Конституция Н. М. Муравьёва




Проект конституции Северного общества предусматривал образование Российской федерации в составе 14 держав и 2 областей. Другая идея: преобразование страны в конституционную монархию, при которой практически любые назначения подлежали утверждению со стороны парламента. Предполагалась также отмена крепостного права на условиях наделения крестьян землёй из расчёта 2 десятин на двор (в то же время для прокорма крестьянской семьи требовалось 4 десятины), то есть закреплялось крупное помещичье землевладение.

«Русская правда» П. И. Пестеля

Документ П. И. Пестеля самым коренным образом отличается от программных установок Северного общества. Во-первых, Пестель видел Россию единой и неделимой с сильной централизованной властью. Во-вторых, страна должна была стать республикой. В-третьих, полковник считал, что предназначавшуюся для крестьян землю не следует разделять по дворам, а необходимо оставить в общинной собственности.

 

  1. Основные направления внешней политики России в первой половине XIX века.

В начале 19 в. внешняя политика России заключалась в основном в решении проблемы борьбы за укрепление своих позиций на Ближнем Востоке и противостоянии агрессии наполеоновской Франции.

В 1783 г. Грузия заключила с Россией Георгиевский трактат, по которому управление внешней политикой Восточной Грузии передавалось русскому правительству. В 1798 г. царь Георгий 12 попросил Россию об участии в управлении внутренними делами Грузии. В 1801 г. по манифесту Александра 1 управление Картлийско-Кахетинским царством было передано русскому наместнику. В 1803 - 1804 гг. в состав России вошли Мегрелия, Гурия и Имеретия, что означало полное присоединение Грузии. Активная политика в этом регионе и присоединение Грузии к Российскому государству стали поводом для начала Русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг.

 

Русские войска нанесли Турции ряд тяжелых поражений на Балканах и Кавказе. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор, по которому Бессарабия присоединялась к России.

Русско-иранская война 1804-1813 гг. была закончена победой русской армии и заключением выгодного для России Гюлистанского мирного договора осенью 1813 г. России отошли основная часть Азербайджана и Дагестан. Иран терял право держать военный флот в Каспийском море.

 

Внешняя политика 1-й четверти 19 в. определилась противостоянием Российского государства агрессивной политике наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. Россия вступает в антифранцузскую коалицию с Англией, Австрией и Швецией. Начавшаяся в 1805 г. война была проиграна русскими и австрийскими войсками в битве под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.) и закончилась оккупацией Австрии.

В 1806 г. создается четвертая коалиция против Франции в составе Пруссии, Англии, России и Швеции. 7 июля 1807 г. в Тильзите был подписан Русско-французский договор о мире, дружбе и союзе. Наполеон предоставил России свободу действий по отношению к Швеции и Турции, давая возможность усиления за счет этих стран. Фактически это был договор о невмешательстве в агрессию. Россия соглашалась с колониальной политикой Наполеона в Западной Европе и была вынуждена присоединиться к блокаде Англии. В результате Россия потеряла основного партнера по торговле и понесла убытки.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. шла успешно для Российского государства. Она завершилась подписанием выгодного для Александра Фридрихсгамского мирного договора, по которому к России переходили Финляндия и Аландские острова.

 

  1. «Введение к уложению государственных законов» как исторический источник: причины и обстоятельства создания, характеристика документа, значение.

Александр I видел, что действия “Негласного комитета” не приводят к серьезным изменениям. Требовался новый человек, который бы решительно и последовательно проводил реформы. Им стал статс-секретарь, заместитель министра юстиции Михаил Михайлович Сперанский.

В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием “Введение к Уложению государственных законов”. В нем содержались следующие положения:

> принцип разделения властей;

> законодательная власть должна находиться в новом парламенте — Государственной думе;

> исполнительную власть осуществляют министерства;

> судебные функции — у Сената;

> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу;

> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — “среднее состояние” (купцы, государственные крестьяне), 3-е — “народ рабочий” (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);

> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;

> во главе Думы — канцлер, назначаемый царем.

Александр I в целом одобрил политическую реформу Сперанского, но решил проводить ее постепенно, начав с самого простого. Но высшее дворянство выразило свое крайнее недовольство проводимыми реформами. Александр I, помня о судьбе своего отца, приостановил реформы.

 

  1. Истоки конституционализма в России.

Конституционализм в России хотя и зародился позднее, чем в других государствах (Россия значительно дольше других стран оставалась в рамках абсолютно самодержавного режима), прошел достаточно длительный путь развития, характеризующийся противоречивостью, этапами становления, падения, возрождения основополагающих идей и принципов.

В истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

До 1917 года:

Первые конституционные идеи в России появились в XVIII в. Это прежде всего идеи дворянского (феодально-крепостнического) конституционализма: «кондиции» для будущей императрицы Анны Иоанновны, идеи Н. И. Панина (совместно с Д. И. Фонвизиным им был даже разработан проект конституции), А. Р. Воронцова и др. Все проекты, идеи этого периода не следует расценивать как призыв к установлению в России конституционной монархии — классовая сущность государства оставалась феодальной с сохранением центрального места в политической системе за монархом. Однако отдельные прогрессивные моменты эти идеи содержали: попытки урегулировать политические отношения в среде господствующего класса, институционализации общественного мнения, повышения его роли в жизни страны и др.

 

Во второй половине XVIII в. в России возникло новое течение общественно-политической мысли — просветительство. Его представители (С. Е. Десницкий, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.) значительное внимание уделяли вопросам конституционализма.

В XIX в. развитие конституционной мысли в России шло по двум направлениям:

1) монархическое (правительственное) — М. М. Сперанский, Н. Н. Новосельцев, П. А. Вяземский, П. И. Шувалов, П. А. Валуев и др.;

2) дворянско-либеральное и буржуазно-либеральное (этап революционно-дворянского конституционализма) — А. В. Бердяев, П. В. Долгоруков, П. И. Пестель, Н. М. Муравьев, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский и др.

 

Преобладающей на этом этапе была идея конституционной монархии, однако отдельные представители либерального направления уже выдвигали идею республиканского правления (П. И. Пестель в «Русской правде»); в одном из вариантов конституционного проекта Н. М. Муравьева в качестве формы территориального устройства для России предлагалась федерация.

 

В 1881 г. Россия могла бы получить первую конституцию, но убийство Александра II (царя-реформатора, готового даровать конституцию), размах террора, нарастание революционного движения и обстановка ответных репрессий не позволили этому осуществиться.

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном понимании в России началось в первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов.

Отправной точкой практической конституционализации и парламентаризации страны стали Высочайший Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод основных государственных законов 1906 г. В России впервые провозглашались неотъемлемые гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва Государственной думы при общем сроке легислатуры 20 лет — безусловно, значимый этап в становлении российского парламентаризма. В среде научной общественности того времени сложилось мнение, что эти акты установили в России конституционный строй, который значительно ограничивал основы самодержавия.

 

Таким образом, говорить о последовательном восприятии Россией в начале XX в. идей и принципов конституционализма нельзя, однако нельзя не отметить прогрессивных сдвигов в укладе российской государственности, толчок к становлению начал конституционализма был дан.

 

  1. «Свод законов Российской империи» как исторический источник: причины и обстоятельства создания, характеристика документа, значение.

31 января 1833 г. Николай I издал манифест о введении в действие с 1 января 1835 г. «Свода законов Российской империи» (15 томов). Свод был подготовлен известным государственным деятелем того времени Михаилом Михайловичем Сперанским.

В рамках Свода законов было выделено два уровня: общегосударственный Свод законов Российской империи, положения которого распространялись на всю территорию страны, и своды местных узаконений (источники партикулярного права), определявшие изъятия из общеимперского законодательства и действовавшие в отношении жителей строго определенных локальных территорий.

19 января 1833 г. на заседании Государственного Совета, обсудившего представленный «Свод законов», было решено ввести его в действие с 1 января 1835 г. как единственный верный юридический кодекс

«Свод законов» состоял из 42-х тыс. статей, объединённых в 8 разрядов и помещённых в 15-ти томах. Для каждой статьи Свода законов был подготовлен комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. В первых трёх томах Свода излагались основные законы, государственное и губернское установление; в 4-м — уставы о рекрутских и земских повинностях; тома с 5-го по 8-й содержали уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе; в 9-м — законы о сословиях и их правах; в 10-м — законы гражданские и межевые; в 11-й и 12-й тома были включены уставы кредитных учреждений, торговые уставы, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности, в 13-й и 14-й — уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.), а 15-й — был посвящён уголовным законам.

 

27) Буржуазные реформы 60-х годов XIX века: предпосылки, причины, хронологические этапы проведения реформ, основные направления

Предпосылки:

1) Рост буржуазных отношений (росла потребность в наемном труде)

2) Промышленный переворот

3) Преобладание натурального хозяйства, тормозящего развитие товарно-денежных отношений

4) Рост недовольства эксплуатируемых крестьян

5) Неудача в Крымской войне

Причины:
К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Этапы проведения реформ:

1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы

1857 —ликвидация военных поселений

1861 —отмена крепостного права (Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе)

 

Основные положения и последствия крестьянской реформы:
- крестьяне получали права свободных сельских обывателей

- право распоряжаться своей рабочей силой

- право приобретать землю в собственность

- право арендовать землю

- предлагать свою рабочую силу в качестве наемного труда

- право на выход из общины

- право самоуправления

НО!

- появление малоземельных крестьян

- сохранение форм феодализма

- сохранение различных форм повинности

- подушная подать

- всеобщая круговая порука

- контроль государства за крестьянским самоуправлением

- состояние временной обязанности крестьян помещику из-за невозможности выкупа земли

 

2) 60-70-е годы — проведение либеральных реформ

1863 —финансовая реформа, реформа высшего образования

1864 —земская и судебная реформы

Судебная реформа

Предпосылки:

- недостатки существующей судебной системы

- развитие новых экономических отношений, нуждающихся в регулировании

- отмена крепостного права

Основные разработчики реформы: Замятин, Победоносцев

Основные положения реформы:

- отделение судебной власти от исполнительной

- процессуальная независимость судей

- единый суд для всех сословий

- гласность и открытость суда

- устный и состязательный характер

- право на защиту, апелляцию, кассацию

- ограничение рассмотрения дела двумя инстациями

1870 —реформа городского управления

1871 —реформа среднего образования

1874 —военная реформа

 

Военная реформа:

Основные положения:

- призывались в армию все мужчины, достигшие возраста 21года на срок 15 лет (флот 10 лет)

- льготы предоставлялись мужчинам, которые являлись единственными кормильцами/единственным сыном/обладали высоким уровнем образования

- полностью освобождались от несения службы духовные лица, врачи, преподаватели

- положение «о всеобщей воинской повинности» и положение «о военных округах»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: