ и семейных клубов в этой области.

 

4. Участие преподавателей в развитии электронного учебника.

 

Авторы проекта рассчитывают, что преподаватели, внедряющие учебное пособие в практику работы воскресных еврейских школ, будут поддерживать контакт с сотрудниками, осуществляющими методическую поддержку.

 

Содержанием обратной связи станет

а) сообщение о том, насколько подходит материал внедряемого учебника, в т.ч. подобранные аудио и видео файлы, проверочные задания, к решению конкретных задач того или иного урока,

б) предложение разместить в области дополнительных материалов интересные тексты и медиафайлы для учащихся, найденные данным преподавателем,

в) предложение дополнительных заданий, тестов, викторин для учащихся (по темам конкретных уроков), с учетом возрастных особенностей,

г) предложение методических разработок, планов проведения конкретных занятий — из опыта работы данного преподавателя.

д) предложение творческих заданий, игровых методик, внеурочных мероприятий, сценариев, связанных с темами изучаемых уроков.

 

Полученные таким образом материалы будут проанализированы методистами проекта. Затем они будут размещаться в облачном пространстве — либо в папках для учащихся, либо в разделе «Для учителей».

Преподаватели всех школ-участниц будут регулярно оповещаться о новых поступлениях.

Сами материалы будут иметь параметр авторства (имя преподавателя, город, название школы).

 

По итогам каждого учебного года, таким образом, мы надеемся получать два результата:

1) Учебник пополнится материалами для учащихся и методическими разработками для преподавателей, что сделает его более насыщенным, развивающимся, пригодным для самых разных педагогических ситуаций.

2) Анализ статистики обратной связи и присланных материалов позволит по итогам учебного года поощрить наиболее активных преподавателей, готовых делиться педагогическим опытом, готовых вносить вклад в совершенствование учебного процесса в еврейских школах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: