Вопросы к теме: Кто такой Бог. Как греки идеализировали Бога и обожествили идею
Можно ли сказать, что понятие Бога сводится собственно к фантазии?
Можно ли сказать, что из фантазий можно извлечь то, что фантазией не является?
Верно ли, что в обожествлении предков, в культе предков мы найдем полный ответ на вопрос о становлении Бога?
Верно ли, что Бог относится к тому, что человечество не может понять?
5. Какую роль могли играть то, что людям даже нравится непонятное, оно вызывает у него некоторые особенные, скажем возвышенные, чувства, чувство трепета, ужаса, смешанного с восхищением?
Что означает понятие нуминозного? Чувство сакрального — этот самый ужас и восхищение до появления священного.
7. Идея Бога в русском языке связана с идеей деления на доли. То есть Бог — это тот, кто распределяет, дает долю, дает, если хотите, счастье или несчастье. Каким богам греческой мифологии они соотвествовали?,Какую роль при этом играла идея переполнения жизненной силы, некой сверхэнергии?
8. Бог на греческом языке – теос, что это связано с греческим, например, словом «тезис». То есть Бог — это то, что полагается в языке. Это существо, которое обладает каким-то особым типом речевого воздействия. Какую роль в становлении общества играл язык?
9. Или, наоборот, к которому мы можем обращаться, скажем, с молитвой, то есть с какими-то нашими особыми способами речевого воздействия.
Бог ассоциируется для древних с каким-то особым типом завораживающей речи. Многие современные теории языка говорят о том, что язык был своеобразной магической практикой. Какие теории рассматривают позитивную роль магии в истории?
11. В религии, как раз это видим в монотеизме, очень развита авторитарная сторона. Какими примерами это подтверждается?
12. В современном обществе Бог тоже в основном эвакуируется в область непостижимого, тайного, приватного, если мы вообще в него верим. Не происходит ли эстетизация религии?
13. Древнее понятие Бога, он не похож на нашего не только потому, что богов много, но еще и потому, что он не обязательно добрый и хороший. Да, он очень мощный, но совершает ли он всегда хорошие поступки? В каком религиозном движении эта идея была центральной?
Каково происхождение представлений о демонах? Может быть то, что древние считали богами, потом стали называть демонами? Чем объяснить тяготение массовой культуры к демонам и вампирам?
15. Какие исторические обстоятельства Древней Греции привели к тому, что именно здесь возникает наша с вами европейская рациональность, или, можно еще сказать, западная метафизика. здесь развивалась такая система мышления, которая приведет к своеобразным формам религиозной рациональности?
16. Можно ли считать, что именно на основе иудео-христианской религии люди построили пушки, напечатали книжки и завоевали весь мир?
17. В Древней Греции в VI–V веках до нашей эры потихоньку возникает система рационального мышления, метафизики, науки, где, грубо говоря, все надо доказывать, все должно выводиться одно из другого. Можно ли сказать, что это ограничивало мистицизм и мифологию?
18. По-настоящему Бог — это первопринцип, основа бытия сущего. Архэ́ (Ἀρχή), как говорили по-гречески. Почему нужен такой первопринцип? Потому что мы чаще наблюдаем сущее, которое беспринципно.
Бог вводится как принцип, который бы в принципе объяснил все непонятное.
Верно ли, что в Средние века развитие философии было прервано религией? Или же здесь философия как бы врывается здесь в религию и ее формирует?
21. Бог есть единый и это единое постепенно распадается на два, на три, на четыре;
22. Бог есть Абсолют, что он есть всё.
23. Э тот Абсолют как-то дальше воплощается в материальную жизнь.
24. Бог есть основа всех событий, это событие событий,
25. А второй блок, как философия входит в религию и ее формирует — это то, что нам нужна какая-то форма идеала. Все мы стремимся к идеалу:
26. Мы подражаем маме и папе, подражаем любимому книжному герою, начальнику или, наоборот, подчиненному. Можно ли сказать, в основе этого подражания лежит представление о совершенстве?
27. Можно ли сказать, что статуя греческого бога — это статуя идеализированного, совершенного человека; человека, от которого взяли его совершенство и отбросили все остальное?
28. Поэтому Бог в философии — это, во-первых, первопринцип, во-вторых, это идеал. Это совокупность совершенств, синтез всех совершенств и, соответственно, самое лучшее существо. Постепенно философия развивает это представление о Боге, которое обычно называют моральным. Может ли это представление быть разрушено развитием науки?
29. Но наряду с размышлениями об идеальности Бога и первопринципа также в древнегреческой философии старшим поколением философов, до Платона, было сделано важное радикальное замечание. Ярче всего оно выразилось у Ксенофана, и к нему был близок более известный философ — Парменид. Каков смысл идеи Ксенофонта, что Бог, безусловно, существует, но не имеет никакого отношения к человеку?
30. Настоящий Бог для нас непостижим, по крайней мере он непостижим в таких вот простых чувственных терминах. Его лучше понимать в отрицательных терминах — как то, чем он не является.
31. У Бога нет материи? В нашем понимании он бессмертен, он бесконечен и так далее. У него есть негативные, непозитивные определения. Это радикальное высказывание, но оно очень повлияло на монотеизм разного типа. Можно ли считать, что если мы переходим к рациональной идее Бога, то у нас есть всегда соблазн выключить Бога из мира — это будет более последовательно?
Платон осмыслял Бога как Абсолют, как моральный идеал.. Платон уделяет довольно много времени доказательству факта: Бог не может никак совершать плохих поступков.. Как философия Платона повляла на христианство?
33. Аристотель. продолжает линию на рационализацию теологии. У Аристотеля в центре мира стоит Бог, без Бога его картина мира невозможна. Но этот Бог не личность, это, как он называет его, неподвижный перводвигатель, некоторая совокупность сущего — Абсолют, который где-то — по-видимому, в центре мироздания — находится, без него ничего двигаться не будет. Чья философия Платона или Аристотеля окажется образцом для философии позднего средневековья?
34. Настоящее движение — это изменение. Аристотель вводит идею запуска этого движения, которое некогда давно произошло, кто-то запустил мир, и он до сих пор вертится — так потом думали в XVIII веке. Какие ученые Нового Времени обратятся к этим идеям?