Shozhunchap Airana Artiomovna




Правовой статус беженцев в Республике Тыва

Монгуш Чечек Базыр-оовна

Старший преподаватель

Шожунчап Айырана Артемовна

Студент

ФГБОУ ВО «Тувинский Государственный Университет»

 

Ключевые слова: переселение, интеграция на месте, убежище, права и обязанности беженцев, правовое положение беженцев, вынужденная миграция.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового статуса беженцев в Республике Тыва, понятие беженца, основные нормативно-правовые акты, посвященные беженцам. Анализируются основные права и обязанности беженцев.

Legal status of refugees in the Republic of Tuva

Mongush Chechek Bazyr-oolovna

Shozhunchap Airana Artiomovna

Key words: resettlement, local integration, asylum, rights and obligations of refugees, legal status of refugees, forced migration.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the legal status of refugees in the Republic of Tuva, the concept of refugee, the main legal acts on refugees. The basic rights and obligations of refugees are analyzed.

На сегодняшний день постоянно увеличивается количество людей, которые вынужденно покинули территорию Украины и прибыли на территорию России. Это обусловлено острым внутриполитическим кризисом в Украине, граждане которой ищут укрытия и защиты со стороны другого государства. Проблема правового регулирования правового положения беженцев является актуальной и активно обсуждается как учеными, так и практиками. Вынужденная миграция представляет собой территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования либо реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие экстраординарных обстоятельств экономического, природного, техногенного или другого характера. Одной из важных задач Российского государства в современных условиях является надежное обеспечение прав и свобод беженцев, которые перемещаются по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Проблемы беженцев является одной из наиболее важных проблем всего мирового сообщества. Беженцы являются следствием военных межгосударственных конфликтов, внутринациональных проблем, систематических нарушений прав человека в некоторых странах и т. д. Покинув свой дом, свою страну, спасаясь от конфликтов и преследования, беженцы сталкиваются с огромным количеством проблем, начиная от нарушения прав человека и заканчивая нехваткой гуманитарной помощи.

Изучению статуса беженцев и вынужденных переселенцев как одного из видов конституционно-правового статуса человека и гражданина, а также исследованию механизмов защиты их прав посвятили свои труды: С.А. Авакьян, Э.А. Аметистов, А.А. Белкин, В.В. Бойцова, Н.В. Витрук, А.М. Ибрагимов, Е.И. Козлова, Л.И. Котиева, О.Е. Кутафин.

В 1992 году Россия присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженца, а в 1993 году были приняты законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Затем в названные законы вносились многочисленные изменения и дополнения. В настоящее время Федеральный закон «О беженцах» действует в редакции федеральных законов от 31 декабря 2017 года, а Закон РФ «О вынужденных переселенцах» в редакции федеральных законов от 30 декабря 2015 года. Федеральный закон «О беженцах» определяет основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев. В Законе закрепляется, что регулирование отношений в сфере предоставления статуса беженца, реализации и защиты прав и свобод беженцев осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ФЗ «О беженцах» в ст. 1 содержит следующее определение понятия «беженец» – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности, может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения ФМС России.

По данным средств массовой информации в Республике Тыва первыми беженцами признаны граждане Украины. По официальным данным, в Кызыл прибыли 15 граждан из Украины. Семеро из украинских граждан обратились с просьбой предоставить им временное убежище, четверо – статуса беженца с последующим оформлением российского гражданства.

Власти Тувы рассматривают возможности трудоустройства украинских переселенцев. Республика готова заключить 5-летний контракт с учителями русского языка, а также с врачами, имеющими специальности «отоларингология», «офтальмология», «фтизиатрия», «педиатрия», «акушерство-гинекология», «ортопедия», при условии, если они согласны работать на селе. Помощь сегодня им оказывают республиканские и городские власти. Как пояснил министр труда и социальной политики, большинство из прибывших переселенцев имеют здесь близких родственников. На случай наплыва переселенцев власти региона подготовили несколько пунктов временного размещения на базе социальных учреждений.

Чтобы обеспечить достойное правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, законодатели РФ установили, что люди, укрывающиеся от преследований на территории страны или же получающие дипломатическое убежище, имеют право:

1. получать сведения о своих правах и обязанностях, в том числе при помощи переводчика;

2. просить содействия в оформлении разрешительных документов для въезда в Россию, а также в успешном проезде и провозе багажа;

3. находиться под охраной в центре временного размещения;

4. размещаться в помещениях, предоставленных из фонда жилья для временного поселения;

5. питаться, пользоваться коммунальными услугами, получать лекарства и медицинскую помощь;

6. учиться и работать наравне с гражданами РФ, вести предпринимательскую и общественную деятельность;

7. в любой момент вернуться в родную страну или уехать в другое государство.

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев обязывает людей, причисленных к этим категориям:

1. соблюдать Конституцию РФ и другие нормативные правовые акты;

2. придерживаться порядка, установленного в жилье для временного поселения, в том числе прибыть туда своевременно;

3. в случае изменения в составе семьи, перемены имени и фамилии кем-либо из родственников, получения гражданства РФ или намерения изменить место жительства сообщать об этом в федеральный орган исполнительной власти как можно быстрее (не позже чем через семь дней);

4. своевременно проходить процедуру переучёта либо сниматься с учёта (при перемене места жительства).

Правовой статус беженцев имеет ряд особенностей, которые определяются тем, что беженцы представляют собой категорию населения, специфика статуса которой связана с их пространственными перемещениями из одной страны в другую. Миграционные процессы беженцев всегда оказывают изменение правового статуса, так как их правовой статус увеличивают объем прав и обязанностей, происходит наложение прав и обязанностей со стороны государства, принявшего беженца в свое государство. Статус беженца имеет временный, переходный характер, который возникает у гражданина после обращения в государственные органы и прекращается после выезда из государства пребывания, либо вследствие лишения данного гражданина данного статуса. Условно в содержании правового статуса беженца можно выделить определенные группы прав, свобод и обязанностей, которые в совокупности и будут определять правовое положение беженцев. Это, во-первых, права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права, во-вторых, установленные нормами национального законодательства и, в-третьих, предоставленные органами местного самоуправления

Таким образом, беженцы в Российской Федерации обладают 4-мя группами прав: личные права и права, вытекающие из семейных отношений, определенные законами страны его гражданства или страны его постоянного проживания; права, предоставляемые наравне с иностранными гражданами; права, предоставляемые наравне с гражданами государства пребывания; специальные права, предоставляемые исключительно беженцам.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 27.12.2018) «О беженцах»

2. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 27.12.2018) «О вынужденных переселенцах»

3. Антошкина Т.И. О сущности понятия «беженец» и некоторых особенностях правового положения лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации // Вестник Нижегородской правовой академии. – 2015. – №4 (4). – С. 46-47.

4. Волох В.А. Правовой статус беженцев в международном и российском праве // Закон и право. – 2017. №10. – С.15-19.

5. https://www.tuvaonline.ru/ – сайт Тыва онлайн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: