ПОДГОТОВКА ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ




Анкета оптанта (бланк)

Фамилия, имя, отчество________________________Школа­­­­­­­­­­­______Класс______Дата______

 

1. Назовите Ваши любимые учебные предметы.

2. Назовите Ваши нелюбимые учебные предметы.

3. Назовите профессии, которые Вам нравятся.

4. Назовите профессии, которые Вам не нравятся.

5. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

6. Какие кружки, секции, факультативы, курсы посещаете или посещали? (Укажите, как долго посещали)

7. В какой работе класса или школы принимаете участие?

8. Сколько времени обычно у Вас уходит на приготовление уроков?

9. Какая область деятельности или знаний из приведенного ниже Вас больше всего интересует:

а) естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сель­ское хозяйство);

б) точные науки (математика, физика);

в) общественно-научная (история, философия, экономика, право);

г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное)

или же определенные интересы отсутствуют?

10. Какую профессию Вы решили избрать?

11. Наметили ли Вы пути ее получения? (Дайте развёрнутый ответ)

12. Есть ли у Вас родственники или друзья, которые работают по избранной Вами профессии?

13. Есть ли у Вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и Вы?

14. Что привлекает Вас в избранной профессии:

а) условия труда;

б) сам процесс трудовой деятельности;

в) высокая материальная обеспеченность;

г) подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

д) спокойная работа;

е) высокая степень ответственности;

ж) самостоятельное принятие решений;

з) возникновение сложных или даже опасных ситуаций;

и) контакты с людьми;

к) возможность творческой деятельности;

л) частые командировки;

м) возможность создавать что-либо своими руками;

н) работа на свежем воздухе;

о) романтичность;

п) полезность результатов;

р) независимость;

с) перспективность (профессиональный рост, продвижение по слу­жебной лестнице);

т) близость к месту жительства;

у) ­­­­­­­­­­­___________________________________________________________________________


ПОДГОТОВКА ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Вводные замечания. Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирова­ние профессионального самоопределения, соответствующего ин­дивидуальным особенностям каждой личности и запросам об­щества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач на­зывают в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование. В проведении профориентационной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная индивидуальная профконсультация.

Первичная профконсультация – эта форма индивидуальной консультации, проводимая с группой (5–7 человек), в процес­се которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации явля­ется оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности вы­бора. Помимо этого, на основании первичной профконсультации выявляются испытуемые, нуждающиеся в углубленной инди­видуальной профконсультации.

Углубленная индивидуальная профконсультация основывает­ся на глубоком всестороннем изучении человека: его склонно­стей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, мышления, ручной умелости и координации движений, особенностей характера. При этом учитываются мнение учителей и родителей, успешность обуче­ния и особенности референтной группы. Обобщение этих дан­ных раскрывает широкие возможности целенаправленного воз­действия не только в целях профориентации, но и на формиро­вание личности.

В программе первичной профконсультации выделяются три аспекта: информационный, диагностический и собственно кон­сультационный.

Информационная часть включает беседу о правилах выбора профессии, анализ типичных ошибок, совершаемых при выбо­ре профессии, знакомство с современной классификацией профессий.

Диагностический аспект включает выявление профессиональ­ной направленности и особенностей развития познавательных интересов, наличия и степени сформированности профессиональ­ного плана, выявление особенностей профессиональной мотива­ции, а также анализ некоторых индивидуально-психологических особенностей.

Собственно консультативный аспект представляет собой заключительную часть первичной профконсультации, которая проводится в форме беседы. Специфика и задачи беседы оп­ределяются индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией выбора профессии, степенью сформированности профплана и некоторыми другими факторами.

В результате анализа анкеты оптанта может быть выявлено несколь­ко ситуаций выбора профессий, в каждой из которых тактика профконсультанта должна быть особой:

1. У испытуемого хорошая информированность о мире профессий; сформирован профессиональный план; план соответствует познавательным интересам; мотивы адекватны. В этом случае профконсультация строится на психотерапевтической и информационной основе. Оптант поддерживается в своих намерениях, они одобряются, указывается на необходимость и условия развития некоторых профессионально важных качеств – это составляет содержание домашнего задания. Вырабатываются запасные варианты. Определяется "Область профессиональных противопоказаний»

2. У испытуемого имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью познавательных интересов и/или мотивы не адекват­ны. Оптант нуждается в углубленной профконсультации и коррекции.

3. Профессионального плана у испытуемого нет, интересы и склонности не выражены. Основная задача консультаци­онной работы с ним – инициация рефлексии на познавательных интере­сы и склонности (см. Методика В.Ф. Моргуна).

4. Профессионального плана у испытуемого нет, однако имеются хорошо выраженные познавательные интересы. Суть профконсультации в этом случае заключается в расширении знаний о мире профессий: рекомендуется специаль­ная литература, обсуждается план посещения им учебных заведений и предприятий.


* Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.; Л., 1946. С. 385.

** Оптант – выбирающий профессию (от лат. optatio – желание, избирание).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: