ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
семИнарскИЕ И лабораторнЫЕ занятИЯ
ІІ курс
ІV семестр
(спецИальнОсть: «Психология»)
СОСТАВИТЕЛЬ: преподаватель А.л. Агафонова
ГорлОвка 2016
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (2 час.)
ТЕМА: «НАУЧНАЯ СИСТЕМА ДЕВИАНТОЛОГИИ»
План.
1. Природа, функции и типология норм.
2. Отклоняющееся поведение, определение понятия и классификация.
3. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, общая характеристика.
4. Критерии психической нормы.
5. Международная классификация болезней (МКБ - 10) и отклоняющееся поведение.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте содержание основных понятий: девиантология, девиация, социальная девиация, девиантность.
2. Перечислите критерии, на основе которых происходит определение нормы и отклонения от нее.
3. Дайте полное определение понятию «девиантное поведение личности (группы)».
4. Приведите примеры социальных норм и опишите механизмы их воздействия на личность (группу)».
5. Назовите причины, затрудняющие создание единой классификации поведенческих отклонений.
6. Перечислите основные виды социальных отклонений.
7. Назовите основные виды поведенческих расстройств (для взрослого и детско-подросткового возраста) в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра.
8. Сформулируйте основные достоинства и недостатки психологических систематизаций отклоняющегося поведения личности.
9. Воспроизведите рабочую классификацию поведенческих отклонений.
10. Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения.
Литература:
1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств. СПб., 2004.
2. Дюркгейм Э. Норма и патология. М., 1966.
3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. СПб., 2001.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. Пособие для вузов. М., 2004.
5. Международная классификация болезней (10-й перисмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике/ Под ред.Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. СПб., 1994.
6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие. СПб., 2005.
7. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3 (4 час.)
ТЕМА: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК ОБЪЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
План.
1. Социология девиантности и девиантного поведения.
2. Биологические воззрения на природу поведенческих девиаций.
3. Психологические теории девиантного поведения.
4. Структурно-динамическая концепция девиантности и девиантного поведения.
Контрольные вопросы и задания:
1. Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.
2. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций?
3. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенционально-гуманистического подхода.
4. Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения?
5. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии?
6. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения.
7. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?
8. Сформулируйте основные положения структурно-динамической концепции девиантности и девиантного поведения.
Литература:
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств. СПб., 2004.
3. Знамовская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). 1-е изд. М., 2003; 2-е изд. М., 2004; 3-е изд. М., 2005; 4-е изд. М., 2007; 5-е изд. М., 2008.
4. Знамовская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: Монография. СПб., 2005.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
7. Шипунова Т.В. Введение в синтетическую теорию преступности и девиантности. СПб., 2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 час.)
ТЕМА: «ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
План.
1. Диагностика девиантности и девиантного поведения.
2. Методы изучения девиантности и девиантного поведения.
3. Методика комплексной диагностики девиантности и девиантного поведения личности на основе структурно-динамического подхода.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте характеристику трем группам методов исследования девиантности и девиантного поведения.
2. Назовите известные вам психодиагностические методики, изучающие девиантность и девиантное поведение.
3. Перечислите основные пункты поведенческого интервью.
4. С помощью схемы поведенческого интервью проведите самоанализ какой-либо из нежелательных форм собственного поведения (например, курения или опоздания).
5. С помощью представленных методик проведите изучение конкретной личности с одной из форм девиантного поведения.
Литература:
1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. М., 2005.
2. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб.пособие 5-е изд. М., 2008.
3. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб., 2005.
4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб.пособие. СПб., 2001.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (4 час.)