СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (4 час.)




ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

семИнарскИЕ И лабораторнЫЕ занятИЯ

ІІ курс

ІV семестр

(спецИальнОсть: «Психология»)

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: преподаватель А.л. Агафонова

 

ГорлОвка 2016

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (2 час.)

ТЕМА: «НАУЧНАЯ СИСТЕМА ДЕВИАНТОЛОГИИ»

План.

1. Природа, функции и типология норм.

2. Отклоняющееся поведение, определение понятия и классификация.

3. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, общая характеристика.

4. Критерии психической нормы.

5. Международная классификация болезней (МКБ - 10) и отклоняющееся поведение.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте содержание основных понятий: девиантология, девиация, социальная девиация, девиантность.

2. Перечислите критерии, на основе которых происходит определение нормы и отклонения от нее.

3. Дайте полное определение понятию «девиантное поведение личности (группы)».

4. Приведите примеры социальных норм и опишите механизмы их воздействия на личность (группу)».

5. Назовите причины, затрудняющие создание единой классификации поведенческих отклонений.

6. Перечислите основные виды социальных отклонений.

7. Назовите основные виды поведенческих расстройств (для взрослого и детско-подросткового возраста) в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра.

8. Сформулируйте основные достоинства и недостатки психологических систематизаций отклоняющегося поведения личности.

9. Воспроизведите рабочую классификацию поведенческих отклонений.

10. Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения.

Литература:

1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств. СПб., 2004.

2. Дюркгейм Э. Норма и патология. М., 1966.

3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. СПб., 2001.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. Пособие для вузов. М., 2004.

5. Международная классификация болезней (10-й перисмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике/ Под ред.Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. СПб., 1994.

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие. СПб., 2005.

7. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3 (4 час.)

ТЕМА: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК ОБЪЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

План.

1. Социология девиантности и девиантного поведения.

2. Биологические воззрения на природу поведенческих девиаций.

3. Психологические теории девиантного поведения.

4. Структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.

2. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций?

3. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенционально-гуманистического подхода.

4. Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения?

5. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии?

6. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения.

7. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?

8. Сформулируйте основные положения структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения.

Литература:

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств. СПб., 2004.

3. Знамовская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). 1-е изд. М., 2003; 2-е изд. М., 2004; 3-е изд. М., 2005; 4-е изд. М., 2007; 5-е изд. М., 2008.

4. Знамовская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: Монография. СПб., 2005.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

7. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 час.)

ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

План.

 

1. Диагностика девиантности и девиантного поведения.

2. Методы изучения девиантности и девиантного поведения.

3. Методика комплексной диагностики девиантности и девиантного поведения личности на основе структурно-динамического подхода.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте характеристику трем группам методов исследования девиантности и девиантного поведения.

2. Назовите известные вам психодиагностические методики, изучающие девиантность и девиантное поведение.

3. Перечислите основные пункты поведенческого интервью.

4. С помощью схемы поведенческого интервью проведите самоанализ какой-либо из нежелательных форм собственного поведения (например, курения или опоздания).

5. С помощью представленных методик проведите изучение конкретной личности с одной из форм девиантного поведения.

Литература:

1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. М., 2005.

2. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб.пособие 5-е изд. М., 2008.

3. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб., 2005.

4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб.пособие. СПб., 2001.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (4 час.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: