Формы контроля самостоятельной работы.




Технологическая карта урока № 69-70

Тема: Серебряный век русской поэзии как культурно-историческая эпоха. Поэты серебряного века.

 

Тип занятия: Комбинированный урок.

Метод обучения: Групповой

Формы учебной деятельности: Лекция.Опосредованное общение с преподавателем

Цели занятия:

Учебная (обучающая, образовательная):

· познакомить обучающихся с историей русской поэзии, относящейся к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (начало XIX века);

  • иметь представление о литературе Серебряного века;
  • раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в литературе начала ХХ века, охарактеризовать основные черты и назвать ярких представителей каждого из них;
  • уметь находить необходимую информацию в справочной литературе, применять её при создании публичного выступления и участвовать в презентации групповой работы;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и объективно оценивать результаты своей деятельности.

Развивающая: Формировать и развивать у обучающихся умения анализировать поэзию разных течений, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности.

Воспитательная: развивать познавательный интерес и интерес к самообразованию,

приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России; уважать собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

 

Формируемые на уроке ПК и ОК:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Информационно-методическое обеспечение:

Основная литература:

1. Русский язык и литература. Литература: учебник для студ.учреждений СПО: В 2-х ч.Ч.2/ Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.- 4-е изд., стер.- М.: ИЦ «Академия», 2017.- С. 58-59

2. Сигов В.К. Русский язык и литература. Ч.2: Литература: учебник/ В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич.- М.: ИНФРА-М,2019.- (Среднее профессиональное образование).- С.180-182.\

Дополнительная литература

3. Русская поэзия середины XIX века: Сборник.- М.: Моск.рабочий,1985.- 400 с.- (Школьная библиотека).

4. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов: В 2-х книгах.- М.: Худож.лит.,1988.- 431 с.- (Классики и современники. Поэтич.б-ка).

Материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная техника, раздаточные материалы для работы в группах (Сборники поэзии, Художественная литература), презентация преподавателя

Структура урока

1.Организационный момент 2-3/

-создание благоприятной психологической атмосферы;

-проверка организации рабочих мест обучающихся;

-проверка внешнего вида;

-проверка списочного состава обучающихся и заполнение журнала, рапорта и рапортички.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. 2/

3. Проверка домашнего задания и самостоятельной работы обучающихся: 5/

(фронтальный опрос, решение тестовых заданий, проблемных задач и ситуаций)

  оценивание результатов

4. Актуализация опорных знаний по теме урока: 5-7/

Обучающиеся сообщают о навыках поиска источников информации в учебной деятельности   оценивание результатов

 

 

5. Мотивация учебной деятельности по теме урока 3/

( профессиональная мотивация с учетом ФГОС по дисциплине)

- Познакомить обучающихся с отражением противоречий и поисков эпохи начала ХХ века;

- Литературные течения Серебряного века;

-Развить навыки работы с дополнительной литературой, дополнительными источниками информации посредством сети Интернет, делать анализ стихотворений;

-Привить интерес к знанию по литературе этого периода, привить интерес посредством изучения произведений и поэтических сборников поэтов.

 

6. Основная часть: 60/

Литература – это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ века вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм выражения своих мыслей.

И сегодня на уроке мы должны обобщить представление о литературе Серебряного века, раскрыть художественную ценность её новых направлений.

 

- Что же такое литература Серебряного века?

Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933г.

Время Пушкина, Достоевского и Толстого, т.е. ХIХ столетие, он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» - «серебряным веком».

Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями.

Особняком от модернистских течений стоит реализм.

«Реализм» - это направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

(На экране слайд с определением «реализма» и портретом И.Бунина).

Во время пояснения ученики делают записи в тетрадях.

Можно продемонстрировать, как иллюстрации, картины художников реалистов М.Х.Аладжанова, Е.И.Репина, Б.М.Кустодиева, С.Панова).

Как-то само собой получилось, что творчество М.Горького, А.И.Куприна, И.А.Бунина и многих других писателей и поэтов оказалось за пределами Серебряного века, хотя все они несомненно составляют славу русской литературы.

Дело в том, что Горький, Бунин и отчасти Куприн отрицательно относились к «новому искусству». Так декаденты и декадентство, в представлении Горького, были «явлением вредным, антиобщественным», а Бунин в автобиографических заметках сравнивал приход этого поколения с «большим ветром из пустыни», поскольку «силы и способности почти всех новаторов были довольно низкого качества, порочны от природы, смешаны с пошлым, лживым, спекулятивным, с угодничеством улице, с бесстыдной жаждой успехов, скандалов…»

А сам Бунин? Каким представлялось современникам его творчество?

(Из воспоминаний Г.В.Адамовича). «У Бунина ум светился в каждом его слове и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами о любой мелочи говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».

А сам И.А.Бунин говорил: «Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного…»

Вот одно из его стихотворений («И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»)

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

1918г.

 

Итак, мы видим, что бунинская поэзия – это, прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни.

- Так почему же писатель в довольно-таки резкой форме выразил своё отношение к новым течениям?

Разумеется, резкость таких оценок продиктована разным пониманием целей и задач литературы.

Итак, какие особенности направления «реализм» вы для себя отметили?

(на экране слайд «Особенности реализма» с фамилиями ярких представителей)

А новые течения в литературе!

Понятие «серебряный век» появилось, когда все крупнейшие представители литературы ХIХ века ушли из жизни. Их современники, как правило, использовали другие термины, один из которых – модернизм.

«Модернизм» (от франц. слова moderne – «современный» ).

Термин достаточно точно передавал идею создания новой литературы по отношению к литературе классической – с ней разные поколения модернистов находились в разных отношениях.

И прежде, чем ответить на вопрос «Как же относились к классической литературе символисты?», определим, что же входит в понятие «символизм».

«Символизм» - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Ключевым понятием символизма является «символ» - многозначное иносказание. «Символ – окно в бесконечность», - говорил Ф.Сологуб.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Появились так называемые «старшие символисты» и «младшие символисты» (на экране слайд «Старшие символисты»: В.Брюсов, К.Бальмонт и Д.Мережковский, указаны основные принципы эстетики).

Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства».

Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения.

В связи со сказанным, стихи какого поэта вам хотелось бы вспомнить?

Стихотворение В.Брюсова «Творчество»

 

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Вы обратили внимание, какой оригинальный способ связи строф, какие характерные образы, цвета, созвучия плавных сонорных (средство выразительности – аллитерация). Благодаря этому, стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Стихотворение может возмутить своей бессмысленностью, но смысл стихотворения в его названии.

В полутёмной комнате всё преображается в ожидании вдохновения. Творцу за обычным окружающим его миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы («несозданные создания»), делая мир странным, совсем непохожим на привычный.

- Каково же было отношение современников к Брюсову?

(Из «Писем о русской поэзии» Н.Гумилёва).

«Даже в самых враждебных ему кругах Брюсов заслужил репутацию мастера формы. Он разделяет мечты … о возвращении слову его метафизической ценности, но не прибегает ни к неологизмам, ни к намеренным синтаксическим трудностям, Строгим выбором выражений, отточенной ясностью мысли и медной музыкой фраз он достигает результатов… Вечно непокорённое слово уже не борется с ним; оно нашло своего господина».

В.Брюсов «Родной язык»

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Пока «старшие символисты в своей поэзии развивали мотивы одиночества, безысходности, ухода от скуки повседневности в мир фантазии, в литературу пришло новое поколение символистов – их называли «младшими»

(на экране слайд «Младшие символисты»: А.Блок, А.Белый и В.Иванов, указаны особенности литературного течения).

Давайте рассмотрим особенности этого литературного течения. Кого из самых ярких представителей вы можете назвать?

Самые известные из них – Александр Блок, Андрей Белый и Вячеслав Иванов.

В представлении Иванова, как и Белого, и (в меньшей степени) Блока, поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «тайновидцем и тайнотворцем жизни». Оттого и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволяющие по слабым отражениям представить себе иные миры.

Большое место в поэзии занимала тема России стихотворение В.Иванова «Россия счастие, Россия свет»).

Россия счастие. Россия свет.
А, может быть, России вовсе нет.

И над Невой закат не догорал,
И Пушкин на снегу не умирал,

И нет ни Петербурга, ни Кремля —
Одни снега, снега, поля, поля…

Снега, снега, снега… А ночь долга,
И не растают никогда снега.

Снега, Снега, снега… А ночь темна,
И никогда не кончится она.

Россия тишина. Россия прах.
А, может быть, Россия — только страх.

Веревка, пуля, ледяная тьма
И музыка, сводящая с ума.

Веревка, пуля, каторжный рассвет
Над тем, чему названья в мире нет.

 

Н.Гумилёв писал, что «совершенство образов В.Иванова зависит от их призрачности». Даже в тех стихах, которые кажутся совсем простыми, множество потаённых смыслов. Непривычный синтаксис – повтор слов, предложения, состоящие только из существительных; необходимость улавливать значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Поэт пишет не о мимолётности, а о вечном. Что же вечно? Смерть и жизнь. Нам не дано постичь до конца смысл вечных символов. Они во мгле.

- А как воспринимали творчество Иванова современники?

(Из рецензии Н.Гумилёва). «Я назвал образы, даваемые Вячеславом Ивановым, призрачными. Действительно, они так полны, все составные части их так равномерно и напряжённо ярки, что внимание читателя, не будучи в силах охватить целое, останавливается на подробностях, только смутно догадываясь об остальном. Это вызывает чувство неудовлетворённости, но это и заставляет перечитывать вновь и вновь уже известные стихи».

Так какова же особенность поэзии символистов? Сделайте вывод (на экране слайд «Символизм – интуитивное постижение мирового единства через символы», указаны представители символистов).

Кажущиеся бессмысленными стихотворения молодых поэтов вызывали негодование публики. Символистов, как вспоминал В.Ходасевич, рисовали «голыми лохмачами с лиловыми волосами и зелёным носом». Психиатры утверждали, что «новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир». Символистам присвоили кличку «декаденты» («упадочники»). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем.

- Что же такое декаданс? Какие черты характеризуют это течение?

«Декаданс» (от лат. слова - «упадок») – характеризуется настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний (на экране слайд с определением значения «декаданс», портреты Д.Мережковского и З.Гиппиус).

В его эстетике отразился пафос «конца века, неминуемой гибели мира, обреченности, упадка.

Д.Мережковский и З. Гиппиус – яркие представители декаданса.

Что вы знаете о поэзии Д.Мережковского?

Д.Мережковский считал важными религиозно-философские поиски. Он разрабатывал темы, так или иначе связанные с христианством и его местом в жизни человека нового века. Такими мотивами наполнено стихотворение «Сонное»

Что это – утро, вечер?
Где это было, не знаю.
Слишком ласковый ветер,
Слишком подобное раю,
Все неземное – земное.
Только бывает во сне
Милое небо такое, –
Синее в звездном огне.
Тишь, глушь, бездорожье,
В алых маках межи.
Русское, русское – Божье
Поле зреющей ржи!
Господи, что это значит?
Жду, смотрю не дыша,
И от радости плачет,
Богу поет душа.

1928г.

 

(Из статьи В.Брюсова «Мережковский как поэт»). «Мережковский выполнял своё дело, страстно и настойчиво уча в стихах тому, что почитал своей истиной. Мережковский на поэзию смотрел как на средство, и это его грех перед искусством; но он пользовался этим средством с великим умением и употреблял его на цели благородные, и в этом его оправдание.

Роль в символизме Зинаиды Николаевны Гиппиус неотделима от роли мужа. Но в поэзии она его затмевала.

Её перу принадлежит знаменитое безглагольное стихотворение «Все кругом»

Страшное, грубое, липкое, грязное,Жестко тупое, всегда безобразное,Медленно рвущее, мелко-нечестное,Скользкое, стыдное, низкое, тесное,Явно-довольное, тайно-блудливое,Плоско-смешное и тошно-трусливое,Вязко, болотно и тинно застойное,Жизни и смерти равно недостойное,Рабское, хамское, гнойное, черное,Изредка серое, в сером упорное,Вечно лежачее, дьявольски косное,Глупое, сохлое, сонное, злостное,Трупно-холодное, жалко-ничтожное,Непереносное, ложное, ложное!Но жалоб не надо. Что радости в плаче?Мы знаем, мы знаем: все будет иначе. 1904

 

Стихотворение построено как огромное предложение, состоящее из длинной цепочки прилагательных и наречий. В нем поэтесса отвергает общепризнанную «мещанскую» мораль, выказывая отвращение к окружающей жизни, её грязи и пошлости.

- Что говорили современники о поэзии З.Гиппиус?

(Из «Книги о русских поэтах последнего десятилетия» М.Гофмана).

«Творчество З.Гиппиус представляет собою нередко какое-то странное соединение искренности искания – с изломанною искренностью бессилия и вычурностью, и холодной, ледяной гордости и презрения ко всему – с жалобными мотивами смиренности и своеобразным сентиментализмом. Но во всем, даже в её видимой неискренности, нескрываемой ею, чувствуется искренняя, сложная и надломленная душа современного человека, мечтающая о том, чего никогда не бывает, просящая не счастья, от которого она отказывается, а истины, которую она не способна принять по своему бессилию».

- Каковы особенности «декаданса»? Ваш вывод?

(На экране слайд «Особенности «Декаданса», указаны фамилии поэтов).

- Так в чем же значимость «символизма» как литературного течения? Обобщите все сказанное.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий.

- Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов.

- Поэзия символистов необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.

- Символизм наполнил искусство новым содержанием.

В 1912 Николай Гумилёв написал, что «символизм закончил свой круг развития и теперь падает».

Ещё осенью 1911г. Н.Гумилёв и С.Городецкий создали «Цех поэтов» - содружество молодых стихотворцев – Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Георгия Иванова, Николая Клюева. Они не были абсолютными единомышленниками, но воплощали идею равновесия между символизмом и натурализмом.

«Идея равновесия, прочности, зрелости послужила основанием для термина «акмеизм», » - писалфилологБорисЭйхенбаум.

- Что это за направление?

«Акмеизм» - модернистское течение (от греч. слова acme – остриё, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла (на экране слайд «Акмеизм»).

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни. Туманности и намёкам символизма были противопоставлены достоверность образа, чёткость композиции.

- Перед вами представители акмеизма (на экране слайд с портретами Н.Гумилёва, А.Ахматовой и О.Мандельштама).

Читаем стихотворение Н.Гумилёва «Жираф».

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
— Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

В стихотворениях Н.Гумилёва звучат романтические мотивы, географическая и историческая экзотика.

(из статьи В.Я.Брюсова о книге Н.Гумилева «Жемчуга»). «Его поэзия живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он как-то чуждается современности, он сам создаёт для себя страны и населяет им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах, - можно сказать, в этих мирах, - явления подчиняются не обычным законам природы, но новым, которым повелел существовать поэт».

А вот А.Ахматовой экзотика чужда.

- Что же свойственно её поэзии?

Смысл жизни героини ранней ахматовской лирики – любовь. Чувства отражаются в предметном мире, в бытовой детали, в психологически значимом жесте. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии.

читаем стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи»

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.

 

В этом стихотворении точно и тонко передаются переживания лирической героини. Само оно небольшого размера. Но насколько глубоко и содержательно. Простым слогом умело обрисован характер. Одним жестом, интонацией, репликой, одной невольной неправильностью выражены растерянность, душевное опустошение, переживание разлуки героини.

-Итак, какие традиции русской литературы развивал акмеизм?

- Акмеистами ценились стилистическое равновесие, четкость образов, точно вымеренная композиция.

- Внутренний мир чувств лирического героя передавался значимым жестом, движением, перечислением вещей.

- Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру не означало их отказа от духовных исканий (на экране слайд «Особенности акмеизма», указаны фамилии поэтов).

Футуризм возник почти одновременно в Италии и России. Проконсультируйте нас, пожалуйста, по этому направлению.

. «Футуризм» (от лат. futurum – «будущее») – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом (на экране слайд «Футуризм»)

Первая декларация футуристов «Пощёчина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»

. В манифесте из сборника «Садок Судей II» (1913) программа футуристов была конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха; новые слова и новые темы; презрение к славе.

Футуристы не церемонились со словом, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации.

Кого из футуристов вы можете назвать?

Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Игорь Северянин (на экране слайд с портретами поэтов; определены основные черты футуризма).

Читаем В.Хлебникова «Заклятие смехом», или Д.Бурлюка «Каждый молод…», или А.Крученых «Мокредная мосень», или И.Северянина «Я, гений, Игорь Северянин».

Как видите, отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли.

- А как современники принимали поэзию футуристов?

(из очерка В.Н.Альфонсова «Футуристы»). «Поэзия Д.Бурлюка при всех своих крайностях – герметична, самодостаточна. Поэзия А.Крученых открыта вовне, она поступок, жест, поза. Она рассчитана на мгновенную и активную реакцию читателей…. Принимая на себя обязанности балагура, смеющийся постоянно должен поддерживать свою репутацию непрекращающимися шутками, насмешками над окружающими и над собой… Балагурство разрушает значения слов, коверкает их внешнюю форму. Балагур дает неверную этимологию или связывает слова, похожие только внешне» (на экране можно показать картины художников Н.А. Пиросманишвили и К.С.Малевича).

Подумайте, какую роль сыграло в развитии литературы такое необычное направление, как «футуризм»?

В перспективе футуризм послужил созидательным художественным целям.

- Футуризм раздвинул границы поэзии,

- поставил вопрос о новых функциях искусства,

- сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя.

- Смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе (на экране слайд «Особенности футуризма как литературного направления», указаны фамилии представителей).

 

(Актуализация и систематизация материала в процессе изложения):

  Обучающиеся сообщают о навыках поиска источников информации в учебной деятельности   оценивание результатов

(Оздоровительные паузы в соответствии с ЗОЖ)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

(Закрепление знаний и умений для применения стандартных и нестандартных ситуаций):

Производится при фронтальном опросе.

Критерии оценивания:

Максимальный балл за ответ- 5 баллов.

При незначительной ошибке при ответе оценка снижается на 1 балл.

При значительных ошибках при ответе оценка снижается на 2 балла.

Если обучающийся не отвечает на поставленные вопросы и не ведёт конспект урока оценка ставится соответственно 2 балла.

7. Обобщение изученного материала: 5-7/

(систематизация знаний: фронтально, письменно)

  оценивание результатов

8. Подведение итогов урока ( результаты оценивания выставляются в журнал ) 3/

Давайте вспомним, какие цели и задачи мы перед собой ставили, и определим, каких результатов достигли. Ответьте на вопросы:

- Какие литературные направления Серебряного века вы знаете?

- Какие особенности отличают их друг от друга?

- Каких представителей этих направлений вы можете назвать?

А теперь обратите внимание на экран. Посмотрите, какая таблица в результате нашей совместной работы была создана (на экране слайд «Основные течения в поэзии Серебряного века»).

 

9. Домашнее задание ( разъяснение домашнего задания ) 2/

Знать материал урока, проверить конспект, найти дополнительный материал.

Формы контроля самостоятельной работы.

Контроль осуществляется путём проверки тетрадей для практических и самостоятельных работ.

Преподаватель: ______________ Стадник С.А.

Председатель ПЦК _______________ Хоменко Л.Н.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: