Класс
Музыка
Дата урока: 15.02.2021
Тема урока: «Пушкин в музыке»
Послушайте “Вальс» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести “Метель” А.С.Пушкина.
https://www.youtube.com/watch?v=IF9qVWKiY_8
Сегодня мы познакомимся с музыкой композиторов, которые писали свои произведения на стихи Пушкина.
Искусство Пушкина явилось источником многочисленных произведений в самых различных жанрах музыки. На сюжеты Пушкина написаны до 50 опер, десятки раз претворены в музыкальном творчестве стихи Пушкина.
“ Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества и попадает в бесконечную область музыки …” - писал Петр Ильич Чайковский.
Пушкин – основоположник нового русского литературного языка, и уже на этом преобразованном им языке создавал самые блистательные классические произведения русской поэзии.
Пушкин – волшебник родного русского слова. Он был еще отроком, но уже видные писатели того времени предсказывали ему блестящую литературную судьбу. По воспоминаниям брата Пушкина – Льва Сергеевича, “ страсть к поэзии в юном Пушкине проявилась с первыми понятиями”.
Уже в студенческие годы в Царскосельском лицее, Пушкин написал около 120 стихотворений, и там же, в лицее, появляются первые романсы на стихи Пушкина.
Музыкальная пушкиниана – целый океан всевозможных произведений.
Каждый русский композитор с любовью относился к пушкинской поэзии.
Например: Николай Римский-Корсаков. Им созданы кантата “Песнь о вещем Олеге”, оперы “Моцарт и Сальери”, “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”.
Две последние оперы написаны по сказкам Пушкина.
Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений.
На основе сказки А.С. Пушкина, Римский-Корсаков написал свою, музыкальную, сказку — оперу о царе Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди.
«Три чуда» - вот где музыка поистине живописна. Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь.
- Если бы вы были композиторами, какой инструмент вы бы взяли для характеристики белочки?
- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?
- Какие инструменты вы бы выбрали для характеристики Царевны- лебедь?
- Теперь сравним наши предположения с тем, как видит героев сказки композитор Н.А.Римский - Корсаков.
Послушайте «Три чуда». фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане"
https://www.youtube.com/watch?v=-fxz332gCBw
Композиторы часто использовали в своих произведениях русские народные песни, мелодии, преобразовывали их и превращали в шедевры мировой музыки.
Послушайте «Песенка белочки» фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане"
https://www.youtube.com/watch?v=MbWtMpQSHkA
Мелодия, которая характеризует белку? (Да это русская народная песня «Во саду ли, в огороде»).
- Какой инструмент характеризует белку? (Флейта).
- Как звучит мелодия флейты высоко или низко? (Высоко).
- Верно. Флейта звучит в высоком регистре. Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента, одинаковых по тембру.
Послушайте еще один фрагмент из оперы «Полет шмеля»
https://www.youtube.com/watch?v=xQf5jt94nds
Быстрый темп, короткие и очень короткие длительности нот, меняющаяся динамика, тембр скрипки – всё это так и заставляет нас оглянуться, чтобы убедиться, что мы слышим именно музыку.
Теперь мы вновь обратимся к музыкальным иллюстрациям Г.Свиридова, написанным по повести А.Пушкина “Метель”.
Свиридов – певец России. Художественные образы в свиридовском творчестве обрели высоту музыкальных символов. К музыкальному звуку он относится как к элементу живой материи.
В музыке композитора нашло свое отображение наследие практически всех русских поэтов – классиков, в том числе и Пушкина. Музыка к “Метели” высокохудожественна. В ней запечатлен высокий, животворящий дух. Музыка эта подобна классической живописи.
Послушайте “Тройка” Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель»
https://www.youtube.com/watch?v=jCMEzz_XlAI
Творческое наследие Пушкина велико, он будет жить вечно, и последующие поколения будут с благодарностью вспоминать своего великого предка. А композиторы и живописцы под влиянием его творчества будут создавать новые шедевры.
Домашнее задание
1. Послушать музыкальные фрагменты урока
2. Слушать и петь русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
https://www.youtube.com/watch?v=ihYhjwi1TT8
ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…
Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Она ростом невеличка, Собой круглоличка. За девицей детинушка Бел-кудрявый ходит, Он и ходит, он и ходит, Ничего не молвит. «Что ж ты, молодец кудрявый, Ко мне редко ходишь?» — «Ой, и рад бы я ходить, Да нечем дарити... Подарю тебя, милая, Дорогим подарком, Дорогим, душа, подарком, Жемчугом, китайкой». — «Жемчугу я не хочу, Китайки не надо, Когда любишь, мил, то купишь Золото колечко; Золотое я колечко Прижму ко сердечку...» |