Тур № 2 – «По средам и континентам»




Задачи урока

  • Образовательные:

─ систематизировать знания о строении и жизнедеятельности млекопитающих;

─ обобщить информацию о многообразии млекопитающих;

  • Развивающие:

− устанавливать зависимость между строением и образом жизни млекопитающих;

− умение сравнивать;

− развитие интереса и познавательной активности учащихся;

− видение и объяснение биологических ошибок;

− развитие логического мышления;

  • Воспитательные:

− осознание единства «Природа – Человек»;

− воспитание чувства сопереживания братьям нашим меньшим;

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока ученики закрепят следующие знания:

  • Особенности организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания на планете;
  • Строение, особенности жизнедеятельности, обмена веществ, поведения млекопитающих как самого высокоорганизованного класса позвоночных;
  • Черты приспособленности представителей разных отрядов к среде обитания;
  • Значение млекопитающих в природе;
  • Основные меры по охране животных;

Учащиеся отработают следующие умения:

  • Определять относительный характер приспособленности животных к среде;
  • Называть и узнавать изученных животных по рисункам, фотографиям, в природе,
  • Устанавливать зависимость между строением и образомжизни зверей;
  • Сравнивать, находя общие и отличительные признаки;

Урок позволяет развивать навыки сотрудничества, самооценки, проектирования, самостоятельной работы;

Такие качества личности, как уважение и внимание к выступающему, взаимоподдержка, доброта и сопереживание к братьям меньшим, очень важны для подрастающего поколения

Необходимое оборудование и материалы

таблички с названием команд,карточки красного, желтого и зеленого цветов, таблица для внесения результатов конкурсов, таблица для первого конкурса для внесения данных по отрядам млекопитающих, листочки с напечатанным тестом, фотография или картинка с изображением летучей мыши, моржа, обезьяны и крота, флэш-презентация, мультимедийный проектор, экран, выполненные ребятами плакаты по охране млекопитающих (домашнее задание);

 

 

Мотивация учащихся

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

 

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Ход и содержание урока

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

 

Итак, начнём!

Учитель начинает урок с чтения стихотворения, после которого учащиеся определяют цель урока – обобщить знания по теме «Млекопитающие»

(слайд № 2)

 

То роют в почве норы, то плавают в воде,

То лезут выше в горы, короче, есть везде!

Покрыто тело кожей, на коже густо шерсть.

Зимой они не мёрзнут и могут в снег залезть.

Пушистые на ощупь и теплые внутри.

То спящие всю зиму, то рыщут до зари.

Во рту зубов различных не просто сосчитать:

Резцы, клыки и прочие – кусать, хватать и жевать.

Один грызёт орехи, другой жуёт траву,

А третий ищет мясо, чтоб накормить братву.

Хоть летом, хоть зимою детей растить легко,

Искать не надо пищу - с собой есть молоко.

В лесу как санитары, а могут быть как дичь,

В колхозе быть в отаре, и можно их постричь.

Кто бегает от волка, кто тащит груз легко.

Кто в цирке на арене взмывает высоко.

Кто мал как бурозубка, а кто как кит - велик

Но совесть пусть любого обидеть не велит!

Жестоких браконьеров хотим предостеречь –

Зверей от истребленья мы в силах уберечь!

Я думаю, узнали, о ком пойдёт урок?

Ведь знания былые у вас остались впрок!

Какая же цель нашего урока?

(цель урока – обобщить знания по теме «Млекопитающие»)

Проблема нашего урока: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

У нас необычный обобщающий урок. Мы проводим игру – соревнование «класс Млекопитающие»!

Командам будут предложены несколько конкурсов, в результате которых мы узнаем, как хорошо они знают животных.

Команды готовы, жюри будет судить нашу игру, подведет итог по результатам проверки ваших знаний. Начинаем.

Учитель: Мы с вами знаем, что класс млекопитающих самый многочисленный и делится на разные систематические группы – отряды, подотряды, семейства, по которым вы готовили свои творческие работы.

Тур 1 – «Отрядный»

В качестве разминки предлагаю вам просмотреть видеоряд с изображением различных млекопитающих, по ходу которого вы должны поставить плюс в строке с названием того отряда к которому относится животное, появляющееся на экране. (слайд №)

Название отрядов Количество представителей
  1. хищные
 
  1. грызуны
 
  1. сумчатые
 
  1. насекомоядные
 
  1. парнокопытные
 
  1. зайцеобразные
 
  1. рукокрылые
 
  1. приматы
 
  1. ластоногие
 
  1. китообразные
 
  1. непарнокопытные
 
  1. хоботные
 
   
   

Проверка по слайду №

Количество правильно записанных отрядов определяет количество полученных баллов

Тур № 2 – «По средам и континентам»

Учитель: конечно вы понимаете, что такое многообразие животных расселено в природе так, чтобы не мешать друг другу. Назовите пожалуйста какие среды обитания заселили млекопитающие?

Ученики: называют и на слайде № появляются названия сред.

Прогрессивные черты:

Волосяной покров.

Потовые и сальные железы;

Семь шейных позвонков;

2 поколения дифференцированных зубов;

4-х камерное сердце, температура тела

постоянная;

Диафрагма. Развитые легкие;

Хорошо развитый головной мозг, есть кора

больших полушарий, сложное поведение;

Внутриутробное развитие, живорождение,

выкармливание детёнышей молоком

Каждая группа получает в конверте животного, у которого надо перечислить черты приспособленности к своей среде обитания.

1 группа – летучая мышь

2 группа – крот

3 группа – шимпанзе

4 группа - морж

Группам дается 2 минуту на работу. После чего они дают ответы. Представители других групп могут дополнять.

Тур 3 – «Третий – лишний» (слайд №)

В группе 3 животных, одно из которых не подходит по объединяющему признаку.

Назовите это животное и поясните свой выбор.

Слайд № 7 – медведь, верблюд, дельфин.(дельфин – нет шерстного покрова, водная среда обитания)

Слайд № 8 – Собака, шимпанзе, лошадь (лошадь – у нее от пяти пальцев остается только один)

Слайд № 9 – Медведица, слониха и коала (коала – детеныша вынашивает в сумке)

Слайд № 10 – ехидна, утконос, белка (белка)

Тур № 4 – «Слышал звук, но знаю чейон» (слайд №)

Угадать голоса животных

Тур № 5 – «Кто, кто в теремочке живет(слайд №16)

домашнее задание – Каждая команда приготовила описание одного млекопитающего, которого другая команда должна отгадать по описанию.

1–,

2 –

На слайдах появляется изображение загаданных животных, после того, как его угадали.

(слайды № 17, 18, 19, 20)

Физминутка –

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).

«Фразеологическая биология»(слайд №)

Учитель: Я предлагаю вспомнить русский язык. Сейчас вспомним что такое фразеологизмы, да еще и свяжем их с изучаемой темой.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Я начну фразу, а вы ее продолжите:

  • Хитрый как …..лиса
  • Трусливый как … заяц
  • Голодный как … волк
  • Спит как … сурок
  • Пашет как … лошадь
  • Тихо как … мышка

Продолжаем наш урок.

Тур № 7 – «А правда-ли?» (слайд №)

Ребята, ответьте на вопрос ученицы 3 класса, который у нее возник во время прочтения произведения П.Ершова – «Конек-горбунок».

Подъезжая к окияну,
Говорит конёк Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну -
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит;

А правда ли, что есть такая рыба – кит?

Кит - самое крупное животное на нашей планете. Длина его достигает 33 метров. Вес такого исполина свыше 150 тонн. Один кит может весить больше, чем 50 африканских слонов.

В очень далёкие времена - миллионы лет назад - жили киты не в воде, а на суше. Только это были совсем другие киты. Их кожу покрывала шерсть, на голове торчали уши. Передвигались эти великаны медленно, были неповоротливы. Опасность поджидала их на каждом шагу. Часто нападали на них хищники. А где спасенье? Киты стали уходить в воду. Там же пришлось искать и пищу. Но на мелкой воде мало было еды для громадных китов. Всё смелее удалялись они от берега. Потом и вовсе перестали выбираться на сушу.

Всё, что мешало плавать - задние ноги, шерсть и ушные раковины постепенно исчезли. Зато появился плавник на спине и хвосте, как у рыб. Передние ноги стали жёсткими грудными плавниками, при помощи которых киты поворачивают, меняют высоту, тормозят. Спинной плавник помогает устойчиво держаться в воде. Хвост, очень гибкий и подвижный, заканчивается широкими горизонтальными лопастями.

 

Ребята делают вывод, что в первом случае про кита была написана не правда, приводя доводы, объясняя, чем млекопитающие отличаются от рыб. Учитель делает упор на присутствие в литературе биологических ошибок, которые приводят к искажению мировоззрения у учащихся в дальнейшем.

В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали?

Ответ: глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что даёт ему обозрение на 360 градусов. Благодаря этому зайцы спасаются от погони.

 

(развитие критического мышления) (слайды № 23).

Переход к способам охраны и защиты животных.

Тур № 8 – «Защита плакатов по охране млекопитающих животных ». (слайд № 24)

Каждая группа имела домашнее задание – сделать плакат или коллаж по охране млекопитающих. Ребята защищают свои плакаты, которые до начала урока развешаны на стенде.

Рефлексия деятельности на уроке

Тур № 9 – «Тестирование» (слайд № 25)

Орешек знаний твёрд, но всёже,

мы не привыкли отступать!

И повторив всё основное,

Мы к тесту можем приступать!

Каждый ученик получает тест из 10 вопросов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: