Правовые основы развития платежных систем




Важнейший фактор надежности платежной системы – наличие полноценной правовой базы. Надежная правовая база платежной системы обеспечивает заинтересованным сторонам рамки для определения прав и обязанностей операторов, участников и регулирующих органов, что снижает рискованность функционирования системы.

Законодательные и правовые акты, регулирующие вопросы функционирования платежной системы в Республике Казахстан:

· Закон «О Национальном банке РК» от 30 марта 1995 года;

· Закон «О банках и банковской деятельности в РК» от 31 августа 1995 года;

· Закон «О вексельном обращении» от 28 апреля 1997 года;

· Закон «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 года;

· Закон «О денежной системе» от 13 декабря 1993 года.

Большинство систем управления рисками основывается на предположениях о правах и обязанностях сторон в платежных операциях. Поэтому надежное и эффективное управление рисками требует точного определения прав и обязанностей в сфере функционирования платежной системы и управления ее рисками. В частности, механизмы управления рисками должны базироваться на твердо определенных правах и обязанностях с тем, чтобы в периоды финансовых потрясений функционировать с необходимой предсказуемостью. Анализ механизмов управления рисками почти всегда выдвигает вопрос о надежности правовой базы.

Основополагающая правовая основа, состоящая из законов общей применимости, является необходимой, как минимум, для обеспечения развития бесперебойной и эффективной платежной системы. Особыми приоритетами правовой реформы должны стать вещное и договорное право, законодательство, регулирующее банковскую и финансовую деятельность, а также законодательство о несостоятельности. Среди ключевых вопросов, которые необходимо решить, надо отметить следующие:

- контроль правовых рисков, угрожающих пользователям, участникам и провайдерам, достигаемый с помощью общих договорных инструментов;

- признание основных договорных прав участниками договоренностей для сетевой инфраструктуры, а также рыночных взаимоотношений, диктуемых законодательством о несостоятельности;

- необходимость принятия дополнительных правовых рисков (отличающихся от других правовых рисков, контролируемых при проведении платежей) при использовании идентичных способов применения общего права для достижения целей государственной политики.

По итогам исследования зарубежного опыта следует вывод, что для построения надежной правовой базы функционирования платежной системы особое внимание следует уделять:

- полноте и надежности рамочного законодательства;

- принудительному исполнению законов и договоров во всех обстоятельствах;

- четкому определению момента завершения расчета, особенно в случае неплатежеспособности;

- правовому признанию неттинговых механизмов;

- наличию правила нулевого часа или сходных нормативов;

- принудительной реализации обеспечения, предоставленного в рамках залоговых механизмов или операций репо;

- правовым рамкам, поддерживающим электронную обработку платежей;

- соответствующим положениям законодательства о банках и о Центральном банке РК;

- применимости законов вне пределов внутренней юрисдикции.

Для рассмотрения непосредственно правовых особенностей существования системы безналичных расчетов необходимо разобраться в сущности правоотношений, возникающих при осуществлении расчетных, платежных и иных операций. Важно определить объем прав и обязанностей, приобретаемых их субъектами, пределы ответственности, а также особенности объекта.

Постановление правления Национального банка Республики Казахстан от 03 июля 1999 года № 159 «Об утверждении Правил составления и представления отчета по распределению платежного оборота по способам безналичных платежей и переводов денег», в котором говорится «В целях проведения всестороннего анализа движения денег в платежной системе Республики Казахстан Правление Национального Банка Республики Казахстан постоновляет:

«Утвердить прилагаемые Правила составления и представления отчета по распределению платежного оборота по способам безналичных платежей и переводов денег и ввести в действие со дня введения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения…» [6, с. 3]

Правила составления и представления отчета по распределению платежного оборота по способам безналичных платежей и переводов денег

(с изменениями, внесенными постановлениями Правления Национального Банка РК от 14.02.01 г. N 34; от 01.12.01 г. N 490)

«1. Настоящие Правила определяют порядок составления и представления банками второго уровня и открытым акционерным обществом "Казпочта" (далее - банки) отчета по распределению платежного оборота по способам безналичных платежей и переводов денег (далее - отчет по распределению платежного оборота) подразделению платежных систем Национального Банка Республики Казахстан (далее - подразделение) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк)…» [7, с. 6]

В самом широком смысле под объектом любого правоотношения понимается то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения, т.е. то, по поводу чего они становятся носителями взаимных прав и обязанностей. В безналичных расчетах переход денег от плательщика к получателю осуществляется не путем их непосредственной передачи, а путем денежных переводов через учреждения банка. Такой переход не следует связывать только с расчетами в форме платежных поручений: он имеет место и при расчетах посредством аккредитива, расчетного чека, акцепта платежного требования, т.е. при любой форме расчетов.

Поскольку при несбалансированной экономике движение больших наличных денежных масс может вызывать кризисные ситуации, переход денежных средств из безналичной формы в наличную довольно жестко контролируется государством, и искусственно создаются и законодательно закрепляются условия для преимущественного хранения денежных средств в безналичной форме на счетах в кредитных организациях. Безналичные денежные средства весьма подвижны: для уплаты (передачи) денег достаточно списать сумму задолженности со счета плательщика и зачислить ее на счет получателя, чтобы таким способом передать денежный эквивалент стоимости поставок, работ, услуг.

Объектом расчетных правоотношений являются деньги, подлежащие уплате за выполненные работы, поставленную продукцию, оказанные услуги. Но, учитывая, что характерной чертой безналичных расчетов является отсутствие передачи денег плательщика непосредственно получателю, возникают такие вопросы, как "что следует понимать под термином "безналичные деньги"? " и "являются ли они самостоятельным объектом расчетных правоотношений? ".

Сам по себе способ безналичных расчетов как бы не создает новых средств платежа - "безналичных денег", которые следовало бы включить в понятие объекта расчетных правоотношений. Их объектами остаются деньги в виде денежных знаков, причем не только в идеальном представлении, когда они используются для расчетов или как мера стоимости, но и реально, в виде банковских и казначейских билетов, когда в предусмотренных законом случаях банк выдает их владельцу счета на основании чеков.

Сущность денег при переходе их в безналичную форму не нарушается. Более того, все функции денег, сформулированные современными экономистами, в полном объеме выполняются и безналичными деньгами.

Развитие техники привело к появлению новых терминов - "электронные деньги" и "электронные расчеты". С этим связан следующий эволюционный шаг денежного обращения, и объектом этих подобных расчетов по-прежнему являются те же безналичные деньги. "Электронные деньги" являются подвидом безналичных денег и имеют все характеристики, присущие безналичным деньгам. Знаки стоимости, отраженные на электронных носителях информации, находятся в прямой зависимости не только от специального субъекта - банка, но и от целой системы обеспечения их оборота, включающей технические средства приема, обработки и хранения информации (компьютеры, базы данных, специальное программное обеспечение поддержки платежных операций, каналы связи и такие средства проведения платежных и расчетных операций, как банкоматы, платежные терминалы и пластиковые карточки). Появление электронных носителей стоимости породило новые правовые проблемы, при неизменной экономической природе новоявленных денег. Эти проблемы лежат в области “отмывания” денежных средств теневой экономики и прав человека. Существует специальная межправительственная комиссия по финансовым операциям (Financial Action Task Force, FATF) из представителей 26 стран изучает возможность использования систем электронных денег для отмывания незаконных доходов. Она хочет убедиться, что создаваемые системы электронных денег позволят банкам выявлять подозрительные сделки и сообщать о них. В опубликованном докладе юридической группы по вопросам информационных технологий при Лондонском университете содержится предостережение, что развитие систем электронных денег чревато опаснейшими последствиями. В частности, в этом докладе говорится, что способы регистрации операций в действующих системах электронных денег существенно облегчают отмывание денег и уклонение от уплаты налогов. В этом докладе предлагается организовать систему агентств для контроля частных телефонных сообщений с целью выявления операций с электронными деньгами.

Если бы даже такой контроль был возможен, то получаемые данные, включая номера телефонов отправителя и получателя, необходимо было бы переправлять в полицейские компьютеры. А это затрагиваются права человека на неприкосновенность частной жизни и защиту данных, так что эти вопросы еще необходимо рассматривать с правовой точки зрения.

Платежные системы создаваемые банками для проведения расчетно-кредитных операций, регулируются Гражданским кодексом. Он устанавливает наиболее общие правила для кредитных и расчетных обязательств, которые не могут быть изменены другими законами и иными правовыми актами. Важным является предоставление сторонам при заключении соглашений в области кредитных и расчетных обязательств права строить свои взаимоотношения, основываясь не только на законе и банковских правилах, но также с учетом обычаев делового оборота, применяемых в банковской практике.

В отличие от банковских правил, закрепляющих императивный характер отношений при осуществлении безналичных расчетов, ГК расширил возможность сторон устанавливать права и обязанности по своему усмотрению.

Законодательство не устанавливает определенных норм для создания, эксплуатации, управления, определения ответственности в платежных системах. Все отношения в платежных системах носят договорной характер. Определенно тот правой пробел, сложившийся в данной области, будет решен. И учитывая заинтересованность государства в контроле за платежными системами, можно предположить, что дальнейшее развитие нормотворчества в этой области будет идти по пути повышения контроля и ответственности.

· 1 1.3 Особенности платежной системы в зарубежных странах

· 2 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫВ РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

· 3 2.1 Оценка и роль платежной системы в экономике Республики Казахстан

· 4 2.2 Анализ межбанковской Системы Переводов денег РГН КЦМР НБ РК

· 5 2.3 Анализ функционирования системы розничных платежей

· 6 Исходя из вышеизложенного сделаем следующие выводы:

· 7 По итогам проведенных работ на протяжении десяти лет на территории Казахстана успешно функционируют и развиваются две национальные платежные системы: Межбанковская система переводов денег (МСПД) и Система межбанковского клиринга. При этом экспертами международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Всемирный Банк) неоднократно отмечалась высокая эффективность и надежность платежных систем Казахстана, обеспечивающих своевременное проведение платежей и переводов денег. По оценкам консультантов Международного Валютного Фонда платежные системы Казахстана полностью соответствуют всем 10-ти Ключевым принципам, установленным Банком Международных Расчетов для системно значимых платежных систем (международные стандарты в области платежных систем).

· 8 В 2010 году Национальным Банком в целях повышения операционной надежности и производственной эффективности платежных систем Казахстана проведена работа по модернизации технической инфраструктуры национальных платежных систем и переводу их на новую программно-техническую платформу. По итогам проведенных работ 7 июня 2010 года осуществлена их миграция на новые версии платежных систем. Осуществлены настройка и ввод в опытную эксплуатацию кластерного программного обеспечения, позволяющего функционировать серверам основного и резервного центров платежных систем как единое целое.

· 9 В рамках развития интеграционных процессов и обеспечения приближения к стандартам Европейского Союза 7 июня 2010 года были внедрены международные стандарты номеров банковских счетов и банковских идентификационных кодов ISO 13616: IBAN (International Bank Account Number - международный номер банковского счета) и ISO 9362: BIC (Bank Identifier Codes - банковские идентификационные коды) соответственно. Применение широко используемых в финансовом сообществе стандартов банковских реквизитов направлено на совершенствование системы идентификации банков и их клиентов в платежных системах Казахстана, ускорение обработки внутренних и международных платежей, обеспечение соблюдения принципа STP (Straight through processing - сквозная обработка платежа).

· 10 Таким образом, действующие платежные системы Казахстана соответствуют всем международным стандартам, характеризуются высоким уровнем безопасности и значительной пропускной способностью.

· 11 В условиях поступательного роста экономики Казахстана ежегодно наблюдается рост количества и объемов платежей в платежных системах страны. В целом, за 11 месяцев 2010 года объем платежей, проведенных через платежные системы, составил 27,0 млн. транзакций на сумму 169,4 трлн. тенге (1 149,9 млрд. долл. США). По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество платежей в платежных системах увеличилось на 15,8% (на 3,7 млн. транзакций), сумма платежей выросла на 18,7% (на 26,7 трлн. тенге).

· 12 При этом каждая платежная система имеет собственное предназначение и ориентирована на определенные рынки товаров и услуг. Наиболее крупные, высокоприоритетные и срочные платежи в стране по операциям финансового сектора проводятся через МСПД, системно-значимую платежную систему страны. В связи с чем, через данную систему за 11 месяцев 2010 года проведено 98,3% от общей суммы безналичных платежей в стране и 38,6% от их общего количества.

· 13 Всего за 11 месяцев 2010 года через МСПД было осуществлено 10,4 млн. транзакций на сумму 166,5 трлн. тенге (1 130,1 млрд. долл. США). По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество платежей увеличилось на 15,9%, сумма платежей выросла на 18,7%. Средняя сумма одного платежного документа в МСПД составила 16,0 млн. тенге и увеличилась по сравнению с 11 месяцами 2009 года на 2,4%.

· 14 В Системе межбанковского клиринга расчет платежей осуществляется один раз в день на нетто (чистой) основе, при этом тарифы на обработку платежей значительно ниже, чем в МСПД. Поэтому через данную систему проводятся розничные платежи с суммой платежа до 5 млн. тенге. На данную систему в январе-ноябре 2010 года приходилась основная доля от общего количества платежей в стране - 61,4% и 1,7% от их общей суммы.

· 15 В целом, потоки платежей в Системе межбанковского клиринга за 11 месяцев 2010 года составили 16,6 млн. документов на сумму 2 917,1 млрд. тенге (19,8 млрд. долл. США). По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество документов в клиринговой системе увеличилось на 15,7%, сумма платежей выросла на 19,8%. Средняя сумма одного платежного документа в Системе межбанковского клиринга составила 175,9 тыс. тенге, увеличившись по сравнению с 11 месяцами 2009 года на 3,5%.

· 16 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫВ РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

· 17 3.1 Проблемы развития платежной системы в Казахстане

· 18 3.2 Основные пути совершенствования развития платежной системы в Республике Казахстан

o 18.1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

o 18.2 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.3 Особенности платежной системы в зарубежных странах

 

Анализ состояния национальных платежных отношений в странах СНГ показывает их достаточно низкую техническую оснащенность и наличие многоуровневых платежных схем, не связанных между собой. Практически ни в одной стране СНГ не функционирует единая платежная система, и имеется очень малый опыт работы системы валовых расчетов в режиме реального времени.

В России существует многоуровневая платежная система с использованием устаревших форм передачи информации - авизо, более прогрессивные формы применяются в основном на региональном уровне.

В Белоруссии имеется определенный опыт работы системы валовых платежей, однако данная система не охватывает всю внутриреспубликанскую платежную систему.

В Белоруссии создана "Рапида Бел" - универсальная система платежей через Интернет и по мобильному телефону. Более трех лет аналогичная платежная система успешно работает в России, теперь ее услугами смогут воспользоваться и жители Белоруссии.

Сегодня клиенты "Рапида Бел" могут просто и быстро оплачивать услуги ведущих операторов сотовой связи республики - Velcom и МТС, интернет-провайдера "Атлант Телеком", а также совершать платежи в адрес коммунальных служб - квартплата, плата за электроэнергию и газ. В ближайшее время к системе будут подключены ведущие интернет-магазины и другие торгово-сервисные предприятия Белоруссии.

Банк России занимает особое место в платежной системе России. Банк России, являясь оператором собственной платежной системы, координирует и регулирует расчетные отношения в России, осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем, определяя основные положения их функционирования, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, а также организует наличное денежное обращение. Кроме того, Банк России разрабатывает порядок составления и представления статистической отчетности, характеризующей платежную систему России, с целью повышения ее прозрачности.

В мировой практике основным достижением 1990-х гг. являлись ускорение и повышение безопасности платежей, в настоящее же время за рубежом центр внимания переместился на сокращение издержек ликвидности и обеспечение пользователям возможностей более гибкого повседневного управления ликвидностью.

Анализ мирового опыта показал, что наблюдается общее продвижение к более широкому использованию систем брутто-расчетов в режиме реального времени для переводов денежных средств на крупные суммы (Приложение В). Эта тенденция не носит всемирного характера – крупнейшей платежной системой в мире является Нью-Йоркская система межбанковских электронных клиринговых расчетов (CHIPS), которая обрабатывает около 60 % стоимости долларовых платежей. Хотя CHIPS в настоящее время является системой нетто-расчетов, которые производятся в конце дня, ее руководство объявило о планах эволюции в гибридную систему с расчетами согласованных партий платежей на протяжении всего дня. Страны «группы десяти» и Европейского союза, за исключением Канады, которая располагает системой нетто-расчетов в крупных суммах, обладающей многими из характеристик системы брутто-расчетов в режиме реального времени (БРРРВ), имеют или разрабатывают системы БРРРВ. Многие другие страны также разрабатывают данные системы.

Таким образом, в большинстве платежных систем в странах с развитой экономикой считается необходимым обеспечивать расчеты по платежным обязательствам в режиме реального времени с непрерывной завершенностью в течение операционного дня.

Во всем мире также наблюдается тенденция к большей централизации и к меньшему числу региональных платежных систем, особенно в развитии национальных систем переводов денежных средств на крупные суммы, в которых существует потребность в создании платежной инфраструктуры для обеспечения проведения денежно-кредитной политики.

Платежные системы в настоящее время имеют различные структуры собственности, однако большинство систем принадлежит центральным банкам.

На основе изучения зарубежного опыта следует, что инициативы по развитию платежной системы за рубежом в настоящее время направлены прежде всего на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены эти инициативы, в основном, на следующих направлениях:

- постепенное введение более широкого ассортимента платежных инструментов и услуг;

- разработка договорных механизмов платежной инфраструктуры, представляющих для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности предоставления им услуг инфраструктурного плана;

- повышение операционной совместимости, взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных инфраструктур, а также инфраструктур, связанных с расчетами по ценным бумагам, что позволяет обеспечить сквозную обработку платежей;

- облегченный доступ финансовых учреждений к дешевому расчетно-кредитному обслуживанию, а также более эффективные механизмы экономии ликвидности в платежно-расчетных системах;

- создание для национальной платежной системы подходящего нормативно-правового режима, предоставляющего центральному банку эффективные надзорные функции;

- более эффективные, стабильные и рационально организованные рынки, обеспечивающие надежное предоставление потребителям различных платежных услуг, а также тарификацию последних.

В настоящее время банки предоставляет множество различных новых банковских услуг и продуктов. Механизм функционирования системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.

На Западе была создана организация ISO (International Standarts Organisation), которая разработала определенные стандарты (ISO 7810) на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, MASTER CARD, AMERIKAN EXPRESS. В настоящее время более 200 стран мира используют пластиковые карты в платежном обороте.

К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карточек, относится: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционирует карточки данного вида. Большинство кредитных карточек можно использовать также для получения наличных через банкоматы как внутри страны так и зарубежом в учреждениях банка, учавствующего в соответствующей системе использования кредитных карточек. Например, кредитные карточки американских банков RIGGS и Citibank позволяют получать наличность в 40-50 тыс. автоматов на территории США.

В последние годы практически во всех странах, применяющих пластиковые карты, возрастает число дешевых карточек с фиксированной покупательской способностью, основанных на использовании различных технологических систем. Например, США, Италии, Франции, Великобритании и других странах применяются подобные карточки.

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫВ РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1 Оценка и роль платежной системы в экономике Республики
Казахстан

Платежная система Республики Казахстан, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным банком бывшего Советского Союза, не подходила для новых условий рыночной экономики. В связи с этим, Национальный Банк в 1991 году начал проведение реформы платежной системы.

Основными целями реформы платежной системы Республики Казахстан являлись ускорение прохождения платежей между банками и их клиентами (на начало 90-х годов срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, платежных требований).

Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские счета, открытые в филиалах Национального Банка Республики Казахстан, что позволило закрыть МФО, упорядочить организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк). В связи с развалом СССР и обретением странами постсоветского пространства государственной независимости, в 1992 году открыты корреспондентские счета для национальных/центральных банков стран СНГ в целях осуществления торгово-экономических расчетов. Операции по данным счетам начали проводиться с 1 июля 1992 года.

В целях обеспечения межбанковских расчетов, кассового исполнения государственного бюджета, кассового обслуживания коммерческих банков и бюджетных организаций и учреждений Национальным Банком были созданы в 1992 году расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских районах областных центров и г. Алма-Ате. К середине 1992 года функционировали 19 областных РКЦ и 274 районных РКЦ Национального Банка. В течение 1993 года Национальным Банком был проведен зачет взаимной задолженности между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так и за ее пределами. В этом же году по мере готовности технических средств началось внедрение электронных платежей в расчетах между областями Казахстана в целях недопущения использования фиктивных авизо и ускорения платежей.

В 1994 году впервые был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году создан Центральный Депозитарий государственных ценных бумаг. В настоящее время в Центральном Депозитарии внедрена электронная система расчетов по государственным ценным бумагам, которая позволяет дилерам осуществлять расчеты по сделкам, заключенным на внебиржевом рынке, непосредственно из своих офисов в режиме реального времени. Функционирование электронной системы расчетов основано на приеме-передаче электронных сообщений.

В целях совершенствования порядка осуществления платежей и уменьшения документооборота между банками в 1995 году была создана первая в Казахстане клиринговая палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника.

В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны результатов корреспондентских счетов национальных банков, а также проведена подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.

В целях развития и совершенствования платежной системы Республики Казахстан в 1996 г. при областных филиалах Национального Банка были созданы региональные клиринговые палаты, которые осуществляли межбанковский клиринг внутрирегиональных платежей.

В том же году нормативно закреплено понятие «электронное платежное поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений для обмена информацией по платежам между участниками платежной системы, ориентированные на SWIFT, в связи с чем система межфилиальных расчетов стала невостребованной и впоследствии ликвидирована.

В 1996 году Алматинская клиринговая палата реорганизована в Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями мировой практики. Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР Системы крупных платежей (СКП), обрабатывающей электронные платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе и имеющей характеристики перспективной RTGS (системы валовых расчетов в режиме реального времени). С введением в эксплуатацию СКП система расчетов по государственным ценным бумагам производится по методу DVP. В настоящее время на рынке государственных ценных бумаг принят единый стандарт сообщений (все информационные сообщения и платежные документы строятся в соответствии со стандартом SWIFT) и принята система кодировки эмиссий государственных ценных бумаг, отвечающая требованиям стандарта ISIN. [8, с. 91]

В целях обеспечения расчетно-кассового исполнения государственного бюджета и сохранности бюджетных средств постановлением Правительства Республики Казахстан в феврале 1996 года был создан государственный Бюджетный банк Республики Казахстан, основными функциями которого стали кассовое исполнение государственного бюджета Республики Казахстан, ведение учета и расчетно-кассовое обслуживание организаций и учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах, государственных внебюджетных фондов и средств, фондов целевого финансирования, пенсионного фонда, распределение общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней. Впоследствии государственный Бюджетный банк был реорганизован в Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в центральном аппарате Национального Банка, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских счетов позволила Национальному Банку оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над платежной системой и банковской системой в целом.

С целью создания конкуренции на рынке розничных платежей и улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Национального Банка.

В настоящее время межбанковский клиринг на территории Казахстана осуществляют КЦМР и ТОО «Финансово-промышленная компания «Тимей» (Северо-Казахстанская область).

В течение последних лет, в целях удовлетворения потребностей банковского и финансового секторов в эффективной и безопасной платежной системе, Национальным Банком проводились работы по совершенствованию Системы крупных платежей и приближению ее к системам валовых расчетов, действующих в развитых зарубежных странах. В итоге, в конце 2000 года Система крупных платежей КЦМР преобразована в межбанковскую систему переводов денег (МСПД), которая осуществляет расчеты в режиме реального времени (RTGS) в пределах доступных средств на счете пользователей и отвечает всем основным требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к системе платежей на валовой основе. Важными принципами МСПД являются окончательность и безотзывность расчета, завершение платежа в тот же день в режиме реального времени.

Платежи, осуществляемые через МСПД, гарантируются деньгами Национального Банка. В целях управления риском ликвидности, кредитным и системным рисками, Национальный Банк осуществляет мониторинг позиций пользователей МСПД в реальном времени на основании информации КЦМР, предоставляемой им электронным способом в течение операционного дня системы.

Участники межбанковского валютного рынка осуществляют платежи по расчетам с иностранной валютой в тенге через МСПД, что позволяет участникам минимизировать риски и быстро восполнять текущую ликвидность в тенге.

В настоящее время при осуществлении платежей и переводов денег через платежную систему отсутствуют временные задержки, повысилась эффективность и безопасность проведения платежей, в связи с чем, платежная система Казахстана вызывает доверие у банков второго уровня, небанковских организаций и хозяйствующих субъектов.

Национальный Банк обеспечивает осуществление платежей между корреспондентскими счетами банков второго уровня и ежедневно отслеживает их текущую ликвидность. Внутрибанковские платежи и платежи между филиалами одного банка проводятся самим банком по внутренней операционной системе, которая также обеспечивает выход в платежную систему КЦМР.

В целях формирования системы показателей, позволяющих оперативно анализировать, планировать и контролировать параметры денежно-кредитной и валютной политики, внешнего долга, платежного баланса, состояния банковской системы, а также анализа потоков денег в Республике Казахстан, в 2001 году внедрена система кодировки и определен порядок проставления Государственного классификатора Республики Казахстан - единого классификатора назначения платежей в используемых на территории Республики Казахстан платежных документах.

В 2009 году деятельность Национального Банка Казахстана в области платежных систем была направлена на дальнейшее совершенствование нормативных правовых актов в сфере осуществления платежей и переводов денег и механизмов надзора за платежными системами.

В целях повышения операционной надежности и производственной эффективности платежных систем Национальный Банк в течение 2009 года проводил масштабную работу по переводу платежных систем на новую программно-техническую платформу. Новый программно-технический комплекс платежных систем состоит из следующих систем: Межбанковской системы переводов денег-2 (МСПД-2), Межбанковского клиринга-2 (МК-2) и Системы обмена банковскими сообщениями-4 (СОБС-4). Все компоненты новых платежных систем разработаны с учетом требований экономии и максимального использования ресурсов, обеспечения требуемого уровня защиты и доступности, а также совместимости со стандартами, применяемыми в финансовой сфере.

Количество пользователей по состоянию на 1 января 2011 года составило 51 в т.ч.: 39 банков второго уровня и АО «Банк Развития Казахстана»; Комитет Казначейства Министерства финансов РК; 6 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (АО «Казпочта», АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», АО «Казахстанская фондовая биржа», РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов НБРК» и Клиринговая палата КЦМР); Государственный центр по выплате пенсий; Межгосударственный Банк и Евразийский Банк Развития; Национальный Банк РК.

В целом через платежные системы Казахстана (Межбанковскую систему переводов денег и Систему межбанковского клиринга) в 2010 году было проведено 29.7 млн. транзакций на сумму 187 704.4 млрд. тенге (или 1 273.9 млрд. долл. США). По сравнению с 2009 годом количество платежей в платежных системах увеличилось на 14.6% (на 3 785.4 тыс. транзакций), а сумма платежей - на 17.5% (на 27 958.8 млрд. тенге)

В 2010 году через МСПД было проведено 11.5 млн. транзакций на сумму 184 490.9 млрд. тенге (1 251.8 млрд. долл. США).

В среднем за день через МСПД в 2010 году проходило 46 тыс. транзакций на сумму 740.8 млрд. тенге, что больше уровня 2009 года по количеству на 5.9 тыс. транзакций (на 14.7%) и по сумме на 110.2 млрд. тенге (на 17.5%). При этом средняя сумма одного платежного документа в МСПД за 2010 год составила 16.1 млн. тенге и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 2.4% (на 382.5 тыс.

Рисунок 3. Динамика изменения количества платежей через МСПД за 2010г. по с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: