Тема урока: «Теорема о трёх перпендикулярах».




Тема урока: «Теорема о трёх перпендикулярах».

Цели урока:

обучающие:

· знать теорему о трех перпендикулярах и уметь применять ее при решении задач;

развивающие:

· уметь логически мыслить, точно выражать свои мысли, творчески подойти к поставленной задаче;

воспитательные:

· воспитать точность, аккуратность, любовь к предмету; показать красоту предмета.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

Организационный момент.

Включает в себя приветствие учителем класса, подготовку помещения к уроку, проверку отсутствующих.

Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами узнаем теорему о трех перпендикулярах и научимся решать и доказывать задачи в пространстве с помощью это теоремы.

Актуализация опорных знаний.

Проводится в форме фронтальной работы с классом.

· Способы задания плоскости;

· Какие прямые в пространстве называются параллельными?

· Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?

· Определение перпендикулярности прямой и плоскости;

· Признак перпендикулярности прямой и плоскости;

· Как проверить перпендикулярность прямой и плоскости с помощью строительного угольника?

· Сформулируйте теорему о перпендикулярности плоскости одной из параллельных прямых;

· Что называется перпендикуляром к плоскости?

· Что называется наклонной к плоскости?

· Что называется проекцией наклонной на плоскость?

Изучение нового материала.

Теорема 1. Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.

Доказательство:

Рассмотрим плоскость. Прямая перпендикулярна к этой плоскости, так как она перпендикулярна к двум пересекающимся прямым и, лежащим в плоскости (по условию и, так как. Отсюда следует, что прямая перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости, в частности. ЧТД.

Обратная теорема: Прямая, проведенная в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к ее проекции.

2) Решение примеров на доске:

Задача 1. В треугольнике угол прямой, а - перпендикуляр к плоскости. Доказать, что - прямоугольный.

 

Доказательство: Сделаем рисунок (рисунок 2).

Пусть треугольник лежит в плоскости. Так как перпендикулярна плоскости, то. Прямую рассмотрим как наклонную к плоскости, тогда будет проекцией на плоскость. По условию, так как в, то. Таким образом по теореме о трех перпендикулярах из того что и, следует, что. Получаем, что в угол прямой, а значит - прямоугольный. ЧТД

 

 

Задача 2. Из вершины квадрата со стороной 16 см восстановлен перпендикуляр длиной 12 см. Доказать, что треугольник - прямоугольный и найти его площадь.

Решение: Сделаем рисунок (рисунок 3).

Обозначим - плоскость, в которой лежит квадрат. По условию, тогда. Если рассмотреть как наклонную к плоскости, то является её проекцией на эту плоскость. Так как - квадрат,. С другой стороны можно рассматривать как прямую, проведенную в плоскости через основание наклонной перпендикулярную ее проекции. Тогда по теореме о трех перпендикулярах и. Таким образом, - прямоугольный.

Площадь прямоугольного треугольника можно найти как полупроизведение катетов и. Для нахождения, рассмотрим. Он прямоугольный,, в этом треугольнике является гипотенузой. Запишем для этого треугольника теорему Пифагора:. По условию см и см. Подставляя эти значения в последнее равенство, получим:(см)

Формула для нахождения площади запишется следующим образом:

Подставляя в это равенство заданное значение см и найденное значение см, получим: (см2)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: